За период своего существования как независимого государства, Казахстан прошел все этапы создания и укрепления институтов государственного управления, проведена финансовая стабилизация страны, накоплен экономический потенциал, завоеван авторитет молодой республики у международного сообщества, что обезопасило наше малочисленное, но огромное по территории государство от внешней угрозы.
Индустриально-инновационное развитие экономики на сегодня является неотъемлемой частью современной политики Республики Казахстан. Это способствует внедрению инноваций в собственные отрасли, созданию новых производственных мощностей, приобретению новых управленческих технологий и навыков, новейших патентов и ноу-хау. Следовательно, можно говорить о возросшей роли глобализационных процессов в экономике страны. В 2014 г. Указом Президента Республики Казахстан №874 была утверждена Государственная Программа индустриально-инновационного развития на 2015-2019 гг, которая разработана в соответствии с долгосрочными приоритетами Стратегии «Казахстан-2050» и направлена на реализацию ключевого направления «Ускорение диверсификации экономики», Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 г., Концепции по вхождению Казахстана в число 30-ти развитых государств мира.
Программа является логическим продолжением Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 гг. (далее – ГПФИИР) и учитывает опыт ее реализации. Программа является частью промышленной политики Казахстана и сфокусирована на развитии обрабатывающей промышленности с концентрацией усилий и ресурсов на ограниченном числе секторов, региональной специализации с применением кластерного подхода и эффективном отраслевом регулировании.
В рамках Государственной Программы индустриально-инновационного развития на 2015-2019 гг. был разработан механизм Карта индустриализации Казахстана. Карта индустриализации создана для того, чтобы государство во взаимодействии с бизнесом вырабатывало верные инвестиционные решения, то есть реализация частных проектов осуществлялись в наиболее благоприятных условиях и вместе с развитием соответствующей ресурсной и социальной инфраструктуры. Другими словами, государство и бизнес становятся партнерами, при этом инвестор, принимая обязательство, реализовывает проект, а государство гарантирует создание и развитие соответствующей инфраструктуры.
Инновационные сектора определены согласно приоритетам, указанным в концептуальных и программных документах, посланиях и выступлениях Главы государства, в частности, в Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 11 ноября 2014 г. «Нұрлы жол – Путь в будущее».
В силу того, что Казахстан является лидером среди стран СНГ в области преобразований, реформ и инициатив, как по количеству, так и по глубине и качеству, то при разработке Программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 гг. с перспективой до 2030 г. была поставлена задача создания преемственности, учета той лучшей практики, которая была накоплена в республике за последние годы. Согласно рейтингу Всемирного банка «Doing Business», наша страна заняла 63-е место из 181 государств мира, намного опередив остальные страны СНГ. Предлагаемая концепция Программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 гг. с перспективой до 2030 года содержит ряд существенных нововведений.
В рамках программы, с результатами которой государство связывает решение ряда глобальных социально- экономических задач, основная из которых – отход от сырьевой направленности и развитие новой казахстанской экономики – реализовано 389 индустриальных бизнес-проектов. Запуск в эксплуатацию всех предприятий позволит создать 90 тысяч дополнительных рабочих мест. Общий объем инвестиций составил 1,8 трлн тенге. Из 389 проектов уже заработало на полную мощность около 300. Остальные производства столкнулись с различного рода трудностями объективного и субъективного характера. Тем не менее ясно, что госпрограмма ФИИР – это, безусловно, очень хорошее решение, которое позволит нашей стране выйти на новый уровень развития.
Как сообщило Министерство индустрии и новых технологий (МИНТ), в рамках Карты индустриализации идет реализация 609 проектов стоимостью 9,6 трлн тенге, с созданием порядка 400 тысяч рабочих мест. Из них в сельской местности расположена почти половина, или 274 проекта. При этом, за последние два года запущено 389 проектов (из них почти треть так и не смогли выйти на плановую мощность) на сумму 1,8 трлн тенге, создано более 90 тысяч рабочих мест. Выпущено продукции на 390 млрд тенге, освоено 106 новых продуктов, среди них морские металлоконструкции, турбинные эстакады, композитные металлопластиковые трубы, энергосберегающие приборы, лекарственные препараты и другое.
Все вышеперечисленные продукты, безусловно, пользуются повышенным спросом как со стороны предприятий, так и со стороны населения. Кроме того, часто такие предприятия создавались не на пустом месте, а посредством модернизации уже существующих производств. Именно в этом, как выясняется сегодня, и заключается успех всех проектов в целом.
Продолжается работа по 220 из таких проектов Карты индустриализации, в том числе по таким крупным проектам, как Балхашская ТЭС, реконструкция Атырауского нефтеперерабатывающего завода, курорта Боровое, Шардаринской ГЭС и так далее.
Разработаны и одобрены комплексные планы модернизации шести крупнейших системообразующих предприятий металлургической и химической отраслей: АО «Алюминий Казахстана», АО «ССГПО», АО «Казхром», «Корпорация Казахмыс», «Арселор Миттал Стил», ТОО «Казфосфат».
Все эти предприятия, безусловно, будут успешными как на местном рынке, так и за рубежом. Впрочем, нужно отдать должное и новым предприятиям, которые возникли в эти годы впервые в Казахстане, пусть даже таковых и немного. Для успешного запуска Государственной программы по индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2015-2019 гг. (далее — Госпрограмма) были приняты все необходимые документы на 5-летний период: отраслевые программы по развитию приоритетных секторов экономики, функциональные программы, программы поддержки бизнеса, Схема рационального размещения производственных мощностей, Карта индустриализации, программы развития территорий.
В период, когда внедрение инноваций может стать антикризисным инструментом и позволит достичь задач, поставленных перед Правительством, наше министерство намерено продолжить работу по созданию малых инновационных предприятий, увеличению казахстанского содержания в закупках национальных компаний и недропользователей, а также по развитию интеллектуального потенциала страны посредством подготовки и переподготовки кадров. Стоит отметить, что в целях правового регулирования процессов развития казахстанского содержания был принят ряд нормативно-правовых актов.
В дальнейшем необходимо реализовать мероприятия, направленные на корректировку приоритетов отечественной инновационной деятельности с целью сохранения и совершенствования существующих конкурентоспособных секторов экономики, усовершенствование механизмов финансирования науки и инноваций, развитие системы государственно-частного партнерства в области инноваций, укрепление существующей инфраструктуры, основанной на региональных технопарках и бизнес-инкубаторах, а также на усиление направления по трансферту технологий и оказанию сопутствующих услуг.
В этой связи, как известно, в рамках совершенствования законодательной базы внесены изменения и дополнения в действующий Закон «О государственной поддержке инновационной деятельности», которыми предусмотрены нормы, защищающие интересы юридических лиц, в частности, таких институтов развития, деятельность которых направлена на развитие инновационной сферы в различных направлениях. Определены также цели и принципы, направления и формы государственной поддержки инновационной деятельности.
Еще одной характерной особенностью данного Закона является осуществление государственной поддержки инновационной деятельности посредством формирования комплекса мер инновационного развития, который будет утверждаться соответствующим постановлением Правительства Республики Казахстан и финансироваться из средств республиканского бюджета. Данный комплекс мер будет формироваться уполномоченным органом в области инновационной деятельности и реализовываться институтами инновационного развития.
Разработанная Концепция развития казахстанского содержания на среднесрочный период направлена на создание условий, обеспечивающих развитие отечественной промышленности (несырьевого сектора). Это будет осуществляться посредством увеличения доли казахстанского содержания в закупках товаров, работ и услуг организациями государственного и частного сектора, повышения эффективности производства конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей потребности населения, государства и субъектов частного сектора, стимулирования отечественных производителей товаров, работ и услуг и наращивания выпуска конкурентоспособной продукции.
Достижение всех этих задач предполагается по четырем нижеследующим направлениям. Во-первых, это обязательное осуществление закупа товаров, работ и услуг казахстанского происхождения государственными органами, национальными компаниями, недропользователями и системообразующими предприятиями. Во-вторых, это улучшение качества выпускаемых товаров путем модернизации имеющегося производства. В настоящее время в Казахстане имеются сложности в области модернизации и обновления основных фондов, что существенным образом сказывается на конкурентоспособности отечественной продукции. Обновление основных фондов и техническое перевооружение должно стать приоритетом государственной индустриальной политики, так как повышение производительности труда напрямую зависит от состояния основных средств. В-третьих, это создание и развитие новых конкурентоспособных производств. Сегодня одной из основных проблем развития казахстанского содержания является отсутствие производства товаров и предоставления отечественными поставщиками работ и услуг, востребованных на территории Республики Казахстан. По данной группе товаров, работ и услуг необходимо определить приоритетную номенклатуру с учетом востребованности, возможности и целесообразности производства. В этой связи необходимо наладить системный мониторинг потребностей, сопоставительный анализ структуры закупаемых товаров и имеющегося в Республике Казахстан предложения.
Активное проведение индустриально-инновационной политики обеспечит темпы роста экономики не менее чем на 8,8-9,2% в год. Это позволит увеличить к 2015 году по сравнению с 2000 годом объем ВВП примерно в 3,5-3,8 раза, довести среднегодовые темпы роста в обрабатывающей промышленности до 8-8,4%, увеличить рост производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снизить энергоемкость ВВП в 2 раза.
Результаты от реализации Стратегии к 2015 году в условиях интенсивного освоения месторождений нефти и газа не приведут к коренному изменению структуры экономики и промышленного производства.
Реализация Стратегии позволит:
- увеличить к 2015 году удельный вес производства товаров в структуре ВВП с 46,5% до 50-52%;
- повысить удельный вес услуг научной и научно-инновационной деятельности в структуре ВВП с 0,9% в 2000 году до 1,5-1,7% в 2015 году;
- замедлить снижение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП с 13,3% в 2000 году до 12-12,6% в 2015 году (для сравнения: данный показатель без проведения индустриальной политики в 2015 году составил бы 10,9%).
В целом по стране под контролем правительства реализуются и прорабатываются 382 проекта в рамках плана индустриально-инновационного развития общей стоимостью 9,5 трлн. тенге, при этом планируется создать 59,2 тыс. рабочих мест. Из этих проектов – 37 прорывные на общую сумму 6,5 трлн. тенге с созданием 11,4 тыс. рабочих мест. Они реализуются в рамках программы «30 корпоративных лидеров Казахстана».
При этом в регионах страны запланировано реализовать 331 индустриальный проект на общую сумму 3 трлн. тенге с созданием 47,8 тыс. рабочих мест. Приоритетными отраслями реализации проектов определены агропромышленный комплекс, стройиндустрия, нефтепереработка, металлургия, химическая промышленность и фармацевтика, энергетика, развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры.
В 2009 году запланировано запустить 78 проектов на сумму 464 млрд. тенге с созданием 9589 рабочих мест.
В настоящее время в структуре экономики Казахстана промышленность занимает почти третью часть. Горнодобывающий сектор обеспечивает более 2,9% занятости и 18% валовой добавленной стоимости (далее – ВДС) в экономике. Инвестиции в основной капитал в добывающей промышленности сегодня составляют более 30% от общего объема, а в обрабатывающей промышленности всего 12%. Казахстан, лидирующий экспортёр продукции добывающих отраслей (в первую очередь за счет нефти), по показателю среднедушевого экспорта опережает все страны СНГ. Однако среднедушевой экспорт продукции обрабатывающей промышленности в Республике Казахстан вдвое ниже, чем в России.
По итогам 2012 г. в сравнении с 2008 г. в Казахстане отмечается положительная динамика прироста по основным индикаторам ГПФИИР: валовый внутренний продукт (далее – ВВП) вырос на 22,5%; ВДС несырьевого сектора – на 23,4%; ВДС обрабатывающей промышленности – на 22,3%; производительность труда в обрабатывающей промышленности – на 70%; объем несырьевого экспорта – на 6,5%; уровень инновационной активности предприятий – на 3,6%; объем инновационной продукции – на 240%, энергоемкость ВВП снизилась на 13,6%. Доля местного содержания товаров, работ и услуг в закупках субъектов мониторинга увеличилась с 48,2% в 2010 году до 63,1% в 2013 году.
В то же время, согласно страновому отчету Международного валютного фонда (далее – МВФ) за сентябрь 2013 года в экономике наблюдаются признаки «голландской болезни», в частности, формирование неблагоприятных условий торговли, рост уровня издержек в экономике и институциональные проблемы. Это подтверждается также структурой внешней торговли. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, доля минеральных продуктов в структуре экспорта за 2003 –2013 гг. выросла с 64,5% до 80%. С ростом мировых цен на ресурсы эти признаки будут усугубляться.
Итоги реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 гг. за 2010-2011 гг. и первое полугодие 2012 г.:
Для законодательного обеспечения реализации Госпрограммы внесены поправки в действующее законодательство. Приняты 3 новых закона, такие как – «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности», «О СЭЗ», «Об энергоэффективности и энергосбережении».
Согласно данным Агентства РК по статистике по итогам двух с половиной лет, можно отметить положительную тенденцию развития экономики Республики.
В 2011 г. ВВП составил 27,3 трлн. тенге, увеличившись к 2008 г. на 11,2 трлн. тенге. Реальный прирост – 16,7%, а к 2010 г. – 7,5%.
За январь-июнь 2012 г. прирост ВВП составил к аналогичному периоду прошлого года — 5,6%.
Наметился устойчивый рост обрабатывающей промышленности. Темпы ее роста опережают темпы роста горнодобывающей промышленности.
В 2011 г. прирост в производстве обрабатывающей промышленности составил 6,2%, в горнодобывающем секторе – 1,3%.
За январь-июль 2012 г. произведено продукции на сумму – 2 813,0 млрд. тенге (ИФО – 102,1%).
Так, ВДС в металлургической отрасли за 2011 г. выросла на 30,3% по сравнению с 2010 г. и составила 1,3 трлн. тенге.
За январь-июнь 2012 г. данный показатель составил 290,8 млрд. тенге (103,5% к 2011 г.).
В машиностроении прирост ВДС в 2011 г. по сравнению с 2010 г. составил 22,6%.
За январь-июнь 2012 г. данный показатель составил 58,7 млрд. тенге (рост 141,3% к январю-марту 2011 г.).
В химической промышленности объем производства по итогам 2011 г. составил 147,9 млрд. тенге (ИФО 130,1%).
За январь-июль 2012 г. данный показатель составил 104,3 млрд. тенге (131,7% к 2011 г.).
В фармацевтической промышленности объем производства по итогам 2011 г. составил 21,8 млрд. тенге и по сравнению с 2008 г. объем производства увеличен практически в 2 раза.
За январь-июль 2012 г. данный показатель составил 15,8 млрд. тенге (98% к 2011 г.).
Соответственно растет доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП. В 2011 г. она составила 11,4%. Для сравнения в 2009 г. -10,5% , в 2010 г.-11,3%. За январь-июнь 2012 г. данный показатель составил 11,5%.
Рост производительности труда в 2011 г. по сравнению с 2010 г. отмечается как в целом в экономике – 104,8%, так и в промышленности — 102,2%. При этом, в горнодобывающей промышленности допущено снижение на 5,2 п.п. (94,8%), в обрабатывающей промышленности рост составил 111,1%. Это один из самых высоких показателей среди всех секторов экономики (выше только в сельском, лесном и рыбном хозяйстве – 131,8% и торговле – 113,6%).
Производительность труда в обрабатывающей промышленности растет, превышая плановые показатели. Прирост в 2011 г. по отношению к 2008 г. составил 32,1%.
В январе-июне 2012 г. этот показатель составил 24,9 тыс. долл. США/чел., прирост по отношению к аналогичному периоду 2011 г. составил 1,3%.
Производительность труда в обрабатывающей промышленности увеличилась с 38,6 тыс. долл. США/чел. в 2008 г. до 51,0 тыс. долл. США/чел за 2011 г.
Наибольший показатель производительности труда в 2011 г. отмечается в металлургии – 87,3 тыс. долл. США/чел., в реальном выражении увеличился на 4,9% по сравнению с прошлым годом.
Наибольший прирост отмечается в химической промышленности – на 35,6% (38,0 тыс. долл. США/чел), производстве прочей неметаллической минеральной продукции – на 28,4% (30,6 тыс. долл. США/чел), машиностроении – на 27,2% (17,8 тыс. долл. США/чел).
Отмечается значительный рост объемов несырьевого экспорта. В 2011 г. составил 22,2 млрд. долл. США, прирост к 2009 г. – 85%. В январе-мае 2012 г. данный показатель составил 9,3 млрд. долларов США или 124%.
Итоги реализации государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию показывают эффективное государственное регулирование может принести положительные экономические результаты, при этом государственная политика не должна быть ограничена исключительно мерами воздействия, но и параллельно должна обеспечивать развитие производственного потенциала отечественной промышленности.
Модернизация и диверсификация реального сектора не могут осуществляться спонтанно только на основе механизмов рыночного саморегулирования. Государство должно взять на себя функции целенаправленной динамичной структурной модернизации – разработать индустриальные и экономические условия для перевода экономики в новое качественное состояние.
Для Казахстана развитие секторов экономики, таких как, инфокоммуникации, биотехнологии, космическая отрасль, высокоточное машиностроение, будет решением вопроса повышения конкурентоспособности страны и интеграции ее в мировую экономику. В данный момент особое внимание требуется уделить развитию нанотехнологий, биотехнологий и роботехники, IT-технологий — на это должны быть направлены финансовые и интеллектуальные ресурсы государства. В этой связи большую роль будет иметь дальнейшее развитие научно-технологических институтов и повышение эффективности в деятельности научных лабораторий высших учебных заведений, технологических парков, акционерного общества «Национальный научно-технологический холдинг «Парасат» и акционерного общества «Фонд науки», деятельность которых обеспечит направление инвестиционных финансовых потоков в интеллектуальный капитал. Особое внимание в ходе реализации программы будет уделено эффективному финансированию программ повышения квалификации казахстанских специалистов и поддержки программ выделения грантов на проведение опытно-конструкторских работ, подготовку технико-экономических обоснований и приобретение передовых технологий, обеспечивающих применение инноваций в реальном секторе экономики.
Список использованных источников
- Послание Президента от 11 ноября 2014 г. «Нурлы жол — Путь в будущее»;
- Стратегия развития Республики Казахстан «Казахстан-2050»;
- Программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 гг.;
- Программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 — 2014 гг.;
- Итоги реализации индустриальной программы. Министерство индустрии и новых технологии РК. URL: type=»book» name=»АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН» description=»Данная статья посвящена рассмотрению главных тенденций стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан. Основное внимание сосредоточено на методах, согласно которым развивается и реализуется государственная инновационная политика. Авторы считают, что в целях успешного проведения инновационной политики необходимо обеспечить рациональную комбинацию мер государственного регулирования и механизмов рыночной саморегуляции в области инновационных процессов.» author=»Нургазина Г.Е., Тұрдалы А. Н.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]