Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ОСОБЕННОСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ БРЕНДА НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Рынок алкогольной продукции в России практически всегда играл большую роль в экономике. Алкогольный сектор по-прежнему занимает лидирующие позиции среди других секторов, относимых к сельскохозяйственной и пищевой промышленности (сектор продовольственных товаров), и по темпам развития, и по доле отчислений в федеральный и региональные бюджеты [1].

В последнее время на территории Республики Башкортостан появляется все больше алкогольной продукции сомнительного качества и непонятного происхождения. Часть такого алкоголя изготавливается в республике, но основное его количество завозится из других регионов России и стран СНГ. В частности, несбалансированность налоговой политики среди стран Таможенного союза привела к росту нелегальной алкогольной продукции из Казахстана. После введения Таможенного Союза в Оренбургскую область обрушился вал «казахстанской» водки. Её стало можно ввозить в неограниченных количествах, как бы, для собственного употребления. Нелегальную казахстанскую водку усиленно предлагают торговле, дают объявления (в том числе и через интернет), осуществляют ее доставку в любом количестве в любое место по желанию клиента [2].

Общие тенденции развития ликероводочной отрасли в 2015 году можно оценивать, как умеренно-пессимистичные. По данным национальной алкогольной ассоциации, производство водки в Российской Федерации снизилось за 12 месяцев 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 22,3 %, объем реализации соответственно составил 75,2 % к уровню прошлого года. При этом сообщается, что в 2014 году розничные продажи водочной продукции составили 119,3 млн.декалитров, что на 7 % меньше, чем в 2014 г. И это расхождение вновь подтверждает факты проникновения водочного «контрафакта» даже в легальную, отмечаемую в декларациях, розничную продажу алкоголя – на уровне 30-50 млн. декалитров водки ежегодно. А всего, с учетом самогоноварения, аптечной спиртосодержащей продукции, нелегальных поставок «казахстанской» водки и прочих каналов сбыта «контрафакта», эксперты оценивают теневой рынок алкоголя в России в 2015 г. на уровне 55-70 %, то есть около 100 млн. декалитров [3].

Низкие показатели производства водки в 2015 году обусловлены высоким акцизом, который обусловил сокращение выпуска водки законопослушными алкогольными компаниями и спровоцировал существенный рост объема нелегальной водочной продукции. Чтобы укрепить позиции легального алкоголя, государство снизило официально установленную минимальную розничную цену на водку.

Согласно приказу Росалкогольрегулирования [5], самая дешевая бутылка 0,5 л с 01 февраля 2015 года стоит не 220 рублей, как это было с 01 августа 2014 года, а 185 рублей. Также в данном приказе Росалкогольрегулирования устанавливается, что отпускная цена производителя должна быть не менее 162 рублей за 0,5 литра водки, цена в оптовом звене – не менее 170 рублей, в розничной торговле – не менее 185 рублей. Причиной снижения минимальной цены на водку до 185 рублей в розничной продаже официально названа борьба с контрафактом. Однако эксперты выражают сомнение в том, что одна эта мера поможет эффективно бороться с нелегальным алкоголем, ведь уменьшения акцизной нагрузки для производителей водки не произошло. К тому же с осени 2014 года значительно выросли расходы на производство и реализацию. Только официальная годовая инфляция – 11 %, а в реальности цены на стеклопосуду, сырье, комплектующие и прочие затраты выросли для производителей водки больше [4].

Таким образом, в литературе выделяют основные тенденция развития рынка алкогольной продукции России [5]:

1) наблюдающееся смещение спроса в пользу более дорогих напитков, с меньшим содержанием алкоголя и относящихся к более высоким ценовым диапазонам. В рамках этой тенденции снижается производство и потребление водки и увеличивается потребление более слабых напитков — вина и пива, качество, известность, имидж и удобство упаковки которых приобретает сейчас все большее значение;

2) наблюдается явная тенденция к увеличению доли современных форматов продажи алкогольных продуктов, таких как супер- и гипермаркеты, специализированные супермаркеты. Для производителей это означает необходимость совершенно других навыков продвижения и реализации товаров;

3) в настоящее время российский рынок алкогольной продукции сильно фрагментирован. На нем представлено большое количество игроков с множеством собственных брендов. Основной тенденцией в данной ситуации является рост концентрации активов производителей алкогольных напитков.

Все это не могло не сказаться на алкогольном рынке Республики Башкортостан. В целях снижения рисков предприятиям по производству водки и ликероводочных изделий следует осуществлять следующие мероприятия [6]:

– способствовать продвижению своей продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынке путем развития дилерской сети, участия в выставках и презентациях;

– разрабатывать технологии, обеспечивающие выпуск новых видов продукции;

– улучшать и модернизировать действующие технологии;

– развивать дилерскую сеть по сбыту своей продукции;

– проводить реконструкцию действующих производств.

Для повышения в будущем конкурентоспособности своей продукции необходимо планировать следующие действия:

– обновлять ассортимент продукции, расширять его по новым товарным нишам;

– уделять больше внимания маркетинговому продвижению ведущих брендов, совершенствовать дизайн и упаковку товара, создавать новые товарные марки (бренды);

– проводить мероприятия по выходу на региональные и зарубежные рынки сбыта.

Поэтому наиболее перспективным направлением в развитии предприятия по производству водки и ликёроводочных изделий, является розлив лицензионной продукции уже раскрученных торговых марок, сотрудничество с крупными поставщиками алкогольной продукции, являющимися правообладателями товарных знаков на условиях предложения им конкурентных отпускных цен.

 

Список литературы:

  1. Данченок Л.А. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах. – М.: ООО «МаркетКорпорейшен», 2004. – 758 с.
  2. Капферер, Ж.-Н. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда / Ж.-Н. Капферер; пер. с англ. Е. В. Виноградовой; под общ. ред. В. Н. Домнина. – М.: Вершина, 2007. – 448 с.
  3. Макашев, М.О. Бренд: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИДАНА, 2004. – 207 с.
  4. Мильберт И.П. Бренды глобальных компаний на российском рынке: стратегия продвижения и оценка бренда. Автореферат дисс. канд.экон.н., г. С.-Петербург, 2009 г.
  5. Новости алкогольного рынка. По материалам сайта: (Дата обращения 07.03.2016 г)
  6. Рувенный И.Я. Маркетинговая стратегия организации и социокультурные факторы макросреды. Источник Альманах современной науки и образования, Тамбов: Грамота, 2010. № 11 (42): часть II. – C. 162-164.[schema type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ БРЕНДА НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ» description=»В статье рассмотрена специфика продвижения на рынок алкогольной продукции, проявляющаяся в столкновении взаимопротивоположных интересов основных участников рынка.» author=»Салихова Анна Геннадьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-20″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found