Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ВЛИЯНИЕ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ДВИЖЕНИЙ НА КАРДИОРЕСПИРАТОРНУЮ СИСТЕМУ СТУДЕНТОВ СЕВЕРНОГО ВУЗА С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что двигательная деятельность является одним из важных факторов укрепления здоровья, а в спорте высших достижений способствует повышению физической работоспособности. Под влиянием систематических физических нагрузок в организме спортсмена развивается комплекс структурно-функциональных изменений. Большую роль в этом процессе играет кардиореспираторная система, оптимизация функционирования которой является необходимым условием достижения спортсменами высоких результатов [3, 4]. Одним из важных факторов, влияющих на функциональное состояние кардиореспираторной системы, является направленность тренировочного процесса [1]. Особый интерес вызывает проблема адаптации организма человека к физическим нагрузкам в специфичных климатических условиях Севера Российской Федерации.

Целью нашего исследования явилось изучение влияния кинематической структуры движений на кардиореспираторную систему студентов с высоким уровнем двигательной активности.

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе Сургутского государственного педагогического университета, в стабильный период обучения. Всего было обследовано 40 студентов с высоким уровнем двигательной активности в возрасте 17-20 лет. Из них: 20 спортсменов циклических видов спорта, и 20 – ациклических. Все спортсмены имели квалификацию не ниже 1 спортивного разряда и систематически занимались спортом не менее 6 дней в неделю по 1,5-2 часа в день. В ходе комплексной оценки физического развития студентов учитывали основные антропометрические показатели (длина тела, масса тела, объем грудной клетки). Измерения функции внешнего дыхания проводились на АПК «Спиро-Спектр» (Россия, Иваново, 2005) в первой половине дня. С помощью АПК автоматически вычислялся ряд параметров: жизненная емкость легких (ЖЕЛ), резервные объемы вдоха и выдоха (РОвд, РОвыд), дыхательный объем (ДО), форсированная жизненная емкость легких (ФЖЕЛ), пиковая объемная скорость (ПОС), объем форсированного выдоха за 1 с (ОФВ1), максимальная вентиляция легких (МВЛ). Измерение офисного артериального давления проводили по методу Короткова. Рассчитывали показатели: адаптационный потенциал (АП), систолический объем крови (СО), минутный объем крови (МОК), сердечный индекс (СИ). Проверка на нормальность распределения измеренных переменных осуществлялась при помощи теста Шапиро-Уилка. Статистическая обработка результатов проводилась с использованием t-критерия Стьюдента в статистических программах «BIOSTAT» и программного обеспечения Microsoft Excel 2007.

Результаты исследования и их обсуждение.

Изучение основных антропометрических показателей не выявило достоверно значимых различий в изучаемых группах. Однако, средние значения длины, массы тела и ОГК в группе спортсменов ациклических видов спорта были ниже, чем в группе циклических видов спорта.

ЖЕЛ в обеих группах обследованных студентов была выше нормы. Превышение в группе спортсменов ациклических видов спорта составило 6,80%, в то время как у спортсменов циклических видов спорта –15,70%. Кроме того, у спортсменов циклических видов спорта среднее значение ЖЕЛ было достоверно меньше, чем у спортсменов ациклических видов спорта (5,62±0,30 и 5,43±0,23 л соответственно) (р<0,05). При персональном изучении показателей жизненной емкости лёгких в исследуемых группах выявлен тот факт, что 55,00% всех спортсменов циклических видов спорта имели показатель ЖЕЛ «больше нормы», 40,00% — «норма» и 5,00% были в пределах условной нормы. У спортсменов ациклических видов спорта распределение показателей ЖЕЛ выглядело следующим образом: 35,00% — «больше нормы», 65,00% — «норма», и 5,00% были в пределах условной нормы.

Исследование резервных объемов вдоха и выдоха достоверно значимых различий не выявило. Средние значения РОвд и РОвыд у спортсменов циклических видов спорта составили 2,76±0,22 л и 1,97±0,15 л, а у студентов ациклических видов спорта 2,67±0,21л и 1,79±0,12 л соответственно.

В группе циклических видов спорта среднее значение ДО составило 0,94±0,10 л, что несколько ниже, чем в группе ациклических видов спорта (0,97±0,08л).

ФЖЕЛ является одной из основных проб, отражающих текущее состояние проходимости воздухоносных путей и позволяющих получить информацию о механических свойствах дыхательной системы человека [6]. В наших исследованиях установлено, что ФЖЕЛ у спортсменов ациклических видов спорта соответствовала норме, а у циклических видов спорта этот показатель превышал норму на 13,80%. Среднее значение ФЖЕЛ в группе циклических видов спорта равнялось 5,30±0,28 л, что достоверно выше, чем в группе ациклических видов спорта (4,91±0,22 л).

Известно, что ОФВ1 отражает величину как приложенного усилия, так и сопротивления внутрилегочных и внелегочных дыхательных путей [6]. Величина ОФВ1 в большей мере зависит от жесткости крупных бронхов и уменьшается при любых нарушениях: при  обструктивных – за счет замедления форсированного выдоха, а при рестриктивных – за счет уменьшения всех легочных объемов [2]. В наших исследованиях средние значения ОФВ1 в обеих группах соответствовали норме, однако у спортсменов ациклических видов спорта этот показатель был на 12,70 % ниже, чем у спортсменов циклических видов спорта (р≤0,01).

Для более тонкой и точной характеристики нарушений аппарата дыхания определяли ПОС – максимальное значение потока, достигаемое в процессе выдоха [5]. Среднее значение данного показателя в группе циклических видов спорта составило 11,22±0,59 л/с, что на 9,50% больше, чем в группе ациклических видов спорта. Достоверно значимых различий не выявлено.

Величина показателя МВЛ позволяет судить о суммарных изменениях механики дыхания (отражает мышечную силу, растяжимость лёгких и грудной клетки, а так же сопротивление воздушному потоку) и характеризует резервные возможности дыхания [2]. МВЛ у спортсменов циклических видов спорта соответствовала норме, в то время как у ациклических видов спорта этот показатель был значительно меньше нормы. Так, в группе циклических видов спорта среднее значение по данному показателю равнялось 162,60±11,29 л, что на 22,45% больше, чем в группе ациклических видов спорта (131,90±8,94 л).

Также стоит заметить, что ЧДД при МВЛ у спортсменов циклических видов спорта имела более высокие значения по сравнению с таковым у спортсменов ациклических видов спорта (53,35±5,27 л и 43,81±3,87 л соответственно). Что может свидетельствовать о более экономичном и рациональном дыхании у представителей циклических видов спорта в условиях Севера [2].

По основным показателям периферического кровообращения достоверно значимых различий в изучаемых группах не обнаружено. Артериальное давление в обеих группах соответствовало возрастной норме. Средние показатели систолического давления в группе циклических видов спорта равнялись 122,20±2,72 мм рт.ст., в группе ациклических видов 121,50±2,76 мм рт.ст., а диастолического давления 76,59±2,26 мм рт.ст. и 75,35±1,99 мм рт.ст. соответственно.

ЧСС у спортсменов циклических видов спорта было несколько ниже, чем в группе ациклических видов спорта (58,18±3,58 уд/мин и 66,00±3,28 уд/мин соответственно).

Персонифицированный анализ значений адаптационного потенциала показал, что в группе спортсменов циклических видов спорта удовлетворительная адаптация определялась у 65,00%, а у 35,00% — прослеживалось напряжение механизмов адаптации. В группе ациклических видов спорта: 45,00% спортсменов имели удовлетворительный уровень адаптации сердечно-сосудистой системы, а 55,00% имели напряжение механизмов адаптации.

Гипокинетический тип кровообращения, определенный нами по величине СИ, преобладал в обеих обследованных группах и выявлен у 85,00% спортсменов циклических видов спорта и 65,00% — ациклических видов спорта. Эукинетический тип кровообращения – у 15,00% спортсменов циклический видов спорта и у 30,00% спортсменов ациклических видов спора. Гиперкинетический тип кровообращения — у 5,00% спортсменов ациклических видов спорта, а у циклических видов спорта данного типа кровообращения не выявлено вовсе.

Таким образом, у спортсменов ациклических видов спорта МВЛ в 60% всех случаев соответствовала различной степени снижения данного показателя в то время как у спортсменов циклических видов спорта этот показатель составил 15 %. Данный факт, вероятно, свидетельствует о более высокой согласованности дыхательных движений с сокращением дыхательных мышц у представителей циклических видов спорта. Кроме того, установлено, что в обеих группах преобладал гипокинетический тип кровообращения (85% — в группе циклических видов спорта, 65% — ациклических видов спорта). Данный тип кровообращения обладает большим динамическим диапазоном и делает деятельность сердца наиболее экономичной.

Список литературы

  1. Ванюшин М.Ю., Ванюшин Ю.С., Хайруллин Р.Р. Влияние направленности тренировочного процесса и возраста на реакции насосной функции сердца спортсменов // Фундаментальные исследования. – 2011. — № 9 – С. 220-222.
  2. Гудков А.Б., Попова О.Н. Внешнее дыхание человека на Европейском Севере : монография. Архангельск : Изд-во СГМУ, 2012. 252 с.
  3. Зуев О.А. Адаптация дыхательной и сердечно-сосудистой системы девушек-легкоатлеток к физическим нагрузкам скоростно-силовой направленности : автореф. дис. … канд. биол. наук. Челябинск, 2009. 23 с.
  4. Кашутина Т.Е. Комплексная оценка физической работоспособности, показателей кровообращения и дыхания у спортсменов разных специализаций и уровня подготовленности : автореф. дис. … канд. биол. наук. Ярославль, 2009. 22 с.
  5. Старшов А.М., Смирнов И.В. Спирография для профессионалов. Методика и техника исследования функций внешнего дыхания. М.: Познавательная книга пресс, 2003. – 79 с.
  6. Черноземов В.Г., Гудков А.Б., Попова В.Н. Характеристика проходимости воздухоносных путей при сколиотической болезни у школьников – уроженцев Европейского Севера России // Экология человека. – 2005. — №11 – С. 12-17.[schema type=»book» name=»ВЛИЯНИЕ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ДВИЖЕНИЙ НА КАРДИОРЕСПИРАТОРНУЮ СИСТЕМУ СТУДЕНТОВ СЕВЕРНОГО ВУЗА С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ» author=»Коньков Вячеслав Зуфарович, Мельникова Кристина Сергеевна, Бурылов Андрей Александрович » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-21″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found