Номер части:
Журнал

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УСЛУГ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УСЛУГ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ // Евразийский Союз Ученых. Юридические науки. ; ():-.





Договору возмездного оказания услуг посвящена гл. 39 ГК РФ [3]. Данная глава носит характер своеобразной общей части по отношению к поименованным в ней договорам. Но перечень услуг, содержащийся в данной главе, не является исчерпывающим. Спектр оказываемых услуг постоянно расширяется, их исчерпывающий перечень невозможен. Именно поэтому в законе он не является закрытым. Отсюда вытекает ряд проблем правового регулирования договоров, непоименованных ГК РФ. Услуги, оказываемые в сфере торговли и общественного питания, не получили закрепления в п. 2 ст.  779 ГК РФ.

Отмечая «непоименнованность» услуг, которые не вошли в примерный перечень, содержащийся в гл. 39 ГК РФ, М. И. Брагинский и В. В. Витрянский утверждают, что «все же договор на предоставление любого вида услуг, как входящих, так и не входящих в этот перечень, подчиняется действию статей определенной главы ГК (гл. 39), если только соответствующая разновидность договора возмездного оказания услуг не выделена в самостоятельную главу ГК» [2, с. 409-410].

Приходится признать, что при всей специфике, договор возмездного оказания услуг все же близок к договору подряда. Подрядоподобный характер рассматриваемых договоров был учтен законодателем при формировании гл. 39 ГК РФ. Ею предусмотрено распространение на соответствующие отношения общих положений о подряде (ст. 702-709 ГК РФ), а также положений, включенных в параграф, посвященный бытовому подряду. Но указанные нормы применяются к возмездному оказанию услуг лишь в субсидиарном порядке.

По мнению М.И. Брагинского, «следует отметить, что статьи параграфа, посвященные бытовому подряду, могут применяться только тогда, когда заказчик обращается за услугами, предназначенными удовлетворить его бытовые или другие личные потребности» [1, с. 213].

Данную особенность правового регулирования возмездного оказания услуг отмечает и О.Н. Садиков: «Общие положения о подряде и положения о бытовом подряде применяются к договору возмездного оказания услуг, если они не противоречат специальным правилам об этом договоре и особенностям его предмета» [6, с. 491].

Каждому договору возмездного оказания услуг присущи особенности, данные особенности возникают из специфики самих услуг, оказываемых в сфере торговли и общественного питания. Отмеченное обстоятельство потребовало обеспечить, не выходя за рамки  гл. 39 ГК РФ, также и специальное регулирование данных, не поименованных в ГК РФ видов договоров. Отвечая указанной потребности, появились акты, посвященные оказанию услуг в сфере торговли и общественного питания [16, с. 29].

Примером может служить Постановление Правительства РФ, утверждающее  Правила  оказания услуг общественного питания [11]. Но правилами не закрепляется понятие «услуги общественного питания», а лишь определяется, что услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания. Тем не менее, данные правила детализируют набор оказываемых услуг общественного питания, порядок заключения соответствующего договора, права потребителя услуг (заказчика) и исполнителя, обязанности каждой из сторон, а также ответственность за их нарушение. Кроме того, данные Правила определяют порядок приема и оформления заказов на услуги, а также самого оказания услуг, порядок и форму их оплаты.

Следует отметить, что ст. 132 Конституции Российской Федерации [7] органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно решать вопросы местного значения. Согласно п. 21 ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [17] к таким вопросам отнесено и  создание условий для обеспечения населения услугами торговли и общественного питания. Таким образом, в отношении данных услуг возможно принятие представительными органами местного самоуправления соответствующих актов на местном уровне. Примером может служить Постановление Главы администрации г. Казани «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания, Правил открытия летних кафе и требований, предъявляемых к ним, на территории г. Казани» [13].

По мнению М.И. Брагинского, особого внимания заслуживают  те  положения  специально  принятых  правил оказания конкретных видов услуг, которые относятся к обязательному объему информации, предоставляемой предпринимателем, выдаче документов, служащих формой договора (квитанция, талон, кассовый чек и т. п.), правам потребителя при обнаружении недостатков и т.п. [1, с. 216].  Так, Правилами оказания услуг общественного питания прямо предусмотрена обязанность исполнителя довести до сведения потребителей в наглядной и доступной форме необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Среди нормативных актов, регулирующих данный вопрос, следует назвать Постановление  Правительства РФ «О мерах по государственному регулированию торговли и улучшению торгового обслуживания населения» [12], основной целью принятия которого является создание условий для развития торговой отрасли и усиление контроля за соблюдением торговыми предприятиями всех форм собственности требований законодательства и интересов покупателей.

Постановлением Правительства РФ утверждены Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, которые правила, разработаны в соответствии с законом «О защите прав потребителей» [5]. Этими правилами регулируются отношения, возникающие между потребителем и исполнителем при оказании услуг (выполнении работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств и их составных частей.

Следует также указать и нормативно-правовые акты других органов исполнительной власти. В первую очередь, это Инструкция по организации работы вагонов-ресторанов (вагонов-кафе) пассажирских поездов российских железных дорог [5], Приказ Минтранса РФ «О Порядке предоставления пассажирам комплекса услуг, стоимость которых включается в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности» [15],  определяющий порядок предоставление питания в вагонах повышенной комфортности, а также количество и виды рационов питания, рекомендуемые для включения в комплекс услуг, предоставляемых в вагонах повышенной комфортности. Но данные документы не могут быть отнесены к источникам правового регулирования, поскольку приняты органами, не участвующими в процессе законотворчества.

Поскольку, как правило, заказчиком услуг торговли и общественного питания выступает гражданин, то среди нормативно-правовых актов, регулирующих данный вид услуг, следует назвать Закон «О защите прав потребителей» [4]. По мнению О.Н. Садикова, указание на сходный характер определенных действий, совершаемых по договору оказания услуг и по договору подряда, видимо, обусловлен в известной степени одновременным закреплением в законе «О защите прав потребителей» отношений, которые связаны с выполнением работ и оказанием услуг. Данный важнейший нормативный акт ставит, по сути, знак равенства между многими правилами, касающимися выполнения работ и оказания услуг. Это проявляется в том, что за подавляющим большинством норм, регламентирующих выполнение работ, следует (в скобках) указание на услуги [6, с. 452].

М.И. Брагинский и В.В. Витрянский отмечают, что Закон «О защите прав потребителей» относится к числу специальных источников правового регулирования, рассчитанный исключительно на отношения, в которых на стороне потребителей выступают граждане, данный закон не проводит разграничения правового режима договоров работ и договоров услуг. Специфический характер услуг влечет за собой необходимость формирования новых правовых моделей и отграничение статей, регулирующих договоры работ от договоров услуг [2, с. 230].

Среди нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с оказанием услуг торговли и общественного питания,  принятых на федеральном уровне, следует назвать Федеральный закон «О техническом регулировании», которым регулируются, в частности, отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, реализации, выполнению работ или оказанию услуг и т.п. [19]

Федеральным законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» [18] регулируются отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека. Нормы, установленные данным законом, подлежат обязательному соблюдению при организации работы предприятий общественного питания. Как справедливо отмечает Г.Г. Онищенко, «к сожалению, в повседневной жизни мы сталкиваемся с несоблюдением руководителями предприятий отдельных статей указанного закона,– в предприятиях торговли нередки случаи, когда потребитель при реализации пищевых продуктов, оказании сопутствующих  услуг не получает даже необходимой  информации об их составе, рекомендациях по их применению и т.д.» [10, с. 5].

Услуги, предоставляемые предприятиями общественного питания, на сегодняшний день перечислены  не только в Общероссийском классификаторе услуг населению [9], но и в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93) [8].

При анализе данных классификаторов выясняется, что в перечне услуг, и в их наименованиях существуют несоответствия. Понятно, что от них надо избавляться. Целесообразным представляется создать единый классификатор, но поскольку он неизбежно окажется сложным, можно разработать «самостоятельные» классификаторы: например, видов деятельности, услуг (включая услуги населению и производственные услуги) и т.п., дабы исключить противоречия и дублирование.

Список литературы:

  1. Брагинский М.И. Договор подряда и подобные ему договоры. М.: Статут, 1999. – 254 с.
  2. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. М.: Статут, 2011. – 847 с.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая / Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
  4. Закон РФ от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 15. – Ст. 766.
  5. Инструкция по организации работы вагонов-ресторанов (вагонов-кафе) пассажирских поездов российских железных дорог, утв. МПС РФ от 22 октября 2001 года // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2002. – № 1.
  6. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ; ИНФРА–М, 2005. – 704 с.
  7. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
  8. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред.1) (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 года № 454-ст) // ИПК Издательство стандартов, 2000.
  9. Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (утв. постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. № 163) // ИПК Издательство стандартов, 2000.
  10. Онищенко Г.Г. Качество и безопасность пищевых продуктов – конституционное право россиян // Библиотечка Российской газеты. – 2002. – № 4. – С. 5.
  11. Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 34. – Ст. 3980.
  12. Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 936 «О мерах по государственному регулированию торговли и улучшению торгового обслуживания населения» // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 17. – Ст. 1997.
  13. Постановление Главы администрации г. Казани от 30 мая 2000 г. № 1020 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания, Правил открытия летних кафе и требований, предъявляемых к ним, на территории г. Казани» // Режим доступа: https://base.garant.ru/8104152/
  14. Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. № 290 «Об утверждении Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств» // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 17. – Ст. 1712.
  15. Приказ Минтранса РФ от 09 июля 2007 г. № 89 «О Порядке предоставления пассажирам комплекса услуг, стоимость которых включается в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2007. – № 31.
  16. Токарева К.Г., Ситдикова Л.Б. Правовые формы реализации услуг в сфере торговли и общественного питания. – Казань: ЗАО «Новое знание», 2007. – 71 с.
  17. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.
  18. Федеральный закон РФ от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 2. – Ст. 150.
  19. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 52 (часть I). – Ст. 5140.[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УСЛУГ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ» description=»статья посвящена анализу правового регулирования непоименованных в ГК РФ услуг в сфере торговли и общественного питания, поскольку помимо гл. 39 ГК РФ имеется специальное регулирование, посвященное оказанию услуг в этой сфере.» author=»Токарева Кристина Григорьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6776

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх