Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ КАТЕГОРИИ «ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ»



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ КАТЕГОРИИ «ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ» // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Юридические науки. ; ():-.

Категория «правовое воспитание» в теории права используется, когда говорят об условиях, закономерностях, принципах и процессе формирования правосознания и правовой культуры. Принимая во внимание непосредственную взаимосвязь правосознания и правовой культуры со всеми правовыми явлениями и позитивным правом, включая отношение к последнему со стороны членов общества, следует признать важность и принципиальность категории «правовое воспитание» для теории права. Кроме того, наиболее оптимальное и корректное теоретическое осмысление данной категории имеет принципиальное значение в области практической деятельности по формированию правосознания и повышению уровня правовой культуры личности и общества.

Термин «правовое воспитание» употребляется во многих нормативно-правовых актах Российской Федерации, так или иначе касающихся организации деятельности правоохранительных и иных государственных органов и учреждений, а также вопросов образования, правового сознания, правовой культуры, правовой грамотности, правовой информации и т.п. О правовом воспитании говорится в Федеральных законах (например, в «Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации» от 08.01.1997 № 1-ФЗ; «О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 № 4730-1; «Семейном кодексе Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ и др.); указах Президента РФ (например, «Об изучении Конституции Российской Федерации в образовательных учреждениях» от 29.11.1994 № 2131; «О Концепции правовой информатизации России» от 28.06.1993 № 966; «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» от 01.06.2012 № 761); в постановлениях Правительства РФ, в нормативных актах министерств и ведомств, в государственных образовательных стандартах юридического образования для всех ступеней высшего профессионального образования и др. Развитие правового обучения и воспитания является основным направлением государственной политики России, что отражено в «Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», утверждённых Президентом России 28.04.2011 г. № Пр-1168.

В этих документах определяется цель правового воспитания, а именно формирование правовой культуры личности; устанавливается необходимость участия государственных органов и учреждений в обеспечении условий для развития системы правового воспитания в обществе.

Однако, во всех нормативно-правовых актах термин «правовое воспитание» употребляется без разъяснений того, что под ним понимается. Хотя в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ даётся определение педагогической категории «воспитание» (см. ниже), юридический термин «правовое воспитание», безусловно, требует своей дефиниции, которая была бы закреплена нормативно. Предполагается, что законодательное закрепление данного термина (равно как и других рядоположенных: гражданское воспитание, патриотическое воспитание и др.) обеспечит большую структурированность гражданско-правового аспекта теории педагогики и, как следствие, большее разнообразие способов его реализации в педагогической практике. Возможно, что это упущение обусловлено отсутствием общепринятого определения и множественностью подходов к пониманию термина «правовое воспитание».

Осмысление категориальных понятий в любой науке отражается, прежде всего, в их определении. Очевидно, что понятие «правовое воспитание» является видовым по отношению к родовому понятию «воспитание», то есть имеет все его признаки при наличии своих отличительных особенностей. Понятие «воспитание» выражается междисциплинарным термином «воспитание», используемым в философии, психологии, социологии, педагогике и смежных с ними научных дисциплинах. Учитывая, что правовое воспитание является одним из средств формирования правосознания и, как следствие, повышения уровня правовой культуры, что актуально как для теории права, так и для криминологии, представляется целесообразным рассмотреть категорию «правовое воспитание» как общую для теории права и педагогики. Следует отметить, что, например, для криминологии термин «правовое воспитание» не является категориальным, но результаты теоретических правоведческих и педагогических исследований важны и для этой отрасли юридической науки.

Анализ определений понятий «правовое воспитание» в теории права и «воспитание» в педагогике, приведённых в учебниках, монографиях и статьях по соответствующим научным дисциплинам, выявил неоднозначность подходов к толкованию данных понятий.

Во-первых, в теории права понятие «правовое воспитание» рассматривается, как правило, в одном значении (Акимова Т.И., Бабаев В.К., Венгеров А.Б., Власенко Н.А., Григорьева И.В., Кваша А.А., Малько А.В., Мелехин А.В. и др.), хотя некоторые авторы рассматривают его в широком и узком смыслах (Алексеев С.А. [2], Емельянов Н.С. [6]). Различаясь в субъективном осмыслении данного понятия, практически, все определения толкуют «правовое воспитание» как процесс формирования правового сознания и повышения уровня правовой культуры. Например, «… представляется возможным определить правовое воспитание как целенаправленную систематическую деятельность государственных органов, общественных организаций, граждан и их коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры личности, для обеспечения эффективного правового регулирования общественных отношений, соблюдения в обществе законности и правопорядка» [19, с. 442].

Во-вторых, определяющие части исследованных дефиниций различаются в трактовке сущности понятия. Это и «систематическое воздействие на личность» (Акимова Т.И.) [1]; и «деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта» (Перевалов В.Д. [18, с. 218]); и «целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан» (Бабаев В.К. [14, с. 488]); «процесс воздействия на сознание личности, социальных групп и общества» (Матевосова Е.К. [10, с. 30]); и передача, накопление, усвоение правовых знаний и опыта (Кваша А.А. [7]); и «система мер» (Венгеров А.Б. [3, с. 585], Науменкова К.В. [13]), и «процесс … воздействия на сознание и культуру поведения» (Мелехин А.В. [11, с. 474]), и «система средств целенаправленного воздействия» (Власенко Н.А. [4, с. 328]), и даже «внедрение в сознание» (Мельников В.Ю. [12, с. 11]).

Ни в одном из приведённых выше примеров не отражена важнейшая сущностная характеристика воспитания (правового воспитания) — совместность деятельности воспитателя и воспитуемых. Возможно, что для категориального определения это значение будет избыточным, но в этом случае следует избегать и таких определителей как «воздействие», «трансляция», «передача», «внедрение» и т.п., носящих односторонний, однонаправленный характер. Для более полной определённости, следует отметить, что эти действия могут являться частью педагогического процесса, но никак не характеризующими категорию «воспитание» («правовое воспитание»).

Нельзя согласиться и с положениями, что объектом такого воздействия («внедрения в сознание») является «психология граждан» и их сознание. Вообще, психология, прежде всего, определяется как наука о человеческой психике. В значении, употребляемом, например, Бабаевым В.К. (см. выше), термин «психология» синонимичен термину «психика» и отражает, скорее, его общеупотребительное понимание, чем научное. Сознание — это субъективное отражение в человеческой психике объективной реальности и является одной из трёх составляющих личности человека. В самом общем понимании личность есть единство биологического, рационального и духовного, реализующаяся в разнообразных социальных отношениях, что проявляется в её общественном поведении. В юридическом смысле такая реализация подразумевает использование своих прав и свобод, а также исполнение обязанностей и может проявляться как в правомерном, так и в неправомерном поведении. Таким образом, правовое воспитание подразумевает формирование правовой личности, где формирование правового сознания будет частью такого процесса.

В-третьих, определения различаются в отношении установления объекта воспитания. В большинстве дефиниций в качестве объекта выделяется личность, но также встречается и иное понимание объекта, как то «член общества» и «трудовой коллектив» (Мелехин А.В.), «человек» (Перевалов В.Д.), «гражданин» (Григорьева И.В. [5, с. 57]), «граждане и должностные лица» (Венгеров А.Б., Малько А.В. [9, с. 53]), «индивиды и социальные группы» (Чепурнова Н.М., Серёгин А.В.) [20, с. 421], «социальные группы и общество» (Матевосова Е.К.).

В-четвёртых, в качестве субъекта воспитания правоведы выделяют либо государство (Власенко Н.А., Григорьева И.В.), государственные органы и учреждения (Малько А.В., Юрковский А.В.), общественные структуры, средства массовой информации (Григорьева И.В.), трудовые коллективы (Чепурнова Н.М.), общественность (Малько А.В.), либо не указывают на субъект.

В педагогике, однако, также нет единого подхода к пониманию данной научной категории, но в этой науке она более изучена и, как следствие, более структурирована, несмотря на различие подходов.

Один из распространённых подходов к определению воспитания в современной педагогике отражён в следующей дефиниции: «Воспитание понимают: в широком социальном смысле, когда речь идет о воздействии на человека всей окружающей действительности; в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленная деятельность, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс; в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа; в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание), эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание)» [15, с. 7]. Таким образом, Ю.К. Бабанский выделил четыре возможных подхода к пониманию категории «воспитание». В «Российской педагогической энциклопедии» понятие «воспитание» освещается в трёх значениях, совпадающих с точкой зрения Ю.К. Бабанского, но без третьего значения [6, с. 165]. Не все учёные-педагоги разделяют эту точку зрения. Так Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. расширяют количество толкований понятия «воспитание» до семи [8, с. 23]. Также существует в современной педагогике и такой подход, когда воспитание рассматривается в двух смыслах: широком и узком. «Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса» [16, с. 235].

В связи с вышеизложенным встаёт вопрос о соотношении понятий «правовое воспитание» в теории права и «воспитание» в педагогике. В решении этого вопроса усматривается, как минимум, два подхода. С одной стороны, если к этим понятиям подходить с точки зрения иерархичности и многозначности определений, то правовое воспитание можно рассматривать как правовой аспект содержания воспитания, присутствующий во всех возможных значениях, предлагаемых разными учёными. То есть, в значении «социализация» — говорить о правовой социализации; в значении деятельности, охватывающей весь учебно-воспитательный процесс [15, с. 7] — о правовой составляющей такой деятельности; в значении решения конкретной воспитательной задачи — о формировании правовых знаний, ценностей, норм, правомерного поведения и т.д.

С другой стороны, правовое воспитание можно определить однозначно, основываясь на определении, приведённом в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ: «Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Анализ педагогических и правоведческих определений позволяет сделать выводы, на основе которых можно дать определение понятия правового воспитания, способного удовлетворить потребностям законотворчества и правореализации в рассматриваемом аспекте:

Во-первых, представляется целесообразным не рассматривать понятия «воспитание» и «правовое воспитание» в широком смысле, который все авторы обоснованно отождествляют с социализацией, и использовать в этом смысле термин «социализация», в правовом аспекте — «правовая социализация». При этом социализация будет иметь свои, отличающиеся от педагогических, цели, условия их реализации, своё содержание и методы его претворения в жизнь.

Во-вторых, научный термин стремится к однозначности вообще, поэтому необходимо придерживаться однозначности и в определении правового воспитания, в частности. В то же время, такое определение должно быть достаточно общим, охватывать лишь существенные признаки понятия, чтобы быть способным удовлетворять как теоретическим, так и практическим потребностям.

В-третьих, необходимо в определении выделить субъект и объект процесса воспитания как обязательные элементы педагогической системы. В предлагаемой ниже дефиниции это будут «воспитатель (коллектив воспитателей)» и «воспитуемые», что отражает функциональное, а не институциональное или должностное содержание субъекта и объекта.

В-четвёртых, во всех определениях присутствует понимание воспитания как специально организованной деятельности, направленной на формирование личности, что передаёт сущность этой категории в общем. Все попытки более детально раскрыть сущность воспитания в определениях, по убеждению автора данной статьи, суть попытки охватить все аспекты процесса воспитания, отразить признаки, не являющиеся ключевыми. В этом отображается многосложность, разнонаправленность и полифункциональность воспитания.

В-пятых, определение должно в общем виде отражать цели воспитания.

Всё вышеизложенное позволяет определить понятие «правовое воспитание» следующим образом:

Правовое воспитание — это совместная деятельность воспитателя (коллектива воспитателей) и воспитуемых, направленная на формирование личности, обладающей высоким уровнем правосознания и правовой культуры (правовой личности), создание условий для её правовой социализации на основе принятых в обществе норм правомерного поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

По мнению автора, предложенная трактовка определения категории «правовое воспитание» в самом общем виде отражает сущностные характеристики данной научной категории, что позволяет эффективно пользоваться дефиницией в правовых и педагогических теоретических исследованиях и практической деятельности, имеющих разнообразные цели и задачи. Возможно, именно такой подход к определению позволит рассмотреть вопрос о её законодательном закреплении.

ЛИТЕРАТУРА

  1. АкимоваТ.И. Правовая пропаганда как способ формирования позитивных элементов правового сознания, определяющих показатель лояльности правосознания [Электронный ресурс]. URL: (26.02.2015).
  2. Алексеев С.А. Теория государства и права [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения 17.03.2015).
  3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Новый Юрист, 1998. — 456 с.
  4. Власенко Н.А. Теория государства и права. М.: Проспект, 2011. — 416 с.
  5. Григорьева И.В. Теория государства и права. Тамбов: Изд. Тамб. гос. техн. унта, 2009. — 304 с.
  6. Емельянов Н.С., Бережкова Н.Ф. Правовое воспитание и предупреждение правового конфликта // Административное право и процесс. 2012. N 3.
  7. Кваша А.А. Правовые установки граждан: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Волгоград, 2002. — 18 с.
  8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.
  9. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях. М.: Проспект, 2010. — 144 с.
  10. Матевосова Е.К. Значение правового воспитания в условиях построения правового государства // Юридическое образование и наука, 2012. N 2.
  11. Мелехин А.В. Теория государства и права. М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. — 633 с.
  12. Мельников В.Ю. Правосознание и правовое воспитание личности в демократическом, правовом государстве // Культура: управление, экономика, право. 2012. N
  13. Науменкова К.В. Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков. [Электронный ресурс]. URL: (26.12.2014).
  14. Общая теория права. Курс лекций / Под общей редакцией профессора В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993. — 544 с.
  15. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1983. — 384 с.
  16. Российская педагогическая энциклопедия. // Под. ред. В.В. Давыдова. М., 1993. — 608 с.
  17. Сластенин В.А. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  18. Теория государства и права / Отв. ред. В.Д. Перевалов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2008. — 496 с.
  19. Юрковский А.В. Теория государства и права. Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2011. — 595 с.
  20. Чепурнова Н.М., Серёгин А.В. Теория государства и права. М.: ЕАОИ, 2007. — 465 с.[schema type=»book» name=»ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ КАТЕГОРИИ «ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ»» author=»Милорадов Сергей Альбертович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-03″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot terpercaya slot dana jendralsmaya slot maxwin slot server luar demo slot slot 4d slot terbaru slot gacor slot deposit pulsa dragonslot99 slot88 selotgacorku slot thailand slot terbaru data hk slot gacor
404: Not Found