Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Юридические науки. ; ():-.

Публично-правовые образования участвуют в гражданско-правовых отношениях на равных началах с частными лицами,  но основной их целью является удовлетворение публичного интереса и его защита. Публично-правовые интересы могут реализовываться через экологические правоотношения, основанные на гражданско-правовых нормах, содержащихся в природоохранном законодательстве.  В составе экологических отношений, субъектом которых выступают публично-правовые образования, выделяются имущественные отношения (например: регулирующие право собственности на недра), договорные отношения в сфере природопользования, деликтные обязательства.

В статье 75 Федерального закона  от  10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон)  к видам  ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды отнесена имущественная ответственность  [1]. Из системного толкования ст.ст. 77-79 Закона следует, что имущественная ответственность, как разновидность гражданско-правовой ответственности, наступает за причинение вреда:  1) окружающей среде; 2) здоровью граждан; 3) имуществу  граждан  в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды [1]. Юридические лица не включены Законом в состав субъектов, имеющих право на возмещение вреда, причиненного его имуществу в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.  При этом юридические лица не лишены права на обращение в суд с требованием о возмещении имущественного вреда, причиненного экологическим нарушением, так  как в силу общих оснований ответственности за причинение вреда, установленных в ст. 1064 Гражданского  кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ), юридические лица вправе требовать полного возмещения вреда, причиненного его имуществу [2].

В целях  защиты публичного интереса, выражающегося в конституционном праве каждого на благоприятную окружающую среду, то есть общества в целом, органы  государственной власти РФ и субъектов РФ наделены Законом правом  на предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды  (ст.ст. 5-6)  [1]. Однако  законодатель не разграничил компетенцию федеральных и региональных органов власти относительно субъектов, к которым могут быть предъявлены исковые требования о возмещении экологического вреда.

Неразрешенным в Законе является вопрос о подведомственности дел о возмещении вреда  окружающей среде. В статье 78 Закона закреплено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда [1].   На практике складывается ситуация, при которой иски к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям о возмещении вреда окружающей среде, предъявляемые органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, принимают  к производству как арбитражные суды, так и суды  общей юрисдикции.

Разграничение компетенции между судами судебной системы РФ по рассмотрению указанных споров является принципиально важным аспектом, так как подведомственность, установленная в ст. 78 Закона, порождает дублирование двух различных судов судебной системы РФ при рассмотрении тождественных споров [1]. Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами осуществляется в зависимости от субъектного состава и характера спора.

Полагаем, что правоотношения по возмещению вреда окружающей среде, возникающие между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ — с одной стороны, и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями — с другой стороны, вытекающие из экологических нарушений, не носят экономического характера. Такого рода споры, основанные на фактах нарушений в области экологии при осуществлении предпринимательской, хозяйственной и иной деятельности не основаны на имущественных отношениях субъектов предпринимательской деятельности и публично-правовых образований как участников гражданского оборота.

Реализуя государственные полномочия по предъявлению требований о возмещении вреда окружающей среде, публично-правовые образования осуществляют защиту публичного интереса, заключающегося в обеспечении благоприятной окружающей среды. Эти требования  направлены на защиту гражданских прав неопределенного круга лиц, так как  круг лиц, чьи права нарушены экологическим правонарушением невозможно индивидуализировать и привлечь для участия в судебном  разбирательстве.

Таким образом, необходимо внести изменения в статью 78 Закона в части исключения арбитражных судов из перечня судов, правомочных рассматривать дела по спорам о возмещении вреда окружающей среде, что будет отвечать общим принципам разграничения подведомственности между арбитражными судами и судами общей юрисдикции, и способствовать формированию единства судебной практики, направленной на защиту окружающей среды [1].

Еще одним процессуальным средством защиты публичного интереса на благоприятную окружающую среду является закрепленное в Законе право органов государственной власти субъектов РФ на обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды [1]. При этом к полномочиям федеральных органов государственной власти Законом отнесено право на установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и их осуществление. Установление порядка предполагает принятие нормативного правового акта, предусматривающего основания, процедуру введения ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности.

Необходимо отметить, что норма Закона, закрепляющая указанные полномочия органов государственной власти РФ, существенно противоречит требованиям ст. 1065 ГК РФ, которая относит к исключительной компетенции суда приостановление или прекращение деятельности, причиняющей вред или угрожающей новым вредом [2]. При этом ст. 3 ГК РФ устанавливает, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Реализация федеральными органами полномочий по самостоятельному ограничению, приостановлению и запрещению хозяйственной и иной деятельности переходит из гражданско-правовой сферы регулирования в административно – правовую, так как правоотношения в этом случае характеризуются признаками «власти-подчинения». Это может порождать благоприятные условия для проявления действий коррупционной направленности.

На наш взгляд, целесообразно расширить полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в части предоставления им права по предъявлению исков об  обязании  произвести действия по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды. Это позволит в полной мере реализовывать закрепленный в ст. 12 ГК РФ способ защиты гражданских прав – «присуждение к исполнению обязанности в натуре». Исполнение такого рода требований обеспечит максимально эффективную защиту публичного интереса, так как субъекты хозяйственной и иной деятельности будут обязаны собственными силами принимать меры по устранению нарушений природоохранного законодательства, и восстановлению положения, обеспечивающего безопасность компонентов окружающей среды.

Таким образом, Федеральный закон от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает два гражданско-правовых способа защиты публичного интереса в сфере охраны окружающей среды: предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, и обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, которые требуют законодательного совершенствования [1]. В целях обеспечения реализации всех легитимных способов защиты публичного интереса, предлагается наделить органы государственной власти РФ и субъектов РФ правом на обращение в суд с требованием о присуждении к исполнению обязанности в натуре.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об охране окружающей среды»// СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)// СПС «Консультант Плюс».[schema type=»book» name=»ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ» description=»В статье особое внимание будет уделено гражданско-правовым способам защиты публичных интересов, закрепленных в законодательстве об охране окружающей среды.» author=»Глушко Ольга Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-21″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot gacor slot dana slot gacor slot server luar demo slot slot gacor slot dana data hk slot gacor slot gacor hari ini slot gacor slot gacor terbaru
404: Not Found