Номер части:
Журнал

ВЛИЯНИЕ СРОКА СЛУЖБЫ НА ПОКАЗАТЕЛИ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН В ЭКСПЛУАТАЦИИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . ВЛИЯНИЕ СРОКА СЛУЖБЫ НА ПОКАЗАТЕЛИ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН В ЭКСПЛУАТАЦИИ // Евразийский Союз Ученых. Технические науки. ; ():-.





Чтобы эффективно использовать парк транспортно-технологических машин необходимо знать, как изменяются во времени показатели работоспособности самих машин. Работоспособность техники определяется уровнем ее надежности. ГОСТ 27.002-83 дает такое определение надежности: «Свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования». Следовательно, надежность характеризует изменение качества изделия по мере его эксплуатации. Это – качество изделия, развернутое во времени.

По мере старения машины происходит изменение показателей надежности и технико-экономических показателей: уменьшается наработка на отказ; увеличивается время восстановления; снижается производительность; возрастают затраты на поддержание работоспособного состояния машины. Установление законов изменения этих показателей по времени позволит управлять уровнем работоспособности машины посредством технических воздействий, оптимизировать срок службы машины, и в конечном итоге эффективно управлять всем парком машин.

На основании анализа изменения показателей технического состояния транспортно-технологических машин, выполненных многочисленными исследователями, можно сделать следующие выводы:

  • снижение годовой наработки экскаваторов составляет 2,3…4,2 %, бульдозеров 1,1…2,4 %;
  • падение часовой производительности экскаваторов – 1…3 % в год, бульдозеров 0,6…1,5 %;
  • возрастают затраты: на (технические обслуживания и ремонты) ТОиР на 2…5 %, эксплуатационные затраты на 1…3,4 %, годовые суммарные затраты на 3…8 %;
  • увеличиваются затраты на эксплуатационные материалы: на топливо – 0,5…1,5 %, на моторное масло и гидравлическую жидкость – 2…10 %;
  • основную часть условно-постоянных издержек составляют отчисления на амортизацию (15…40 %), в переменной составляющей затрат большая доля приходится на ТОиР (до 35 %);
  • в результате себестоимость машино-часа увеличивается на 5…10 % в год;
  • уровень восстановления работоспособности, выраженный в коэффициенте готовности, после высококачественного капитального ремонта (КР) составляет 80…90 % новой машины или после предыдущего КР. Производительность с каждым КР снижается на 5…10 %;
  • продолжительность каждого последующего ремонтного цикла сокращается на 10…20 %;
  • стоимость первого КР составляет 30…50 % стоимости новой машины, затраты на проведение каждого последующего КР возрастают на 8…15 % по отношению к предыдущему, затраты на текущие ремонты и техническое обслуживание за каждый последующий ремонтный цикл увеличиваются на 10 %.

По мере старения машины изменяются ее надежностные характеристики (параметр потока отказов, коэффициент готовности и другие), контролируя которые методами статистического анализа, можно планировать мероприятия технической эксплуатации для поддержания этих характеристик в требуемых пределах.

На основании этих данных можно сделать вывод, что наработка и производительность в единицу времени падают с интенсивностью 1,1…4,2 % в год. Эти изменения достаточно хорошо (с адекватностью 0,92…0,98) описываются экспоненциальной зависимостью с параметром b = 0,012…0,048 год–1 (параметр старения по наработке bt, производительности bQ и по затратам bZ) (рис. 1):

            (1)

где Тр.р(t) – продолжительность периода времени пребывания машины в работоспособном состоянии в рабочее время, год; Q(t) – наработка машины в единицу времени, год; t – возраст машины, год; bt – параметр, характеризующий падение наработки с возрастом машины (параметр «старения» машины), год–1; Тр.р(1), Q(1) – наработка и производительность новой машины за первый год.

Рисунок 1. Изменение характеристик работоспособности строительных машин в процессе эксплуатации: T – шкала наработки, час; K – шкала коэффициентов; t – шкала срока службы машин, год; Тр – период рабочего времени (планируемый фонд рабочего времени машины за отчетный период времени); Тр.н.н – период рабочего времени, в течение которого машина находится на неплановом в ремонте; Тр.н.п – период рабочего времени, в течение которого машина находится на плановом техническом обслуживании или в ремонте; Тmin – минимально допустимая наработка, соответствующая минимальному значению коэффициента готовности; tc – срок службы машины; Kгmin – минимальное значение коэффициента готовности; Kг(t) – коэффициент готовности; Kт.и(t) – коэффициент технического использования; Kп.п(t) – коэффициент планируемого применения

Динамика отношения Тр.р(t)/ Тр.р(1) характеризует изменение коэффициента готовности машины. Тогда из формулы (1) следует, что

Следует отметить, что выражение (2) описывает усредненное изменение коэффициента готовности по времени, потому что значение показателя bt определено как средневзвешенное по периодам интенсивного, неинтенсивного использования машины и хранения.Коэффициент готовности и наработка машины

Выше была рассмотрена структура коэффициентов готовности и технического использования машины. Однако, формула (1) не совсем адекватно описывает динамику наработки в первые годы эксплуатации машины. Согласно нашим исследованиям, наработка Тр.р(t) незначительно изменяется в течение первых 2 – 4-х лет эксплуатации (рис. 2, линия 1), ее динамика в этот период описывается полиномом вида

Рисунок 2. Изменение наработки экскаватора ЭО-4125 в процессе эксплуатации:

1 Tр.р(t)/ Tр.р(1) = –0,0068 · t 2 – 0,006 · t + 1;

2Tр.р(t)/ Tр.р(1) = exp(–0,048 · t );

3Tр.р(t)/ Tр.р(1) = 1 – 0,037 · t .

Однако из-за незначительности влияния этого периода на общую динамику показателей эксплуатации машин и упрощения их моделирования в дальнейшем будем считать, что наработка изменяется согласно выражению (1).

Коэффициент планируемого применения, связывающий коэффициенты готовности и технического использования, уменьшается с возрастом машины, так как для поддержания требуемого уровня работоспособности необходим больший объем плановых технических воздействий, т. е. Тр.н.п будет возрастать на 5…10 % в год [1, 2].

Список литературы:

  1. Репин С.В. Поддержание требуемого уровня надежности строительных машин в эксплуатации // Materiały trzeciego międzynarodowego seminarium naukowego zwiększenie efektywności procesów prezemy stowych i budowlanych. Częstochowa. – 2005. – S. 16–22.
  2. Репин С.В. Концепция эффективности эксплуатации строительных машин // Строительные и дорожные машины. – 2007: № 2. – С. 27–31; № 4. – С. 21–25.[schema type=»book» name=»ВЛИЯНИЕ СРОКА СЛУЖБЫ НА ПОКАЗАТЕЛИ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН В ЭКСПЛУАТАЦИИ» author=»Репин Сергей Васильевич, Зазыкин Андрей Вячеславович, Ховалыг Настык-Доржу Кызыл-Оолович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6778

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх