Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СПЕЦИФИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ О ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СПЕЦИФИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ О ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

Современное общество, каким бы развитым и цивилизованным оно ни являлось, никогда не будет застраховано от разного рода стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. В процесс работы с последствиями  чрезвычайных ситуаций активно включены психологи, поскольку количество пострадавших, которым необходима квалифицированная психологическая помощь, с каждым годом возрастает. В этой связи, актуально изучить представления будущих психологов о чрезвычайной ситуации, о том, с последствиями чего им, возможно, придется столкнуться лицом к лицу.

На наш взгляд, любая профессия требует от специалиста прежде всего конкретного осознания объекта и предмета деятельности, а также понимания особенностей и специфики условий, в которых эта деятельность будет осуществляться. Чрезвычайная ситуация является полем деятельности специалистов разных направленностей: это и спасатели, и представители органов внутренних дел, и медицинские работники, и психологи. При этом очевидным является то, что представители разных профессий выполняют при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации разные функции, соприкасаются с ней в разной степени и, соответственно, представления о ней должны отличаться, хоть в какой-то мере отражая специфику деятельности. Более того, для эффективной реализации своего потенциала в процессе деятельности необходимо накапливать его во время учебы. Иными словами, вместе со знаниями, навыками и умениями должны формироваться представления о будущей деятельности с полным их осознанием. Поэтому интересным на данном этапе исследования является не просто изучение представлений студентов-психологов о чрезвычайной ситуации, но и выделение наличия/отсутствия специфических черт этих представлений, отражающих определенную направленность получаемых студентами знаний на их образовательном пути.

Основными методами исследования были выбраны метод свободных ассоциаций, а также метод семантического дифференциала.

Изучением проблемы социальных представлений занимались представители различных школ: Женевской, Парижской и Экс-ан-Прованской. Наиболее интересным для нас представляются идеи французской школы Экс-ан-Прованса, согласно которым, социальное представление можно определить как «функциональное видение мира, которое позволяет индивидам или группам придавать значение их поведению, понимать реальность через собственную систему отношений, таким образом адаптироваться к ней и определять свое место в ней» [1].

В основе исследования лежат идеи Ж.-К. Абрика (в частности, его структурный подход), согласно которому выявление содержания социального представления не является достаточным для его описания. Наиболее значимым является анализ структуры представления, позволяющий проводить процедуру сравнения, с целью выявления сходства и различий представлений в различных группах [3, с. 5-7]. Структура социального представления, по мнению Ж.-К. Абрика, складывается из  ядра и периферии. Ядро представляет собой стабильную, устойчивую к изменениям структуру, которая  тесно связана с историей социальной группы,  ее ценностями и нормами, а также с коллективной памятью. Ядро является основой всего представления, которая придает ему смысл (в ядро социального представления входят ассоциации с высокой частотой встречаемости и низким средним рангом). Периферическая система конкретизирует значение ядра представления, это связующее звено между ядром и конкретной ситуацией, в которой вырабатывается и действует представление. Она характеризуется динамичностью и изменчивостью (в зону периферии входят ассоциации с низкой частотой встречаемости и высоким средним рангом). Все последующие ассоциации входят в периферическую зону социального представления, включающую область потенциальных изменений (ассоциации с низкой частотой встречаемости и низким средним рангом, а также ассоциации с высокой частотой встречаемости и высоким средним рангом) [4].

Метод семантического дифференциала, разработанный Ч. Осгудом, предназначен для измерения значений, которые разные лица присваивают различным объектам. Классическая процедура семантического дифференциала состоит в оценке интересующего исследователя набора понятий с  помощью 7-бальных шкал, полюса которых представлены прилагательными-антонимами типа «большой-маленький», «горячий-холодный» и т. п. [2] Именно метафорический характер семантического дифференциала дает возможность оценивать любые объекты и сравнивать эмоциональное отношение к ним [5, с 125-135].

Исследование направлено на изучение представлений о чрезвычайной ситуации через призму отображения их в сознании субъекта, а также на  рассмотрение проблемы универсальности и специфичности представлений о чрезвычайной ситуации. Цель исследования: выявление и анализ структуры, содержания и совокупности представлений студентов-психологов о чрезвычайной ситуации.Предмет исследования: содержание и организация представлений о чрезвычайной ситуации.Выборка исследования составила 25 студентов 4 курса факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета в возрасте от 19 до 24 лет (М=21,5). Студентам было предложено написать 20 ассоциаций на словосочетание «чрезвычайная ситуация», а затем оценить данное понятие с помощью списка попарно сгруппированных прилагательных, выражающих качественно противоположные характеристики оцениваемого понятия.

Результаты и их обсуждение. С помощью метода словесных ассоциаций в ходе исследования было получено 517 ассоциаций на понятие «чрезвычайная ситуация», что в среднем составляет 20,68 ассоциаций на человека. Словарь понятий составил  83 слова и словосочетания. В зону ядра и периферии представления о чрезвычайной ситуации вошли 52 ассоциации (что составляет 43% от общего числа высказанных ассоциаций, вошедших в словарь понятий).

Анализ содержания ядра представления о чрезвычайной ситуации свидетельствует о том, что в сознании испытуемых чрезвычайная ситуация воспринимается крайне негативно и ассоциируется с такими понятиями, как «опасность», «угроза жизни/здоровью», «катастрофа», «неожиданность», «смерть» (таблица 1).

Таблица 1 – Структура социального представления о чрезвычайной ситуации

Элементы структуры

социального представления

Условия включения понятия

 в ту или иную зону

 социального представления

Понятия-ассоциации (в скобках 

с каждым понятием указаны их

частота встречаемости и средний ранг)

Зона ядра

социального представления

Частота встречаемости >4,54

средний ранг <11,84

Опасность (24; 5,62)

Угроза жизни/здоровью (22; 7,77)

Катастрофа (12; 4,9)

Неожиданность (12; 9,9)

Авария (11; 6, 84)

Смерть/летальный исход (10;10,9)

Мобилизация (9; 10,7)

Разрушение (8; 7,625)

Стихийное бедствие(8; 6,125)

Потенциальная зона

изменений

социального представления

(включает в себя 2 подгруппы)

частота встречаемости <4,54,

средний ранг < 11,84

Материальные потери(4; 11)

Бесконтрольность (4; 10,5)

Нарушение нормального хода жизни (4; 8)

Пугающая ситуация (3; 11,3)

  частотавстречаемости>4,54,

средний ранг >11,84

      Психологические/психические

проблемы (5; 13)

Страх (12; 12,3)

Спецслужбы (14; 12,14)

Периферическая

система социального

представления

частота встречаемости

<4,54, средний ранг>11,84

Война (4; 12,75)

Быстрота/внезапность (3; 12)

Боль (3; 13)

Борьба (2; 17,5)

Вред (4; 14)

Содержание периферической системы социального представления о чрезвычайной ситуации показывает, что в сознании испытуемых данное понятие отождествляется с войной, которая характеризуется внезапностью возникновения, всегда подразумевает борьбу за выживание, причиняет боль и несет в себе вред здоровью и окружающей среде. Возможно, такое представление является результатом актуальных событий в мире (политическая и военная обстановка). Интересно отметить, что в зону потенциальных изменений социального представления вошли такие понятия, как «нарушение нормального хода жизни» и «психологические проблемы», как обобщающая характеристика для понятий «психологическая/психическая травма», «психическое расстройство», «психические нарушения». Это говорит о достаточной степени сформированности у студентов-психологов картины последствий чрезвычайной ситуации, а также подтверждает наличие специфических черт в представлениях о том, с чем непосредственно работает психолог кризисных и экстремальных состояний.

С помощью метода семантического дифференциала были получены следующие характеристики чрезвычайной ситуации: сильный, плохой, большой, хаотичный, напряженный. Интересно, что в словаре Ожегова «чрезвычайный» определяется как исключительный, превосходящий все, всех; очень большой. Это позволяет сделать вывод о том, что представления студентов – психологов о чрезвычайной ситуации отличаются стабильностью и высокой степенью согласованности, отражают основную суть и характеристику понятия с разных точек зрения (интенсивность, психологическая составляющая, масштаб).

Суммируя результаты исследования можно сделать вывод о сформированности целостности социального представления у студентов-психологов. Наряду с универсальностью, общепринятым представлением о чрезвычайной ситуации, характеризующимся как «опасность», «угроза жизни/здоровью», «смерть», «разрушение», выявились специфичные черты представления, определяющиеся как «война», «боль», «психические/психологические проблемы». Это говорит о том, что у студентов-психологов 4 курса сформировалось особое представление о чрезвычайной ситуации в связи со специализацией, узкой направленностью изучаемых дисциплин и четким осознанием особенностей будущей профессии.

Список литературы

  1. Бовина И.Б., Стефаненко Т.Г., Тихомандрицкая О.А., Малышева Н.Г., Голынчик Е.О. Обыденные представления молодежи о России в современном мире //Знание. Понимание. Умение: информационный гуманитарный портал. 2010. №2. Педагогика. Психология.
  2. Барковская О.В. Имидж как объект эмпирического исследования: учебное пособие: в 2-х ч. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2010. Ч.2. – 165 с.
  3. ЕмельяноваТ. П. Социальное представление как инструмент социального познания (по материалам французской социальной психологии).— В кн.: Наука и общество: Тезисы докладов и выступлений к Всесоюзной научно-теоретической конференции. Вып.II. Иркутск, 1983, с. 5—7.
  4. Мурашенкова Н.В. Структура социальных представлений молодежи об экстремизме и патриотизме / Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2012.
  5. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2005. – 480 с: ил. – (Серия «Мастера психологии»).[schema type=»book» name=»СПЕЦИФИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ О ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ» description=»В статье представлены результаты исследования структуры, содержания и совокупности социальных представлений студентов-психологов о чрезвычайной ситуации. » author=»Покатович Дарья Игоревна, Иванова Татьяна Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
jendralmaya Slot slot gacor 2023 slot demo slot demo slot deposit pulsa slot demo slot demo slot slot deposit pulsa slot data hk data sgp data sdy data macau https://sebatik.wicida.ac.id/public/slot-demo/ slot demo
404: Not Found