Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ЧЕЛОВЕК ПОТРЕБЛЯЮЩИЙ В ПРЕДМЕТНОМ ПОЛЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                              
Данные для цитирования: . ЧЕЛОВЕК ПОТРЕБЛЯЮЩИЙ В ПРЕДМЕТНОМ ПОЛЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК // Евразийский Союз Ученых. Политические науки. ; ():-.

В обществознании, в целом сложилось  устойчивое  мнение в отношении основных социальных компонентов, определяющих тип общественной системы: базовый тип экономики, базовый тип социальной интеграции, контроля и управления и базовый тип личности. Однако проблематика социального типа личности востребованного, сформированного, и максимально адаптированного к конкретному социуму остается открытой. Описание, реконструирование социального характера, порождаемого современным обществом, в котором потребление играет ключевую роль, принципиально важно для понимания  природы и направленности сегодняшних политических процессов.   Базовым принципом политических наук является понимание,  того, что  именно человек  является  исходной сущностью политики. Вопрос – какой человек? До недавнего времени , важнейшей отличительной чертой  современности — считалось превращение общества  в субъекта политического процесса, а власти в   инструмент для реализации общественного интереса. Возникший гражданский тип социальной   конфигурации,  формирующий отношения «общество-власть»  определил новый тип личности –индивидуализированную личность, включенную в сложную систему взаимозависимостей, регулируемых рыночными механизмами. А власть соответственно была «не только обязана обществу своим происхождением и легитимностью, но и, в идеале, подотчетна и подконтрольна ему»[1, с. 33].  Однако прошло совсем немного времени и на смену граждано-центричной модели взаимодействия власти и общества со всей очевидностью приходит рыночно-ориентированная. Кроме того, индивидуализированная личность понятие само по себе слишком многогранное, содержащее в себе разные типы,  и исторически, и культурно обусловленные формы становления и понимания сути индивидуализма. Для политической теории нацеленной на  объяснение и прогнозирование  современных политических феноменов, концепций, ценностей,  необходима более четкая привязанность к сегодняшним реалиям в  определении базового типа личности.

 В этой связи,  рассмотрение человека потребляющего как  нового антропологического типа в качестве субъекта и объекта политикина наш взгляд,  представляет несомненный интерес.  Прежде всего, это обусловлено тем, что сегодня потребление играет основную роль в процессе воспроизводства, подчиняя себе другие его составляющие производство, распределение,  обмен.

 Оно представляет собой  общественно дифференцируемую формужизнедеятельности и  «является мощным стратифицирующим фактором, порождающим острые социальные коллизии во всех безисключения современных обществах»,  и в силу своей интегрированности в создание и распределение общественного богатства, порождает социальное неравенство, социальную солидарность и борьбу.[3, с. 56]. Общество потребления базируется на экономике предложения недолговечных товаров и услуг, включая информационные абсолютно во всех сферах жизни, в том числе, в политической. И современная модель демократии как  системы выборов оптимально ей соответствует. «Наиболее выигрышными приманками для избирателей служат, безусловно, чаще всего демагогические призывы к росту уровня и качестважизни, которое преподносится как умножение потребительских возможностей. Потребительский вектор политической демократии удачно встраиваетсяв схему выражения пропорциональных интересов населения и вполне отвечаетпринципу социальной справедливости» [2, с. 58]. Здесь нельзя не отметить что сам факт осуществления демократических преобразований на постсоциалистическом пространстве был подготовлен  изменениями-соблазнами в сфере индивидуального потребления.   Которое, как показывает, уже не только западная практика очень быстро « выходит  за рамки, диктуемые природными потребностями, и превращается в ключевую часть воспроизводства человека социального» [2, с. 112].

Потребление стимулирует производство (экономику) лишь тогда,когда оно встроено в социальную организацию культуры, повседневной жизни, в частную и публичную сферы, когда происходит переформатирование  индивидуальных потребительских систем всистему  социокультурных смыслов общества потребления.  И вот уже, мы имеем дело,  с универсальным общественным инструментом модификации современных стилей поведения, образажизни, типа личности. « В такого рода скрытом социальном конфигурировании личного и коллективногопотребления проявляется, на наш взгляд, процесс созидания и реконструирования цивилизационного порядка различных уникальных форм современности в большинстве стран» [3, с. 56].

Превращение социума в сообщество потребителей превращает поиск выгоды – материальной, социальной, политической — в определяющий принцип в отношениях  общества и власти.  Замена института представительства на отношения купли-продажи создает условия для навязывания покупателю (гражданину) любой политической продукции (персоны, идеи, реформы, акции), производимой исключительно в интересах заказчика (власти).  «Политического потребителя» отличают два основных свойства. С одной стороны, он, подобно покупателю в магазине, настроен гораздо критичнее поотношению к тому, что ему предлагают профессиональные политики, нежелигражданин, ощущавший свою идеологическую связь с определенной партией. Однако с другой стороны, в сравнении со своим историческим предшественником, имевшим четкие ориентиры в мире политики, намногосильнее подвержен воздействию разного рода «политических технологий»[4, с. 112].

 Состав массы потребителей неоднороден, нельзя забывать, что современный человек,  благодаря институту рекламы в том числе политической уже  «запомнил» что он индивидуум.  Кроме того,   сегментация, возможно в больше степени, чем стандартизация является условием сохранения действующей власти в  «атомизированном» гражданском обществе.  Сегменты, возникающие в обществе потребления практически безопасны для власти, так соединены связями не приводящими к социальному единству. Они существуют в форме целевой аудитории для маркетологов, продавцов, политических консультантов, средств массовой информации.    Довольно сложно  вообразить человека, действующего в одиночку в качестве субъекта политических отношений, если  , конечно он не терорист. «Потребление магически властвует над всеми и всем. Оно становится главным политическим рычагом. Жизненные интересы отдельного индивида, нации и государства заключаются в долгосрочном обеспечении потребленияэнергией, ресурсами, информацией. Глобализация потребления лишь закрепляет его всемогущество на мировом уровне. Торговля и экономический обмен, в конце концов, ориентированы на масштаб и качество потребления. Уровень жизни определяется доходом на душу населения, т.е. опять-таки такназываемой корзиной потребления потребительских благ, услуг и условий. Магическая сила потребления имеет скрытый политический смысл, которыйзадает вектор действия реальной политике, поведению разных слоев населения[2, с. 60].

« Человек  потребляющий» способен конструировать образ будущего лишь в границах собственной идентичности, а еще точнее собственной биографии, в которой место общественным интересам и политическим ценностям отводится в основном в ситуации угрозы материальному и физическому  благополучию.  Нет сомнений в том, что  политику создал человек разумный (homo sapiens)  в том числе для того,  чтобы  соотносить    индивидуальные усилия с коллективными, определяя общее будущее.    Попытаться  увидеть  какое будущее ждет  homoconsumer   —  одна из задач политической науки.

Список литературы:

  1. Глинчикова А.  Г. Р Россия и Европа: два пути к Современности. М:Культурная революция, 2014. — 608 с.
  2. Ильин В.И. Потребление как дискурс. СПб.: Интерсоцис, 2008. – 446 с.
  3. Козловский В.В. Общество потребления и цивилизационный порядок современности./ Журнал социологии и социальной антропологии. Том XIV № 5 (58) С.55.
  4. Пшизова С. Н. От «гражданского общества» к «сообществу  потребителей»: политический консюмеризм в сравнительной перспективе (I) / С. Н. Пшизова. -// Полис: Политические исследования. 2009. — №1. — С.100[schema type=»book» name=»ЧЕЛОВЕК ПОТРЕБЛЯЮЩИЙ В ПРЕДМЕТНОМ ПОЛЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК» description=»Основной целью статьи является привлечение внимание к новому социальному типу личности, определяемому как человек потребляющий. А также, к возможности использования данного понятия для определения базового социального характера, порождаемого современным обществом, в котором потребление играет ключевую роль в предметном поле политических наук.» author=»Томбу Дина Вольдемаровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6780

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх