Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ЧЕЛОВЕК ПОТРЕБЛЯЮЩИЙ В ПРЕДМЕТНОМ ПОЛЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ЧЕЛОВЕК ПОТРЕБЛЯЮЩИЙ В ПРЕДМЕТНОМ ПОЛЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Политические науки. ; ():-.

В обществознании, в целом сложилось  устойчивое  мнение в отношении основных социальных компонентов, определяющих тип общественной системы: базовый тип экономики, базовый тип социальной интеграции, контроля и управления и базовый тип личности. Однако проблематика социального типа личности востребованного, сформированного, и максимально адаптированного к конкретному социуму остается открытой. Описание, реконструирование социального характера, порождаемого современным обществом, в котором потребление играет ключевую роль, принципиально важно для понимания  природы и направленности сегодняшних политических процессов.   Базовым принципом политических наук является понимание,  того, что  именно человек  является  исходной сущностью политики. Вопрос – какой человек? До недавнего времени , важнейшей отличительной чертой  современности — считалось превращение общества  в субъекта политического процесса, а власти в   инструмент для реализации общественного интереса. Возникший гражданский тип социальной   конфигурации,  формирующий отношения «общество-власть»  определил новый тип личности –индивидуализированную личность, включенную в сложную систему взаимозависимостей, регулируемых рыночными механизмами. А власть соответственно была «не только обязана обществу своим происхождением и легитимностью, но и, в идеале, подотчетна и подконтрольна ему»[1, с. 33].  Однако прошло совсем немного времени и на смену граждано-центричной модели взаимодействия власти и общества со всей очевидностью приходит рыночно-ориентированная. Кроме того, индивидуализированная личность понятие само по себе слишком многогранное, содержащее в себе разные типы,  и исторически, и культурно обусловленные формы становления и понимания сути индивидуализма. Для политической теории нацеленной на  объяснение и прогнозирование  современных политических феноменов, концепций, ценностей,  необходима более четкая привязанность к сегодняшним реалиям в  определении базового типа личности.

 В этой связи,  рассмотрение человека потребляющего как  нового антропологического типа в качестве субъекта и объекта политикина наш взгляд,  представляет несомненный интерес.  Прежде всего, это обусловлено тем, что сегодня потребление играет основную роль в процессе воспроизводства, подчиняя себе другие его составляющие производство, распределение,  обмен.

 Оно представляет собой  общественно дифференцируемую формужизнедеятельности и  «является мощным стратифицирующим фактором, порождающим острые социальные коллизии во всех безисключения современных обществах»,  и в силу своей интегрированности в создание и распределение общественного богатства, порождает социальное неравенство, социальную солидарность и борьбу.[3, с. 56]. Общество потребления базируется на экономике предложения недолговечных товаров и услуг, включая информационные абсолютно во всех сферах жизни, в том числе, в политической. И современная модель демократии как  системы выборов оптимально ей соответствует. «Наиболее выигрышными приманками для избирателей служат, безусловно, чаще всего демагогические призывы к росту уровня и качестважизни, которое преподносится как умножение потребительских возможностей. Потребительский вектор политической демократии удачно встраиваетсяв схему выражения пропорциональных интересов населения и вполне отвечаетпринципу социальной справедливости» [2, с. 58]. Здесь нельзя не отметить что сам факт осуществления демократических преобразований на постсоциалистическом пространстве был подготовлен  изменениями-соблазнами в сфере индивидуального потребления.   Которое, как показывает, уже не только западная практика очень быстро « выходит  за рамки, диктуемые природными потребностями, и превращается в ключевую часть воспроизводства человека социального» [2, с. 112].

Потребление стимулирует производство (экономику) лишь тогда,когда оно встроено в социальную организацию культуры, повседневной жизни, в частную и публичную сферы, когда происходит переформатирование  индивидуальных потребительских систем всистему  социокультурных смыслов общества потребления.  И вот уже, мы имеем дело,  с универсальным общественным инструментом модификации современных стилей поведения, образажизни, типа личности. « В такого рода скрытом социальном конфигурировании личного и коллективногопотребления проявляется, на наш взгляд, процесс созидания и реконструирования цивилизационного порядка различных уникальных форм современности в большинстве стран» [3, с. 56].

Превращение социума в сообщество потребителей превращает поиск выгоды – материальной, социальной, политической — в определяющий принцип в отношениях  общества и власти.  Замена института представительства на отношения купли-продажи создает условия для навязывания покупателю (гражданину) любой политической продукции (персоны, идеи, реформы, акции), производимой исключительно в интересах заказчика (власти).  «Политического потребителя» отличают два основных свойства. С одной стороны, он, подобно покупателю в магазине, настроен гораздо критичнее поотношению к тому, что ему предлагают профессиональные политики, нежелигражданин, ощущавший свою идеологическую связь с определенной партией. Однако с другой стороны, в сравнении со своим историческим предшественником, имевшим четкие ориентиры в мире политики, намногосильнее подвержен воздействию разного рода «политических технологий»[4, с. 112].

 Состав массы потребителей неоднороден, нельзя забывать, что современный человек,  благодаря институту рекламы в том числе политической уже  «запомнил» что он индивидуум.  Кроме того,   сегментация, возможно в больше степени, чем стандартизация является условием сохранения действующей власти в  «атомизированном» гражданском обществе.  Сегменты, возникающие в обществе потребления практически безопасны для власти, так соединены связями не приводящими к социальному единству. Они существуют в форме целевой аудитории для маркетологов, продавцов, политических консультантов, средств массовой информации.    Довольно сложно  вообразить человека, действующего в одиночку в качестве субъекта политических отношений, если  , конечно он не терорист. «Потребление магически властвует над всеми и всем. Оно становится главным политическим рычагом. Жизненные интересы отдельного индивида, нации и государства заключаются в долгосрочном обеспечении потребленияэнергией, ресурсами, информацией. Глобализация потребления лишь закрепляет его всемогущество на мировом уровне. Торговля и экономический обмен, в конце концов, ориентированы на масштаб и качество потребления. Уровень жизни определяется доходом на душу населения, т.е. опять-таки такназываемой корзиной потребления потребительских благ, услуг и условий. Магическая сила потребления имеет скрытый политический смысл, которыйзадает вектор действия реальной политике, поведению разных слоев населения[2, с. 60].

« Человек  потребляющий» способен конструировать образ будущего лишь в границах собственной идентичности, а еще точнее собственной биографии, в которой место общественным интересам и политическим ценностям отводится в основном в ситуации угрозы материальному и физическому  благополучию.  Нет сомнений в том, что  политику создал человек разумный (homo sapiens)  в том числе для того,  чтобы  соотносить    индивидуальные усилия с коллективными, определяя общее будущее.    Попытаться  увидеть  какое будущее ждет  homoconsumer   —  одна из задач политической науки.

Список литературы:

  1. Глинчикова А.  Г. Р Россия и Европа: два пути к Современности. М:Культурная революция, 2014. — 608 с.
  2. Ильин В.И. Потребление как дискурс. СПб.: Интерсоцис, 2008. – 446 с.
  3. Козловский В.В. Общество потребления и цивилизационный порядок современности./ Журнал социологии и социальной антропологии. Том XIV № 5 (58) С.55.
  4. Пшизова С. Н. От «гражданского общества» к «сообществу  потребителей»: политический консюмеризм в сравнительной перспективе (I) / С. Н. Пшизова. -// Полис: Политические исследования. 2009. — №1. — С.100[schema type=»book» name=»ЧЕЛОВЕК ПОТРЕБЛЯЮЩИЙ В ПРЕДМЕТНОМ ПОЛЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК» description=»Основной целью статьи является привлечение внимание к новому социальному типу личности, определяемому как человек потребляющий. А также, к возможности использования данного понятия для определения базового социального характера, порождаемого современным обществом, в котором потребление играет ключевую роль в предметном поле политических наук.» author=»Томбу Дина Вольдемаровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot terpercaya slot dana jendralsmaya slot maxwin slot server luar demo slot slot 4d slot terbaru slot gacor slot deposit pulsa dragonslot99 slot88 selotgacorku slot thailand slot terbaru data hk slot gacor
404: Not Found