Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СОСТОЯНИЕ НАВЫКА ПИСЬМА У УЧАЩИХСЯ 3-х КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СОСТОЯНИЕ НАВЫКА ПИСЬМА У УЧАЩИХСЯ 3-х КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

На современном этапе развития начального общего образования нарушения специфических школьных навыков и, в частности, нарушения письменной речи, представляют собой одну из актуальных проблем. По данным НИИ возрастной физиологии РАО до 40% детей заканчивают начальную школу с трудностями обучения [2]. Исследование Н.Н.Яковлевой [5], охватывающее более 8 тыс. учащихся, показало, что с 2013 до 2015 года количество детей с нарушениями письма возросло с 25,8 до 30,2%/ Тенденция к увеличению количества детей, испытывающих трудности в овладении письмом, в сочетании с изменением условий обучения – вариативностью основных образовательных программ, неоднородностью в сформированности предпосылок письма и т.д. – определяют необходимость исследований проявлений дисграфии, свойственных современным школьникам.

Настоящее исследование было направлено на изучение особенностей письма учащихся 3-х классов общеобразовательной школы. В исследовании принимали участие 54 школьника, обучающихся в гимназических классах общеобразовательных школ г. Санкт-Петербурга. Изучение особенностей письма учащихся проводилось посредством написания слухового диктанта [4]. Анализ письменных работ предполагал выделение специфических ошибок письма, на основании чего проводился анализ характера и степени выраженности нарушений письма. В качестве критерия степени тяжести дисграфии использовались количественные показатели, приведенные в работе О.Б. Иншаковой [3]. Для сопоставительного анализа распространенности ошибок различных типов в группах детей с разной выраженностью нарушений письма производился подсчет среднего количества ошибок в группе.

По степени выраженности нарушений письма, которые оценивались по количеству неисправленных специфических ошибок, обследованные учащиеся распределились следующим образом (см. табл.1, столбец 1).

Таблица 1

Показатели степени выраженности и распределения ошибок различных типов у учащихся 3-х классов общеобразовательной школы

Группы (количество детей, процент) Всего 1 2 3 4
а б а б а б а б а б
Дети без нарушений письма (n=10; 18,5%) 0 1,9 0 0,9 0 0,2 0 0,1 0 0,7
Дети с пограничными показателями сформированности письма (n=20; 37%) 2 4 0,9 1,5 0,6 0,6 0,3 0,2 0,3 1,8
Дети с дисграфией легкой степени

(n=14; 25,9%)

5,1 3 2 1,8 0,9 0,3 1,3 0 0,9 0,9
Дети с дисграфией средней степени

(n=6; 11,1%)

8,5 3 4,3 1,7 1 0,7 2,5 0,2 0,7 0,5
Дети с дисграфии тяжелой степени

(n=4; 7,5%)

15,3 2,5 7,3 0,8 2,5 0,8 3,5 0,3 1,8 1

Примечание: 1 – ошибки, обусловленные несформированностью языкового анализа и синтеза; 2 – ошибки, обусловленные несформированностью фонематического слуха; 3 – аграмматические ошибки; 4 – оптические ошибки; а – неисправленные ошибки; б – исправленные ошибки.

Обращает на себя внимание низкий процент детей, в работах которых не отмечены неисправленные специфические ошибки (18,5 %). Однако, согласно данным О.Б.Иншаковой [3], наличие в письменных работах детей от 1 до 3 специфических ошибок не является показателем наличия нарушений письма. При таком подходе процент учащихся с нормальным формированием письменной речи в нашей выборке увеличивается до 55,5 %. Вместе с тем, представляется целесообразным выделить детей, допустивших 1-3 специфические ошибки, в отдельную группу, так как наличие указанных ошибок свидетельствует о пограничных показателях сформированности навыка письма. Дисграфия была выявлена у 44,5% обследованных младших школьников. При этом более чем в половине случаев отмечалась легкая степень выраженности нарушений письма (14 детей), средняя и тяжелая степень расстройств письма наблюдалась значительно реже (6 и 4 человека, соответственно).

Анализ распространенности ошибок, относящихся к симптоматике различных форм дисграфий, показал, что, независимо от степени выраженности нарушений письма, наиболее часто встречающимися являются ошибки, обусловленные недостаточной сформированностью языкового анализа и синтеза (см. табл.1). Представляется важным отметить, что ошибки этого типа (как неисправленные, так и исправленные) отмечались в работах 49 из 54 обследованных детей. При этом, увеличение количества ошибок, характеризующее степень выраженности нарушений письма, происходило в первую очередь за счет ошибок данного типа. Наиболее часто в диктантах учащихся отмечались пропуски букв и нарушения обозначения границ предложения. Специфические ошибки акустического, аграмматического и оптического типа встречались в письменных работах детей значительно реже.

Отдельным предметом анализа было соотношение исправленных и неисправленных специфических ошибок в группах детей с разной степенью выраженности дисграфии. Как видно из таблицы 1, у младших школьников с дисграфией отмечается преобладание неисправленных ошибок над исправленными. При этом, количество исправленных ошибок мало варьирует при разных степенях выраженности нарушений письма. Иная картина наблюдается в группе детей с пограничными показателями сформированности письма. В этой группе количество исправленных специфических ошибок в 2 раза превышает количество неисправленных. Самостоятельно исправленные детьми специфические ошибки можно рассматривать как определенный критерий сформированности самоконтроля на письме, отражающий умение проверить написанное, найти ошибку и исправить ее. При таком подходе основным качественным отличием группы детей с пограничными показателями сформированности письма от группы детей с дисграфией является именно достаточный уровень самоконтроля при письме, частично компенсирующий имеющиеся у школьников затруднения в формировании навыка письма. Т.В.Ахутина [1], рассматривая нейропсихологические механизмы нарушений письма у детей, выделила регуляторную дисграфию, в основе которой лежит несформированность функций регуляции, программирования и контроля. В рассматриваемом нами случае наблюдается обратная картина – достаточная сформированность самоконтроля позволяет ребенку исправить возникшие ошибки и, возможно, избежать их появления.

Таким образом, исследование состояния навыка письма у учащихся 3-х классов показало наличие нарушений письма у 44,5% детей, еще у 37% выявлены пограничные показатели сформированности навыка письма. Распределение специфических ошибок различных типов демонстрирует, что одним из основных факторов, обсулавливающих расстройства письма у обследованных детей, является недостаточная сформированность языкового анализа и синтеза, в частности, фонематического анализа и умения определять границ предложения в воспринимаемом на слух тексте.

Список литературы

  1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции. – М.: МПСИ, 2001. – с. 7-20
  2. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. — Тула: ООО Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2004. — 350 с.
  3. Иншакова О.Б. Мультидисциплинарный анализ становления фонематического навыка письма у младших школьников. – М.: В.Секачев, 2013. – 282 с.
  4. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников/ Под общ.ред. Т.В.Ахутиной, О.Б.Иншаковой. – М.: В.Секачев, 2008. – 128 с.
  5. Яковлева Н.Н. Исследование состояния навыков письменной речи у учащихся 2-4 классов // Проблемы современного педагогического образования, 2016. — №50-4. – с.302-309.[schema type=»book» name=»СОСТОЯНИЕ НАВЫКА ПИСЬМА У УЧАЩИХСЯ 3-х КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ» description=»Исследование посвящено изучению распространенности нарушений письма у учащихся 3-х классов общеобразовательной школы. Основным методом исследования выступал анализ письменных работ (диктантов) 54 учащихся. Результаты исследования показали, что 44,5% детей имеют расстройства письменной речи, при этом ведущей детерминантой нарушений письма является несформированность языкового анализа и синтеза.» author=»Кац Екатерина Эдуардовна, Ноздрина Кристина Сергеевна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-16″ edition=»euroasia-science_6(27)_23.06.2016″ ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot terpercaya slot dana jendralsmaya slot maxwin slot server luar demo slot slot 4d slot terbaru slot gacor slot deposit pulsa dragonslot99 slot88 selotgacorku slot thailand slot terbaru data hk
404: Not Found