Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В значительной части большого количества исследований, посвященных профессиональным и личностным качествам современного офицера, указывается на значимость  наличия в структуре его профессиональной подготовленности, направленной на выполнение сложных и ответственных  задач по должностному предназначению, развитой коммуникативной компетентности в целях надежного обеспечения обороноспособности страны в современных условиях и в рамках происходящих  в Вооруженных Силах реформ.

Однако для того, чтобы будущие офицеры могли успешно выполнять свои функциональные  обязанности в войсках, необходимо уже в процессе учебной деятельности во время профессиональной подготовки в высшем военном учебном заведении обеспечить высокий уровень развития у курсантов коммуникативной компетентности. К сожалению, как свидетельствует практика войск и ввузов, а также проведенное исследование, в действительности следует отметить недостаточную разработанность данной проблемы в педагогической науке, что обусловливает необходимость целенаправленной, систематизированной работы по совершенствованию коммуникативной компетентности у курсантов военных вузов.

Для решения данной задачи автором статьи была разработана и апробирована модель педагогической программы совершенствования коммуникативной компетентности курсантов вузов.

В процессе разработки педагогической программы мы опирались на труды отечественных педагогов и психологов, в которых изложены подходы к проблеме моделирования педагогических явлений. Вопросы моделирования в педагогических исследованиях освещаются в работах С.И. Архангельского,  Ю.К. Бабанского, А.Н. Дахина, Ю.А. Конаржевского, В.В. Давыдова, В.А. Тестова. По нашему мнению, наиболее предметно данная проблематика раскрыта в трудах Н.В. Кузьминой, отмечавшей, что «моделирование – это общенаучный метод исследования любых явлений, состоящий в построении и исследовании особых объектов (систем) – моделей (вещественных или знаковых) других объектов – оригиналов или прототипов» [4]. При этом под моделью понимается искусственно созданное для изучения явление (предмет, процесс, ситуация и т.д.) аналогичное другому явлению, исследование которого затруднено или вовсе невозможно.  Модель – аналог объекта исследования, она сходна с объектом, но не тождественна [1,3].

Таким образом, разработанная модель педагогической программы совершенствования коммуникативной компетентности курсантов ввузов предназначена для создания аналога данной программы, так как полностью представить и экспериментально  исследовать такого объема и  широты проблему даже в рамках одного учебного заведения затруднительно.

Педагогическая программа совершенствования коммуникативной компетентности курсантов военных вузов в процессе профессиональной подготовки представляет собой систему  взаимосвязанных целей, задач, методов, форм и средств подготовки курсантов как профессионалов, в сфере   управления и воспитания подчиненных, обладающих высоким уровнем сформированности коммуникативных качеств и навыков, а также условий, обеспечивающих эффективность данной подготовки, и механизм педагогических взаимодействий, направленных  на достижение целей профессиональной подготовки квалифицированного офицера.

При определении целей и задач педагогической программы развития коммуникативной компетентности у курсантов военных вузов мы исходили из соображения, что они должны отражать общие цели подготовки курсантов как будущих офицеров, не нарушать структуру и технологию образовательного процесса в военном вузе, быть адаптированными к специфике конкретных условий образовательного процесса и ориентировать курсантов на активную деятельность по самообразованию и самовоспитанию [2,3,7].

Разработанная  педагогическая программа структурно включает следующие разделы:

  1. Формирование у курсантов мотивации к развитию коммуникативных качеств и навыков.
  2. Совершенствование психолого-педагогической подготовки субъектов формирования и развития коммуникативной компетентности у курсантов военных вузов в процессе профессиональной подготовки.
  3. Внедрение в учебный процесс педагогических технологий и методик, обеспечивающих эффективное развитие у курсантов коммуникативных качеств и навыков.
  4. Мероприятия по развитию коммуникативных навыков в процессе изучения учебных предметов и во внеучебное время, в часы самостоятельной подготовки и факультативов.

Первый раздел является основой деятельности по реализации программы: как отмечает В.В. Мелетичев, «наличие положительной мотивации учения у курсантов является одним из важнейших условий успешности их обучения» [5].

Поскольку развитие коммуникативной компетентности является важной частью обучения, то оно также обусловливается положительной мотивацией к учебной деятельности. Важно иметь в виду, что применительно к подготовке будущих офицеров в военном вузе, речь идет не просто о познавательной, а о профессиональной мотивации учения. Как верно замечает  в своих научных трудах  В.В. Мелетичев, «профессионалом в любой сфере деятельности … может быть только тот, кто мотивирован именно на эту деятельность, стремиться реализоваться в ней, если эта деятельность значима для субъекта сама по себе, он получает от нее удовлетворение, то есть имеет внутреннюю мотивацию этой деятельности» [6].

Значение второго раздела педагогической программы определяется тем, что необходима специальная работа (мероприятия) по совершенствованию субъектов формирования и развития коммуникативной компетентности у курсантов.

Под субъектами мы понимаем, прежде всего, тех, кто оказывает постоянные, целенаправленные, системные психолого-педагогические воздействия на курсантов – профессорско-преподавательский состав, командиры курсантских подразделений и специалисты воспитательных структур. Для каждой из этих категорий субъектов в педагогической программе были предусмотрены отдельные мероприятия по развитию и совершенствованию.

Третий раздел –  «Внедрение в учебный процесс педагогических технологий и методик, обеспечивающих эффективное развитие у курсантов коммуникативных качеств и навыков».

Коммуникативная компетентность есть развивающийся опыт общения между людьми, который формируется и активизируется в условиях непосредственного человеческого общения. Главная цель применения коммуникативных технологий  – развитие у курсантов ввузов способностей решать наиболее типичные коммуникативные задачи в пределах учебной, служебной, бытовой, культурной и общественной сфер общения. Необходимость внедрения в учебный процесс военного вуза новых педагогических технологий и методик, определяется тем, что традиционно используемые не в полной мере обеспечивают эффективное становление курсантов   как специалистов.

Важное значение для развития у курсантов коммуникативной компетентности имеет четвертый раздел разработанной педагогической программы — «Мероприятия по развитию коммуникативных навыков в процессе изучения учебных предметов и во внеучебное время, в часы самостоятельной подготовки и факультативов».

Поскольку важной целью подготовки курсантов военных вузов как будущих офицеров – управленцев и воспитателей в одном лице – является  развитие у них уровня коммуникативной компетентности, обеспечивающего эффективное и качественное выполнение ими профессиональных обязанностей в подразделениях и частях, постольку  важен момент  овладения ими не только психолого-педагогическими знаниями в сфере общения, но и практическим опытом применения этих знаний. Это становится возможным посредством организации и проведения факультативов, проводимых во внеучебной деятельности курсантов, являющихся органической частью предлагаемой педагогической программы. Педагогическая ценность  факультативов заключается в том, что образовательная ситуация становится лично значима для обучающегося, находится в резонансе с его опытом; эффективно обеспечивает формирование у курсантов навыков и умений решения коммуникативных задач в учебно-профессиональной деятельности.

Таким образом, предлагаемая нами педагогическая программа, максимально используя возможности образовательной ситуации в военном вузе, создает необходимую психолого-педагогическую среду для успешного развития коммуникативной компетентности у курсантов вузов в целях улучшения их профессиональной подготовки как управленцев и воспитателей.

Список литературы:

  1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. – М.: Высшая школа, 1980. – 368 с.
  2. Вахонин Н.Л., Ефремов О.Ю. Психология и педагогика высшей школы. – СПб., 2006. – 399 с.
  3. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: дисс. … д-ра псих. наук. – Л., 1991. – 375 с.
  4. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. – 114 с.
  5. Мелетичев В.В. Формирование устойчивой профессиональной мотивации учения у курсантов вузов ПВО: дисс. … канд. пед. наук. – СПб., 2000. – 154 с.
  6. Мотивация учения ипедагогической деятельности [Текст]: учеб.-метод. пособие / под общ. ред. В.В.Мелетичева.  – СПб.: СПб АППО, 2011.  – 101 с.
  7. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов [текст]: учебн. Пособие для вузов/ И.П. Подласый. – М.: Владос-пресс, 2004. – 365 с.[schema type=»book» name=»ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ » description=»В статье рассматриваются основные аспекты педагогической программы совершенствования коммуникативной компетентности курсантов военвузов.» author=» Ардиянц Яна Анатольевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot deposit pulsa slot88 slot dana jendralsmaya slot terbaik slot dana slot server luar demo slot slot deposit pulsa slot gacor slot terbaik
404: Not Found