28 Апр

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:

В процессе обучения в высшей школе одной из важных задач для многих исследователей является методика комплексного использования технических и дидактических средств обучения. Это можно объяснить тем, что информационные технологии обучения объединяют знания различных наук, например, как социология, информатика, история.

Самостоятельным направлением дидактики и методики обучения языкам, является компьютерная лингводидактика предметом исследований которой является внедрение компьютеров в учебный процесс. Проблемы компьютерной лингводидактики рассматриваются в работах: Н.Ф. Талызиной, Т.В. Габай, В.Я. Ляудиса, А.Г. Мордвинова, М.А. Акоповой, В. Денинг, В.И. Брановицкого, А.М. Довгялло, Е.С. Полат, Р.Г. Пиотровского, А.В. Зубова, Э.Л. Носенко.

Использование информационных технологий  при обучении иностранному языку является достаточно трудоемким процессом для преподавателя из-за специфики  обучения, так как обучение должно включать знание методики преподавания иностранного языка, социологии, лингвистики, культуры изучаемого языка, психологии, когнитологии, культурологии, компьютерных технологий и т. д.

«Особого внимания заслуживает описание уникальных возможностей СНИТ, реализация которых создает предпосылки для небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого. Перечислим эти возможности: незамедлительная обратная связь между пользователем и СНИТ; компьютерная визуализация учебной информации … об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и виртуальных; архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных; автоматизация процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения» [2, с. 102].

Применение информационных технологий в процессе обучения предоставляет доступ к обширным информационным ресурсам, что способствует самостоятельному обучению. Студенты с помощью компьютера получают возможность оказаться в различных ситуациях, которые требуют от них творческого подхода.

Студенты с удовольствием работают на компьютере с  использованием различных  приложений. Компьютер воспринимают не только как средство познания, но и как объект изучения. Обучение с использованием информационных технологий экономит время, повышает эффективность, увеличивает доступ к информации, позволяет обучаться самостоятельно с помощью онлайн курсов.

В образовании потенциал информационно коммуникационных технологий проявляется практически во всех аспектах учебного процесса. Информационные технологии в сочетании с информационными педагогическими технологиями открывают обширные возможности, которые способствуют образовательной практики, такие как индивидуализация и дифференциация обучения; повышение познавательного интереса к  изучению у студентов; организация различных форм взаимодействия в учебно-воспитательном процессе;    изменение в деятельности обучающего и обучающегося; управлять, организовывать, планировать и контролировать учебный процесс на новом уровне.  С применением  инфокоммуникационных технологий  в учебном процессе возникли некоторые проблемы, с которыми столкнулась высшая школа и для решения, которых необходимы новые подходы. Средства, которыми обладает традиционная дидактика, не в состоянии  разрешить все задачи, поставленные  перед теорией обучения. По-мнению  Ф. Янушкевич «речь не о правильности тех или иных положений дидактической науки, а о том, что принципиально изменился сам ее объект, а также совокупность тех факторов, которые выступают в качестве системообразующих для деятельности специалиста и которые влияют на построение и организацию всего учебно-воспитательного процесса в высшей школе» [3, с. 72].

В результате чего с точки зрения целей педагогической деятельности возникла необходимость привести теорию обучения и воспитания в соответствие с современными требованиями.

Лингводидактический потенциал инфокоммуникационных технологий в обучении иностранным языкам лингводидактика определяет следующими комплексными показателями:

  • функциями инфокоммуникационных технологий в процессе обучения с учетом возможностей варьирования режимов работы и форм организации учебного процесса;
  • сферой применения инфокоммуникационных технологий, определяемой задачами обучения, для решения которых они могут быть использованы, и кругом пользователей, на которых они ориентированы;
  • дидактической эффективностью этих средств с точки зрения их целевого назначения [1].

В процессе обучения иностранным языкам применяют разнообразные компьютерные средства, режимы, использования которых можно варьировать в зависимости от вида учебной деятельности, например  аудиторная или внеаудиторная самостоятельная работа,  выполнение коллективной  работы, контроль уровня знаний и т.д.

Одним из эффективных  способов контроля знаний студентов является тестирование с использованием информационных технологий, которое можно отнести к нетрадиционной форме контроля знаний.  Задания такого рода можно использовать  для входного, текущего,  и  итогового контроля. Тестирование при обучении иностранному языку, возможно, применять  не только для того, чтобы определить способности в различных видах деятельности, выявить пробелы в знаниях,  возникающие в процессе обучения, но и найти нужный подход в преодолении возникших проблем. Иноязычная коммуникативная компетенция, изучающих или владеющих  иностранным языком является объектом тестирования в современной методике преподавания.

 Если исходить из того, что тест – это метод педагогической диагностики, то есть способ измерения уровня знаний, а педагогическая диагностика – это основная часть педагогического контроля, то для тестов можно выявить следующие функции: диагностирующую, обучающую, организующую и воспитывающую.

Диагностирующая функция позволяет определить уровень достигнутых знаний, умений и навыков. Обучающая функция состоит в передаче знаний и формировании навыков и умений. Знания передаются в процессе объяснения или показа, а навыки формируются неоднократным подкреплением. Организация учебного  действия обучающихся, побуждение их к таким действиям будут иметь отношение  к организующей или стимулирующей функциям преподавателя. Суть воспитывающей функции заключается в стремлении преподавателя научить студентов работать систематически, воздействуя на их психологические особенности.

Роль тестирования имеет особое значение при  обучении иностранному языку. С помощью заданий в тестовой форме можно определить не только уровень сформированности коммуникативной компетенции у студентов, а также готовность к обобщению на изучаемом языке.  Компьютерное тестирование в учебном процессе  используется не только как средство контроля, но и как  упражнения для самостоятельного выполнения. Основное отличие тестов от традиционных форм контроля заключается в том, что тест всегда предполагает измерение.

Компьютерное тестирование имеет определенные преимущества в отличие о других форм контроля;

оценка по результатам тестирования всегда выставляется объективно независимо от личных симпатий или антипатий преподавателя по отношению к студентам;

предоставляет возможность  проверить уровень владения иностранного языка в одно и то же время у всей группы или потока, особенно удобно использовать такую форму контроля у студентов обучающихся на заочной или дистанционной форме обучения;

студенты не испытывают такого эмоционального напряжения как при устном ответе;

результаты предоставляются мгновенно после завершения тестирования;

с помощью полученных результатов можно провести диагностику трудностей языкового материала и провести корректировку в методике преподавания для дальнейшего их устранения.

Контроль с использованием компьютерного тестирования это не просто инструмент для воспроизведения знаний студентов полученных от преподавателя или учебных пособий, а комплексный показатель результатов всей учебной деятельности, показывающий динамику общего развития, формирование специальных умений и навыков, познавательный интерес студентов, а также творческие способности.

Тестирование с использованием информационных технологий  является современным  методом контроля знаний в преподавании иностранного языка, повышает  эффективность образовательного процесса, дает  объективную оценку результатам образовательного процесса,  что  повышает качество образования.

Список литературы:

  1. Минькова Е.Н. Сущность, функции и потенциал использования инфокоммуникационных технологий в гуманитарном образовании https://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3373
  2. Семенова Н.Г., Вакулюк В.М. О некотором опыте применения мультимедиа технологий в учебном процессе // Высшее образование в России. 2004. — № 2. — С. 101-105.
  3. Янушкевич Ф. Технологии обучения в системе высшего образования. — М:, 1985г.
    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
    В статье рассматриваются современные способы совершенствования преподавания иностранного языка с использованием информационных технологий. Роль и место контроля в учебном процессе. Особое внимание уделяется контролю качества знаний с использованием компьютерного тестирования. Эффективность использования тестов с применением современных информационных технологий с точки зрения обработки результатов.
    Written by: Цой Екатерина Данииловна
    Published by: БСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/20/2016
    Edition: euroasia-science_28.04.2016_4(25)
    Available in: Ebook
25 Июл

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ ВУЗА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:

На сегодняшний день получение профессии играет огромную роль в жизни молодых людей. Это шаг, который имеет большое значение как для человека, выбирающего профессию, так и для общества, в котором он живет. Чаще всего проблема профессионального самоопределения волнует подростков в выпускном классе, потому как, именно в этом возрасте начинается самостоятельный поиск своего места в жизни, несомненно, обусловленный  окончанием школы, вступлением в самостоятельную жизнь В прошлом веке решение вопроса выбора профессии соотносилось в первую очередь с экономической и политической целесообразностью, учет же личностных интересов и потребностей оставался на втором плане. Следует отметить, что в современных условиях актуализация проблемы профессионального самоопределения вызвана социальными и идеологическими изменениями в обществе, характеризующимися  установкой на свободу выбора и ценность личности как таковой.

Каждая профессия  предъявляет к человеку определённые требования, предполагая наличие у него соответствующих личностных качеств. Качественное  профессиональное ориентирование будущих специалистов связано с поиском новых подходов в этой сфере,  в соответствии с реалиями сегодняшнего времени.  В результате неправильного выбора профессии определенная часть выпускников  уже в первые годы самостоятельной работы разочаровывается в правильности своего выбора, испытывает неудовлетворенность и серьезные затруднения в своей деятельности. Эти трудности вхождения в профессиональную деятельность обусловлены  недостаточно серьезным вниманием к проблеме профессионального самоопределения. Осознание своих профессиональных склонностей, понимание ценности и смысла своей будущей профессиональной деятельности по выбранной специальности или переосмысление своего профессионального выбора является необходимым в процессе активного профессионального самоопределения личности.

Важно помнить, что,  выбирая профессию, выпускнику не стоит в первую очередь ориентироваться на популярные в данный момент на рынке труда специальности. Нужно опираться на свои сильные стороны, на свои личные качества, на свои склонности. Необходимо учитывать также и свои слабые стороны. Так как стать настоящим профессионалом своего дела можно только в той сфере деятельности,  к которой у человека есть предрасположенность.

Выпускники школ при выборе профессии нуждаются в специальном консультировании, поэтому  важное  значение в этом случае приобретает профориентация. Профессиональная ориентация — это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации.

Можно отметить, что используемые в настоящее время методики и тесты профориентационной работы с абитуриентами имеют обобщенные задачи, не учитывающие их особенности и предпочтения в зависимости от личностных характеристик. Для исследования процесса профессионально-личностного самоопределения необходимо рассмотреть как личностные характеристики оптанта, так и профессионально-мотивационную составляющую его развития. Игнорирование данных факторов применительно к абитуриенту может привести к неблагоприятному прогнозу на дальнейшее развитие обучения по выбранной специальности. Важной задачей является  сориентировать абитуриента, например, в пределах вуза на конкретную специальность. В этом случае необходимо выявить предрасположенность абитуриента к выполнению определенной профессиональной деятельности, при помощи анализа интересов, наклонностей и индивидуальных качеств абитуриента. Индивидуальные или личностные качества абитуриента определяются знанием об индивидуальных особенностях оптанта, таких как: средняя успеваемость, склонность к тому или иному виду деятельности. Кроме того, такие особенности могут иметь как открытый, так и скрытый характер. Например: район проживания напрямую не влияет на выбор выпускника, однако близость района, например, к аэропорту может оказать влияние на выбор выпускником «воздушной» специальности.

Такой анализ тесно связан с использованием новых информационных технологий, формирующих оценки гипотез о склонности абитуриента к той или иной специальности.

Для решения  задачи профориентации целесообразно использовать категориальный анализ, основанный на разбиении исследуемых объектов на группы, обладающие определенным набором свойств. Применительно к профориентационной работе категориальный анализ подразумевает процесс деления абитуриентов на группы со схожими параметрами, называемыми категориями или сегментами. В качестве таких сегментов в контексте профориентационной работы вуза с абитуриентами могут выступать, например, специальности, на которые ведётся набор. Для проведения категориального анализа  с целью выявления предрасположенности абитуриента к той или иной специальности, необходимо использовать его индивидуальные характеристики (свойства). Каждое из свойств состоит из набора качеств, описывающих его состояние, число которых может варьироваться в зависимости от свойства. Путем выборки нужных категорий в наборе свойства формируются личностные характеристики абитуриента (ЛХА). Комплексный анализ личностных характеристик абитуриента с целью определения сегмента, в который его можно отнести на основе индивидуальных характеристик, может позволить выявить насколько абитуриент склонен к определенной специальности. Для проведения категориального анализа необходима общая и посегментная статистика абитуриентов, дифференцированная по всем свойствам и категориям. Посегментная статистика для базы данных выстраивается на основе сведений об абитуриентах, поступивших в вуз. Достоверность оценки проверяемых гипотез определяется наличием такой статистики.

Для реализации предлагаемого алгоритма из  данных,  предоставленных абитуриентами,  были выделены основные свойства и категории, обладающие наибольшей информативностью, которые участвуют в расчете вероятности попадания абитуриента в определенный сегмент.

«В качестве механизма категориального анализа предлагается использовать байесовскую вероятность, под которой понимается оценка влияния свойств и категорий абитуриента на процесс сегментации. Анализ, основанный на формуле Байеса, является универсальным, так как при внесении новых переменных принцип сегментации не изменяется, а всего лишь усложняет определение условных вероятностей, в связи с увеличением исследуемых факторов.

Для реализации пересчета апостериорных вероятностей формула Байеса примет вид:

где      P(Si) – априорная вероятность попадания абитуриента в сегмент Si;

P(Si/ЛХА) – условная вероятность тяготения абитуриента к сегменту Si, при условии, что он имеет определенный набор ЛХА;

P(ЛХА/Si) – условная вероятность того, что абитуриент с набором ЛХА находится в сегменте Si.

После предъявления комплекса характеристик для каждого из сегмента и определенного набора ЛХА, для которого производится анализ, согласно формуле (1) можно произвести категориальный анализ, основанный на формуле Байеса и пересчитать апостериорные вероятности принадлежности абитуриента к определенному сегменту» [1, с.687].

Последняя операция будет обновлять априорные вероятности сегментов и заменять их апостериорными, которые были получены на основе ЛХА.

Для выявления факта связи между параметрами могут использоваться различные системы и технологии интеллектуального анализа данных. Одна из наиболее информативных и часто используемыех –это оперативная система аналитической обработки данных (On-Line Analytical Processing, OLAP).

Описываемый подход, основанный на  категориальном анализе личностных характеристик абитуриента, может быть использован  в приемных комиссиях как высших так и в средних профессиональных  учебных заведениях. Результатом расчёта является попадание абитуриента в определенный сегмент (на определенную специальность) с учётом его личностных характеристик, что позволит приемным комиссиям  учебных заведений более эффективно выстраивать свою работу.

Список литературы:

  1. Чернова С.В., Салмин А.А. Применение категориального анализа в профессиональной ориентации абитуриентов // Известия Самарского научного центра российской академии наук. 2010. Том 12, № 3-3 С.683-688
    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ ВУЗА
    Рассматриваются вопросы профориентационной работы с абитуриентами на основе их индивидуальных свойств и качеств. Приводится категориальный анализ свойств абитуриента на основе байесовского подхода.
    Written by: Чернова Светлана Владимировна, Чернова Екатерина Викторовна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/21/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)
    Available in: Ebook
25 Июл

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:

Внедрение компьютера во все сферы человеческой деятельности стремительно началось в конце XX в. и продолжается до настоящего времени. Сегодня невозможно представить работу человека практически любой специальности без косвенного или непосредственного участия компьютерной техники, без применения разработок в области информационных технологий. Динамичное развитие коммуникационных связей, современные методы передачи, обработки и хранения информации не могли остаться в стороне от образовательного процесса высшей школы. Поэтому в настоящее время все более широкое распространение получают наряду с традиционными формами новые методы получения и передачи знаний, в частности электронные версии лекционных и практических занятий, интерактивная проверка знаний студентов. Особенно это важно для студентов-заочников, в огромной степени самостоятельно изучающих необходимые академические курсы  при очень малом объеме аудиторной нагрузки. Это выдвигает более жесткие требования к содержанию и объему аудиторных занятий, требуя от них максимальной возможности самостоятельного воспроизводения студентом при решении контрольных работ и подготовке к сессии.

Студенты-заочники, обучающиеся по направлению подготовки бакалавров «Педагогическое образование» (профиль «Информатика») в Сыктывкарском государственном университете им. Питирима Сорокина (СГУ им. П.Сорокина), в рамках дисциплины «Математика» в течение одного из семестров изучают раздел «Теория вероятности и математическая статистика». Сессионная нагрузка состоит из лекционного курса и практических занятий, которые заканчиваются сдачей экзамена, кроме того при подготовке к сессии студенты, как и большинство заочников, выполняют контрольную работу по данному разделу математики.

Для более качественной подготовки и соответствующей проверки знаний студентов на кафедре «Физико-математического и информационного образования» СГУ им. П.Сорокина был разработан комплекс материалов по разделу «Теория вероятности и математическая статистика», содержащий лекционный курс, практические (лабораторные) занятия, систему экзаменационного тестирования и возможность автоматизации проверки контрольных работ.

Лекционный курс состоит из 5 лекционных презентаций, выполненных с использованием MS Office Power Point, по темам «Случайные события», «Случайные величины», «Основы выборочного метода», «Дисперсионный анализ», «Критерий Стьюдента», «Анализ зависимостей (регрессионный и корреляционный анализ)», «Анализ качественных признаков», полностью охватывающий всю программу изучаемого раздела математики.

Практические занятия в основном посвящены использованию среды MS Excel для решения задач статистической обработки и анализа различных данных, и, соответственно, проводятся в компьютерном классе. Темы семинарских занятий: «Первичная обработка данных, гистограммы», «Корреляционный и регрессионный анализ данных», «Методы статистического сравнения». По каждой из тем студенту предлагается пошаговый алгоритм выполнения заданий с использованием MS Excel, а также мультимедийный ролик, показывающий операции, которые должен выполнить студент, и как они отражаются в электронных таблицах MS Excel. Таким образом, студент сначала пассивно наблюдает на экране порядок действий и отклик на эти действия программы, а потом по предложенному алгоритму выполняет те же действия самостоятельно. При этом, он, естественно, может всегда запустить ролик еще раз.

Рис.1. Фрагмент мультимедийного обучающего ролика  по теме «Гистограммы»

Для проверки знаний студентов используется электронная тестовая система, которая случайным образом выбирает вариант теста (из 10 возможных) и по окончании тестирования, в соответствии с заложенными преподавателем критериями, выставляет оценку по пятибалльной шкале. В программу заложена проверка на полноту заполнения теста, т.е. в случае отсутствия ответа на какие-то вопросы (в основном как защита от невнимательности) предлагается продолжить отвечать  на недостающие вопросы, и только после этого тестирование может быть закончено.

Одной из традиционных форм контроля знаний студентов-заочников являются контрольные работы. При этом чаще всего все студенты решают одни и те же задачи, но с разными значениями некоторых численных параметров, выбор которых основывается на соответствии их номеру варианта контрольной работы, число которых может составлять насколько десятков.

Рис.2. Фрагмент программы проверки контрольных работ.

Для ускорения и большей корректности проверки контрольных работ была создана программа проверки контрольных работ с использование пакета Maple, в которой изменение выше обозначенных численных параметров автоматически меняет  решения всех задач.  Это, в свою очередь, позволяет преподавателю достаточно просто отслеживать ошибки в соответствующих задачах контрольных работ студентов, и делает процесс проверки  более алгоритмированным и наглядным.

Аналогичные пакеты (лекционный курс, программа семинарских занятий, набор тестовых заданий для системы тестовой оценки знаний и система автоматизированной проверки контрольных)  разработана и для других разделов математики («Алгебра и геометрия», «Математический анализ и дифференциальные уравнения») по направлению подготовки бакалавров «Педагогическое образование» (профиль «Информатика»).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ
Разработан комплекс учебно-методических материалов с использованием мультимедиа технологий для студентов-заочников по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Информатика») по всем разделам математики, включающий в себя лекционные, семинарские занятия и автоматизированную проверку контрольных работ.
Written by: Некипелов Сергей Вячеславович, Шустова Елена Николаевна
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 02/27/2017
Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)
Available in: Ebook
28 Мар

Использование информационных технологий в дистанционном центре детей инвалидов




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:

Сегодня одним из ключевых направлений развития образования в рамках дистанционной школы для детей-инвалидов является использование новых информационных технологий. Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информацией. В данный период развития общества производство информации становится основным видом деятельности, и компьютеризация выступает как часть этого процесса. «Новые информационно-технические средства обучения в сфере образования выступают одним из ведущих факторов формирования личности» [3. С.110].

Использование дистанционных форм при организации обучения детей инвалидов позволяет обеспечить ребенка качественным образованием вне зависимости от места обучения, предоставляет возможность общения со сверстниками, необходимого для социализации и адаптации в обществе. Главными целями дистанционного обучения является получение среднего общего образования детьми – инвалидами; осуществление учебного процесса по установленной учебной программе; создание условий, обеспечивающих получение среднего образования детьми в соответствии с их физическими и умственными особенностями, с учетом специфики заболевания и психофизического развития; создание условий для своевременного использования получаемых знаний и умений для повышения эффективности обучающего процесса и всестороннего развития личностных качеств.

Дистанционное образование в последнее время приобретает для жителей нашей страны все большее значение.

Конечно же, информационные технологии не могут избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Но осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы.
Компьютер вызывает горячий интерес, как учащихся, так и педагогов. Однако если в основание использования компьютерных технологий не закладываются продуманные принципы и адекватные дидактические цели и намерения, то едва ли это использование приведет учащихся к ожидаемому результату.

По мнению Молоковой, использование новых информационных технологий может «Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфальтильных или расторможенных» [2. С.39].

Дидактические принципы организации дистанционного обучения (принципы научности, системности и систематичности, активности, принципы развивающего обучения, наглядности, дифференциации и индивидуализации обучения и пр.) те же что и в школьном обучении, но  отлична их реализация, которая обусловлена спецификой новой формы обучения, возможностями информационной среды Интернет, ее услугами.

Новые электронные технологии могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от традиционных учебных сред. Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую необыкновенно богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения учащихся в процесс обучения. Интерактивные возможности используемых в системе дистанционного обучения программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые практически невозможны в традиционной системе обучения.

Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Данная технология  обучения пользуется большим спросом, открывая безграничные возможности в получении информации, формировании навыков самообразования, приобщении к общечеловеческим ценностям.

Республиканский центр дистанционного обучения был создан Постановлением Правительства Республики Дагестан от 16.10.2009 в рамках программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы. Он был организован для обучения детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения, нуждаются в обучении на дому и функционирует с сентября 2010 года.

Учащиеся центра — это дети с ограниченными возможностями, для которых характерен основной общий недостаток — нарушение сложных форм познавательной деятельности. Эмоционально-волевая сфера этих учащихся тоже в ряде случаев нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно-двигательная сфера учащихся с ограниченными возможностями, у многих наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, но их характеризует то, что у данной категории детей сохранны слуховое внимание и зрительное восприятие. Благодаря этому использование мультимедийных технологий зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются и дают положительный результат при введении их в различные части урока.

Рабочее место каждого ребёнка состоит из портативного компьютера, лазерного принтера, сканера, цифрового микроскопа, фотоаппарата, графического планшета. Программное обеспечение адаптировано с учетом заболевания ребёнка. Участники образовательного процесса имеют возможность оперативного доступа к консультационным услугам по различным вопросам, связанным с организационным и техническим обеспечением. И ученики, и учителя имеют доступ к сайту i-школа, на котором размещены учебные материалы по различным дисциплинам, здесь предлагается более 100 курсов по различным предметным направлениям, создана среда общения, социализации и профессиональной ориентации школьников.

Республиканский центр дистанционного обучения детей-инвалидов следует тем же дидактическим принципам педагогики, что и общее образование. Только в центре эти методы являются более дифференцированными: там, где в массовой школе мы имеем один определенный методический прием, в центре на этот же материал обычно есть целая градация методических приемов в системе определенного метода.

Центр пользуется целой системой дополнительных средств и приемов, которые в итоге создают специфику методической работы. Эту специфику не всегда возможно четко выделить и определить. Она лучше всего познается в практике, но некоторые основные моменты особенной методической работы можно наметить.

У педагога центра должен быть огромный запас методических приемов, и он должен ясно представлять себе, что он вправе ожидать от каждого из них. Особую важность в центре приобретает умение педагога  пользоваться разнообразными методами работы, комбинируя их как на одном уроке, так и в цепи уроков.

Ребенок с ограниченными возможностями недостаточно четко воспринимает окружающее, он не выделяет существенного и главного в предметах и явлениях, плохо обобщает, строит отвлечения. Он снижает момент обсуждения, стараясь действовать по привычке, и т.д. Все эти черты, заставляют соответствующим образом строить и учебно-воспитательную работу с ним. Необходимо максимально конкретизировать предлагаемый учащимися учебный материал. Объём учебной нагрузки варьируется в зависимости от особенностей и состояния здоровья ребенка.

В той или иной степени каждый метод школьной работы связан с областью эмоциональных переживаний учащихся. Положительные эмоции интенсифицируют связанные с ним психические процессы, вызывают активность ученика, сообщают стойкость вниманию.

Использование информационных технологий на уроках в центре можно отнести к наглядным средствам обучения. Так как чаще всего используются различные презентации, выполненные в программе PowerPoint или Movie Maker.

Применение и создание на уроках электронных презентаций очень актуальна, т.к. они повышают интерес учеников к уроку и именно здесь учитель имеет возможность учесть специфику конкретного класса, конкретного курса, учебной темы. Использование презентации на уроке дает учителю неограниченные возможности для творчества в использовании информации в любой форме представления, в компоновке материала в соответствии с целями, задачами конкретного урока в конкретном классе. При необходимости в ходе урока для трансформации презентации уходит совсем немного времени.

Презентации хорошо использовать для повторительно-обобщающих уроков, в том числе с использованием игровых моментов. Существует презентации–диафильмы, компьютерные презентации, имеющие полноценное методическое сопровождение урока. Если учитель по каким-то причинам не знаком с методической разработкой данного урока, за счет грамотной компоновки материала в презентации он способен провести высокопродуктивное занятие. Привлечением на различных этапах урока презентаций особо привлекает внимание детей. На этапе формирования внимания непосредственно (подсознательно) формируется процесс воспроизведения забывания, запоминания, и сохранения: так «рождается» память.

Безусловным плюсом презентации является возможность варьировать объем материала, используемые методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей учащихся. При необходимости учитель может изменить текст, рисунок, или просто скрыть ненужные слайды. Такие возможности позволяют максимально настраивать любую ранее разработанную презентацию под конкретный урок.

Презентации, которые используются на уроках можно разделить по дидактическим целям: презентации, применяемые при усвоении новых знаний; презентации, используемые для закрепления знаний. Использовать презентацию можно на любом этапе урока: на этапе мотивации; этапе актуализации знаний, умений и навыков; этапе изложения новых знаний; этапе закрепления, обобщения и систематизации; и этапе контроля знаний.

Таким образом, введение информационных технологий, в частности использование презентаций, в процесс дистанционного обучения детей инвалидов способствует реализации главных дидактических принципов обучения.

Литература

  1. Латыпова В.А. Анализ инструментов организации и проведения вебинаров // Молодой ученый, 2011, №9, С. 69 – 74.
  2. Молокова А.В. Компьютер на уроках обучения грамоте // Начальная школа. 2006 № 8 С.39-42.
  3. Павлова С.И. Информационно-технические средства обучения в начальной школе //Начальная школа. 2001. № 4. С. 110-112.
  4. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология.- М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.
    Использование информационных технологий в дистанционном центре детей инвалидов
    Written by: Усманилаев Гаджимурад Магомедович
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 05/02/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)
    Available in: Ebook