Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ЭТНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА КАК ОСНОВА МОДЕЛИ ЭТНИЧНОСТИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ЭТНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА КАК ОСНОВА МОДЕЛИ ЭТНИЧНОСТИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Исторические науки. ; ():-.

Рассуждая об этнической картине мира, мы, с неизбежностью, обращаемся, в первую очередь, к ее принципиальным характеристикам, которые, с одной стороны, определяют ее как часть общей картины мира, а с другой – позиционируют в качестве жизненного ориентира этнического субъекта. Представление о реальности у каждого представителя этноса, четко идентифицирующего себя с конкретной национальной культурой, состоит из трех пластов архетипов, мифологических и религиозных представлений, социальной памяти, этнических стереотипов, пронизанных смыслами, ценностных установок и норм.

Первый пласт – базовые представления об окружающем мире, которые в максимальной степени присущи всем членам общества. Второй пласт – специфические представление о мире, сформированные в результате индивидуально-личностного опыта субъекта. И, наконец, третий пласт – это совокупность представлений о мире, отражаемая в национально-специфических символах и понятиях.

Кроме того, можно выделить основные функции этнической картины мира, к числу которых относится функция систематизации пространства этноса и способность формировать этническую идентичность. Именно функциональное взаимодействие формирует культурно-регулятивную среду, обеспечивающую устойчивость и динамику этноса.

Подобные выводы проистекают из комплексного анализа научной литературы, который позволяет констатировать, что этническая картина мира неразрывно связана с общей картиной мира и, так же, как и общая картина мира, формируется через миф и религию [4, с. 86]. Таким образом, по мнению Сухих С.А., картина мира представляет собой «туннель» реальности, некий знаковый конструкт, принимаемый нами за реальность, который соответствует реальному пространству, мерность которого определяет уровень целостности в восприятии мира [3, с. 26-27].

Кроме того, на формирование картины мира в целом, и этнической картины мира в частности, оказывает существенное влияние целый ряд факторов, к числу которых относится общее представление об окружающем мире в данный период исторического развития, специфика социально-политического и экономического устройства и общий уровень развития научного знания (или его отсутствие). Так, например, картина мира в период революций Нового времени формировалась в соответствии с следующими принципами. Во-первых, звучал призыв к возвращению в Золотой век, парадоксальным образом сочетавшийся с упором на новизну и сильным стремлением к разрыву с прошлым. Во-вторых, на основе стремления к переустройству социальных и политических порядков происходило слияние обеих ориентаций с основополагающими нормами социального взаимодействия, особенно с принципами распределения, обоснованием институтов, легитимизацией общественного порядка и прежде всего – с принципами доступа к власти. Существовала также тенденция сосредоточиться на преобразовании отношения индивидов и сообществ к высшим макросоциальным и культурным ценностям. В-третьих, сочетание этих очагов протеста сделало образы авторитета, социальной иерархии и классовой борьбы центральными в революционных движениях Нового времени и придало последним трансцендентно-религиозные и универсалистско-мессионерские (пропагандистские черты) [4, с. 77 — 78].

Таким образом, определяя структурную специфичность этнической картины мира, мы приближаемся и к особенностям модели этничности, которая представляет собой этнически-значимую систему символов, «сетку координат», посредством которой люди воспринимают действительность и строят образ мира, существующий в их сознании. Этнической моделью мира, складывающейся в сознании, человек руководствуется во всем своем поведении. С помощью составляющих ее категорий, он отбирает импульсы и впечатления, идущие от внешнего мира, и преобразует их в данные своего внутреннего опыта [1, с.30-31].

В целом, современная научная литература не дает достаточно четкого ответа на то, как взаимосвязаны этническая картина мира и модель этничности. Вместе с тем, отсутствует комплексный анализ подходов к сущности этнической картины мира и модели этничности. Отдельные исследования, представленные в рамках конструктивистского, структуралистского и позитивистского подходов, а также изучение социокультурного и этнопсихологического опыта позволяют сделать следующие выводы.

Невозможно построить модель этничности, опираясь только на один научный подход. Необходимость мультидисциплинарности является гарантией того, что не будет проигнорирован и упущен функциональный опыт этноса в разных сферах общественной жизни. Кроме того, комплексное формирование модели позволит исключить вероятность преувеличения важности какой-либо одной составляющей модели (как правило, акцент делается на историко-культурных и этнопсихологических характеристиках, совершенно пренебрегая политической составляющей этноса).

Второй вывод касается методологии формирования этнической модели и позволяет констатировать отсутствие эффективных инструментов моделирования. Наибольшей востребованность пользуются методы и методы конструктивизма в силу того, что принципы конструирования и моделирования очень во многом похожи, а зачастую, так и вовсе повторяю друг друга. Однако, использование одного лишь конструктивистского инструментария, не избавляет модель от недостатков, обозначенных выше.

В-третьих, анализ проблемы показал, что все существующие подходы так или иначе обсуждают проблему отношения картины мира к социальной действительности и признают: 1) ментальный характер феномена, создаваемого (т.е. каким-то образом конструируемого) субъектами этнической общности; 2) наличие структур и структурных связей, обеспечивающих целостность феномена. Это позволило предположить, что в качестве искомого подхода может и должен выступать социально-философский подход. Именно он позволяет интегрировать социологическое, культурологическое, психологическое и социолингвистическое знания о феномене, и дает возможность понять специфику внутреннего содержания этнической картины мира [2, С.22].

Таким образом, можно утверждать, что этническая картина мира конструируется на основе этничности, которая представляет собой устойчивую характеристику групповой идентичности, но, вместе с тем, является самодостаточным социокультурным элементом, содержащим в себе разнообразные смыслы.

Литература

  1. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: «Наука», 1984. 350 с.
  2. Дерига Е.С. Сущность и структура этнической картины мира в контексте конструирования социальной реальности. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к.ф.н. Томск, 2008. 29 С.
  3. Сухих С.А. Картина мира и семиотическое конструирование. // Человек. Сообщество. Управление. 2001. №1. С. 24 – 31.
  4. Штанько М.А. Конструирование политической реальности: основные элементы и символическая характеристика. Томск: Изд-во «ТМЛ – Пресс», 2007. 104 с.[schema type=»book» name=»ЭТНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА КАК ОСНОВА МОДЕЛИ ЭТНИЧНОСТИ» author=»Штанько Марина Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-31″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot demo 2023 akun slot demo slot demo slot gacor maxwin judi online slot demo slot demo slot pulsa link slot gacor slot online slot gacor slot slot gacor slot demo slot demo slot gacor link slot gacor https://dinpermasdes.klaten.go.id/system/link/ https://polakesatu.pekalongankab.go.id/download/sgku/
404: Not Found