Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ЭТНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА КАК ОСНОВА МОДЕЛИ ЭТНИЧНОСТИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ЭТНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА КАК ОСНОВА МОДЕЛИ ЭТНИЧНОСТИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Исторические науки. ; ():-.

Рассуждая об этнической картине мира, мы, с неизбежностью, обращаемся, в первую очередь, к ее принципиальным характеристикам, которые, с одной стороны, определяют ее как часть общей картины мира, а с другой – позиционируют в качестве жизненного ориентира этнического субъекта. Представление о реальности у каждого представителя этноса, четко идентифицирующего себя с конкретной национальной культурой, состоит из трех пластов архетипов, мифологических и религиозных представлений, социальной памяти, этнических стереотипов, пронизанных смыслами, ценностных установок и норм.

Первый пласт – базовые представления об окружающем мире, которые в максимальной степени присущи всем членам общества. Второй пласт – специфические представление о мире, сформированные в результате индивидуально-личностного опыта субъекта. И, наконец, третий пласт – это совокупность представлений о мире, отражаемая в национально-специфических символах и понятиях.

Кроме того, можно выделить основные функции этнической картины мира, к числу которых относится функция систематизации пространства этноса и способность формировать этническую идентичность. Именно функциональное взаимодействие формирует культурно-регулятивную среду, обеспечивающую устойчивость и динамику этноса.

Подобные выводы проистекают из комплексного анализа научной литературы, который позволяет констатировать, что этническая картина мира неразрывно связана с общей картиной мира и, так же, как и общая картина мира, формируется через миф и религию [4, с. 86]. Таким образом, по мнению Сухих С.А., картина мира представляет собой «туннель» реальности, некий знаковый конструкт, принимаемый нами за реальность, который соответствует реальному пространству, мерность которого определяет уровень целостности в восприятии мира [3, с. 26-27].

Кроме того, на формирование картины мира в целом, и этнической картины мира в частности, оказывает существенное влияние целый ряд факторов, к числу которых относится общее представление об окружающем мире в данный период исторического развития, специфика социально-политического и экономического устройства и общий уровень развития научного знания (или его отсутствие). Так, например, картина мира в период революций Нового времени формировалась в соответствии с следующими принципами. Во-первых, звучал призыв к возвращению в Золотой век, парадоксальным образом сочетавшийся с упором на новизну и сильным стремлением к разрыву с прошлым. Во-вторых, на основе стремления к переустройству социальных и политических порядков происходило слияние обеих ориентаций с основополагающими нормами социального взаимодействия, особенно с принципами распределения, обоснованием институтов, легитимизацией общественного порядка и прежде всего – с принципами доступа к власти. Существовала также тенденция сосредоточиться на преобразовании отношения индивидов и сообществ к высшим макросоциальным и культурным ценностям. В-третьих, сочетание этих очагов протеста сделало образы авторитета, социальной иерархии и классовой борьбы центральными в революционных движениях Нового времени и придало последним трансцендентно-религиозные и универсалистско-мессионерские (пропагандистские черты) [4, с. 77 — 78].

Таким образом, определяя структурную специфичность этнической картины мира, мы приближаемся и к особенностям модели этничности, которая представляет собой этнически-значимую систему символов, «сетку координат», посредством которой люди воспринимают действительность и строят образ мира, существующий в их сознании. Этнической моделью мира, складывающейся в сознании, человек руководствуется во всем своем поведении. С помощью составляющих ее категорий, он отбирает импульсы и впечатления, идущие от внешнего мира, и преобразует их в данные своего внутреннего опыта [1, с.30-31].

В целом, современная научная литература не дает достаточно четкого ответа на то, как взаимосвязаны этническая картина мира и модель этничности. Вместе с тем, отсутствует комплексный анализ подходов к сущности этнической картины мира и модели этничности. Отдельные исследования, представленные в рамках конструктивистского, структуралистского и позитивистского подходов, а также изучение социокультурного и этнопсихологического опыта позволяют сделать следующие выводы.

Невозможно построить модель этничности, опираясь только на один научный подход. Необходимость мультидисциплинарности является гарантией того, что не будет проигнорирован и упущен функциональный опыт этноса в разных сферах общественной жизни. Кроме того, комплексное формирование модели позволит исключить вероятность преувеличения важности какой-либо одной составляющей модели (как правило, акцент делается на историко-культурных и этнопсихологических характеристиках, совершенно пренебрегая политической составляющей этноса).

Второй вывод касается методологии формирования этнической модели и позволяет констатировать отсутствие эффективных инструментов моделирования. Наибольшей востребованность пользуются методы и методы конструктивизма в силу того, что принципы конструирования и моделирования очень во многом похожи, а зачастую, так и вовсе повторяю друг друга. Однако, использование одного лишь конструктивистского инструментария, не избавляет модель от недостатков, обозначенных выше.

В-третьих, анализ проблемы показал, что все существующие подходы так или иначе обсуждают проблему отношения картины мира к социальной действительности и признают: 1) ментальный характер феномена, создаваемого (т.е. каким-то образом конструируемого) субъектами этнической общности; 2) наличие структур и структурных связей, обеспечивающих целостность феномена. Это позволило предположить, что в качестве искомого подхода может и должен выступать социально-философский подход. Именно он позволяет интегрировать социологическое, культурологическое, психологическое и социолингвистическое знания о феномене, и дает возможность понять специфику внутреннего содержания этнической картины мира [2, С.22].

Таким образом, можно утверждать, что этническая картина мира конструируется на основе этничности, которая представляет собой устойчивую характеристику групповой идентичности, но, вместе с тем, является самодостаточным социокультурным элементом, содержащим в себе разнообразные смыслы.

Литература

  1. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: «Наука», 1984. 350 с.
  2. Дерига Е.С. Сущность и структура этнической картины мира в контексте конструирования социальной реальности. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к.ф.н. Томск, 2008. 29 С.
  3. Сухих С.А. Картина мира и семиотическое конструирование. // Человек. Сообщество. Управление. 2001. №1. С. 24 – 31.
  4. Штанько М.А. Конструирование политической реальности: основные элементы и символическая характеристика. Томск: Изд-во «ТМЛ – Пресс», 2007. 104 с.[schema type=»book» name=»ЭТНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА КАК ОСНОВА МОДЕЛИ ЭТНИЧНОСТИ» author=»Штанько Марина Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-31″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
https://www.apscuf.org/slot-gacor/slot gacorslot onlineslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorhttps://bxartsfactory.org/slot-gacor-maxwin/https://www.splayce.eu/slot-pulsa/https://esign.bogorkab.go.id/vendor/bin/https://snip.eng.unila.ac.id/wp-content/uploads/slot-gacor/http://desa-bolali.klatenkab.go.id/files/slot-gacor/https://www.jurnal.stimsurakarta.ac.id/public/journals/https://kobar.umkm.kalteng.go.id/files/slot-gacor/https://www.uniqhba.ac.id/assets/slot-gacor/https://www.staipibdg.ac.id/-/slot-online-gacor/https://disdagperin.bekasikota.go.id/slot-gacor/https://journal.widyatama.ac.id/slot-gacor/https://stis.ac.id/slot-gacor/https://gradosyposgrados.ucjc.edu/https://ejurnal.iainlhokseumawe.ac.id/public/slot-deposit-pulsa/ https://www.mope.gm/slot88/https://www.vantru.is/slot88/https://vipnumberbuy.com/slot-deposit-pulsa/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://fastgoal.com/forum/-/slot-gacor/https://www.gamisaulia.com/slot-gacor/https://persianfootball.com/news/wp-content/uploads/2013/01/slot-gacor/https://radiochicha.perugamingshow.com/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://civil.annauniv.edu/slot-gacor/https://majubersamagroup.com/slot-gacor/https://fais.psu.ac.th/slot88/https://www.gardencity.university/slot-gacor/http://admission.mnsuam.edu.pk/slot-gacor/https://www.yckmc.edu.hk/slot-gacor/https://www.revistaamexco.com.mx/files/journals/1/articles/51/62c7819f6a734.htmlhttps://www.edithumbs.com/wp-content/uploads/2020/01/slot-gacor-deposit-dana/https://regencyinstitutions.com/uploads/https://beritarajaku.com/http://arc.salleurl.edu/develop/slot-deposit-pulsa/https://www.ducayne100.org/slot-gacor/https://parasolprojects.com/slot-gacor/https://www.kotabaruparahyangan.com/slot-gacor/http://discamino.org/slot-gacor/https://cmc.edu.vn/slot-gacor/https://www.kpsg-solutions.pt/slot-deposit-dana/https://katingankab.go.id/slot-online/http://sintang.go.id/slot-gacor/https://text.co.id/slot-gacor/https://www.stimsurakarta.ac.id/slot-gacor/http://www.loasis-traiteur.com/fileman/https://sipil.ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://kemahasiswaan.unesa.ac.id/slot-gacor/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://surjyotsna.org/slot88/https://unitedtowel.com/slot-deposit-pulsa/http://gpm.fe.unesa.ac.id/slot88/https://eapi.sabayon.org/https://www.zeleka.com/slot-gacor/https://nclthailand.com/slot88/https://ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://bot.unesa.ac.id/slot-deposit-pulsa/https://optical.botsolutions.org/slot-gacor/https://www.test-car.pt/slot-gacor/https://ejurnal.methodist.ac.id/files/slot-online/https://jurnal.kwikkiangie.ac.id/files/slot-gacor/https://www.amikmbp.ac.id/slot88/https://ifris.org/slot-gacor/https://biomedicineonline.org/slot-gacor/http://e-journal.sastra-unes.com/slot-gacor/https://www.rtpslotgacor.cc/https://www.fundacionclavel.org/situs-slot-gacor/https://www.fundacionclavel.org/slot88/https://ksrce.ac.in/gacor88/https://sushizobangkok.com/slot88/http://huaplachongnonsea.com/slot-gacor/https://enfermeriadermatologica.org/slot-gacor/http://www.rpchospital.com/slot-gacor/https://www.feiradossofas.pt/slot-gacor/https://sites.google.com/view/slot-gacor-terbaru-hari-ini/https://www.viagsite.com/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://165.22.244.0/https://www.rtppastigacor88.com/http://enfermeriadermatologica.org/slot777/https://slot88.ice.edu.pt/https://belodent.org/-/slot-pulsa/https://history.soc.ku.ac.th/uploads/slot-gacor/https://www.kemasaja.com/slot-gacor/http://www.maktour.co.id/slot-gacor/https://seamolec.org/files/slot-gacor/https://sbyads.ru/slot88/http://www.woconf.com/slot-gacor/https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://icdemolicensewebapi.honeywell.com/https://www.fundacionclavel.org/slot-gacor/ gacor 88https://sshj.in/public/slot-deposit-dana/https://mbmscience.com/public/slot88/situs slot gacorhttps://peshawarhighcourt.gov.pk/slot-gacor/https://www.doutoresdoexcel.com.br/-/slot-gacor/https://mccm.ptcer.pl/slot-demo/https://academconsult.ru/slot-gacor/https://nje.org.na/slot-deposit-dana/https://journals.tma.uz/slot-gacor/https://muru.com.co/slot-deposit-pulsa/https://coresdaterra.com.br/slot-gacor/https://sasurie.com/slot-gacor/https://thejrns.org/slot-gacor/http://a0729171.xsph.ru/https://zombiigrice.com/slot-gacor/https://ijohmn.com/public/slot-gacor/https://www.kuhoo.com/wp-content/uploads/slot-deposit-dana/http://clc.cet.edu/judi-bola/https://www.ijmaberjournal.org/slot-gacor/https://ijorces.org/slot-gacor/https://virtusclean.com/slot-online/https://modernacademy-journal.synceg.net/slot-gacor/https://artescienza.org/wp-content/uploads/slot-gacor/https://journal.icter.org/public/slot-gacor/https://rumosdainformacao.ivc.br/5unsur3/https://dailyexpresstop.com/https://livepublicnews.com/https://cosy.univrab.ac.id/slot-online/https://www.unaki.ac.id/togel88/https://staialakbarsurabaya.ac.id/slot-online/https://iat.alfithrah.ac.id/slot-gacor/https://krti.unesa.ac.id/slot-deposit-pulsa/https://scuto.co.id/slot-online/http://jurnal.umsu.ac.id/public/