Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

РЕСТАВРАЦИЯ ЗЕЛЁНОЙ ГОСТИНОЙ ОСОБНЯКА НАБОКОВЫХ И ПРОБЛЕМА АВТОРСТВА ЕЁ ИНТЕРЬЕРА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . РЕСТАВРАЦИЯ ЗЕЛЁНОЙ ГОСТИНОЙ ОСОБНЯКА НАБОКОВЫХ И ПРОБЛЕМА АВТОРСТВА ЕЁ ИНТЕРЬЕРА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Искусствоведение. ; ():-.

Особняк Е.И. и В.Д. Набоковых, расположенный на Большой Морской ул., 47, в Санкт-Петербурге для почитателей таланта Владимира Набокова, прежде всего, дом, в котором родился писатель, где он прожил двадцать первых лет своей жизни до отъезда из России. Былую жизнь родного дома Владимир Набоков воскресил в автобиографическом романе «Другие берега» [9, с. 133-305].

Но здание имеет не только историко-культурную ценность, это ещё и памятник архитектуры, сформированный трудом многих архитекторов. Небольшой каменный дом появился на этом месте в 1740-х гг. На рубеже XVIII-XIX вв. он был надстроен и обрёл строго классицистический облик. В 1874 г. по проекту архитектора Л.Ф.Яфа слева была сделана пристройка с парадной лестницей и подворотней, сломан четырёхколонный портик и устроен эркер посередине фасада, изменена отделка фасада [2, с.368-377]. В 1897 г. будущая мать писателя, Е.И.Рукавишникова, приобрела этот особняк у Н.М. Половцовой – внебрачной дочери великого князя Михаила Павловича, воспитанницы барона A.Л. Штиглица, супруги действительного тайного советника, государственного секретаря А. А. Половцова [2, с.375]. Сразу же в здании были выполнены необходимые ремонтные работы для приспособления его к проживанию новых владельцев. В 1901—1902 гг. особняк подвергся значительной реконструкции — лицевой и дворовые флигели выросли на один этаж, фасад получил новое архитектурное оформление, а во дворе еще раньше появился 5-этажный доходный корпус. Автором перестройки являлся гражданский инженер М.Ф.Гейслер, его помощником был гражданский инженер Б.Ф.Гуслистый [3, с.158-163]. Новый фасад стал подлинным шедевром стиля модерн, продемонстрировавшим богатство стилизованных флоральных форм в разнообразных техниках и материалах [5, с.72-73]. В ансамбле исторической застройки квартала дом является единственным образцом жилого здания, в облике которого сказалось влияние модерна рубежа ХIХ-ХХ вв. [11, с.55].

Интересны также интерьеры особняка, относящиеся к разным стилям, созданные в разное время, но существовавшие в поразительной гармонии. М.Ф. Гейслер и Б.Ф. Гуслистый в значительной степени сохранили внутреннее убранство, доставшееся в наследство от Н.М. Половцовой [11, с.59]. На первом этаже столовая с высокими ореховыми панелями и потолком в технике маркетри решена в «стиле Людовика XV», библиотека с плафоном из резного дуба – в «стиле Генриха II». На втором этаже гостиная декорирована красным деревом и лепкой в «стиле Людовика XV», а угловой кабинет с отделкой из тёмного дуба напоминал о «стиле итальянского ренессанса» (все определения даны по Гейслеру) [3, с.163]. Такое стилевое разнообразие в оформлении помещений различного назначения было весьма характерным для конца XIX века [6, с.22]. Интерьеры третьего этажа, оформленные по проекту М.Ф.Гейслера с угловой комнатой в стиле модерн, наилучшим образом дополнили имевшийся ансамбль помещений. Совершенно в духе «нового стиля» парадная лестница была украшена витражами. Интересно, что в интерьерах особняка Набоковых модерн предстаёт не принципально новым, по сути, антиэклектическим явлением, а является ещё одним стилем, стоящим в ряду неостилей [5, с.75].

К сожалению, большинство интерьеров в значительной степени были утрачены в результате нещадной эксплуатации длинной чередой арендаторов, занимавших дом после отъезда владельцев в 1917 году.

Высокая историко-архитектурная и художественная значимость особняка Набоковых получила официальное признание в начале 70-х гг., когда здание было поставлено Государственной инспекцией по охране памятников на учёт как вновь выявленный объект. В 1993 г. дом Набовых получил статус памятника местного значения, северная часть лицевого корпуса была отдана Набоковскому фонду. В 1995 году дом Набоковых Указом Президента Российской Федерации становится памятником истории и культуры федерального значения.

В 2000г. в парадных помещениях особняка Набоковых был осуществлён первый этап реставрации. С апреля 2009 года реставрацией в доме Набоковых занимаются студенты-реставраторы факультета искусств Санкт-Петербургского Государственного Университета. Работы идут в Зелёной гостиной, расположенной на первом этаже, сразу за бывшей столовой.

Интерьер Зелёной гостиной – изящная вариация на темы рококо [11, 1999, с.61]. Скорее всего, он был оформлен в 80-е–90-е гг. XIX в., также при Половцовых. Известно, что А.А. Половцов питал особое пристрастие к рококо и в качестве образцов коллекционировал гравюры выдающихся мастеров этого стиля архитектора Ж. М. Оппенора, художника-декоратора Ж. О. Мейсонье, в стиле рококо были декорированы гостиные парадной анфилады второго этажа в особняке Половцовых [1, с.37]. Поскольку в Россию XIX в. дважды – в 40-е–50-е гг. и 80-е–90-е гг., приходила мода на этот стиль, родившийся во Франции в начале XVIII в. и оставивший след в русской архитектуре XVIII в., последнюю волну его популярности принято называть третьим рококо [7, с.16].

После отъезда Набоковых дом сменил множество хозяев, и к началу XXI века интерьер Зелёной гостиной был в значительной степени утрачен. Некоторую информацию о том, как выглядела Зелёная гостиная, почему она так была названа, можно найти в письмах и воспоминаниях обитателей дома, а также в статье М.Ф. Гейслера. Он писал о Зелёной гостиной как о комнате, затянутой шёлком, с изразцовой печкой [3, с.163]. По словам сестры В.Набокова Елены, во втором замужестве Сикорской, гостиная получила своё название «из-за цвета обоев, мебели и ковра» [4, с.179]. В.Набоков вспоминал в «Других берегах», как «гигантская ёлка касалась своей нежной звездой высокого, бледно-зелёными облаками расписанного, потолка в одной из нижних зал нашего дома» [9, с.237].

Некоторое представление об утраченном интерьере даёт фотография из юбилейного издания Датского телеграфного агентства, находившегося в особняке после революции 1917 года [12](рис.1). На ней можно видеть часть десюдепорта с росписью и дверные створки, причём при большом увеличении на одной из верхних филёнок можно различить очертания растительного мотива.

РЕСТАВРАЦИЯ ЗЕЛЁНОЙ ГОСТИНОЙ ОСОБНЯКА НАБОКОВЫХ И ПРОБЛЕМА АВТОРСТВА ЕЁ ИНТЕРЬЕРА

Рис.1. Сотрудники Датской телеграфной компании в Зелёной гостиной в бывшем доме Набоковых. 30-е гг. ХХ в.

Даже немногочисленные сохранившиеся до настоящего времени детали декора дают представление о несомненной принадлежности интерьера к стилю рококо. Так сохранились лепные композиции рокайльного характера на падуге. Дверное полотно Зелёной гостиной музея Набокова имеет двустворчатую филёнчатую конструкцию и украшено резьбой, симметрично расположенной на створках, что характерно для второго и третьего рококо. Рисунок резьбы, оформляющей фигурные филёнки на дверных откосах, также повторяет рисунок резьбы на дверях. Широкие откосы и дверь Зелёной гостиной образуют подобие ниши. Покрашенная в нежно-зелёный цвет, украшенная позолоченной рокайльной резьбой, она, наверное, изящно смотрелась на фоне зелёных шёлковых обоев.

Но, к сожалению, к началу реставрации от богатого декора не осталось почти ничего, а объём помещения был нарушен возведённой в середине XX-го века перегородкой, поделившей залу на две неравные части. Утрачены были изразцовая печь и шёлковые обои, лепные падуги пострадали при перепланировке и сохранились лишь частично, а расписной потолок оказался покрыт многочисленными слоями краски и побелки. Также были закрашены живописные медальоны на десюдепортах и росписи на створках и откосах дверей.

В ходе реставрации были частично очищены от набелов лепные падуги, полностью расчищены два десюдепорта из трёх и плафон. На плафоне частично сохранилась роспись с изображением птиц – ласточки и воробья. В 2011 году была начата реставрация левой створки двери. При этом на верхней и центральной филёнках была обнаружена живопись. На верхней филёнке – изображение зеленой ветви с листьями. На центральной – вертикальная композиция из рыболовных атрибутов: багра, сачков и удочек, перевитых лентами, корзины и полотнищ ткани. Роспись выполнена в монохроме в зеленоватых тонах. Следует сказать, что большинство распространённых декоративных мотивов эпохи рококо говорит о приятных развлечениях: охоте, любви, музыке, деревенском времяпрепровождении [8, с.131]. В ходе реставрации 2013-го года на нижней филенке также обнаружена живопись – веточка с листьями, частично утраченная. Предполагалось, что на откосах дверного проема может быть похожая роспись. В 2014-ом году была демонтирована возведённая в 60-х перегородка, делившая комнату на две части, и восстановлен исторический объем Зелёной гостиной. В 2015 году частично расчищены откосы дверей. Как и ожидалось, была обнаружена живопись, по стилистике аналогичная росписи дверного полотна.

Серьёзной проблемой в реставрации Зелёной гостиной является отсутствие первичной документации. Автор интерьеров, оставшихся в доме Набоковых от Половцовых, в частности интерьера Зелёной гостиной, не известен. Шульгина Т.М. выдвинула версию об авторской принадлежности части интерьеров особняка архитектору Л.Х.Маршнеру [11, с. 61]. Версия основана на наличии общих черт в композиции и разработке отдельных деталей в парадной столовой особняка Набоковых и Малой библиотеке особняка Половцовых (ул.Б.Морская, 52), оформленной, как принято было считать, Л.Х.Маршнером. Исследователи обнаруживают сходство в оформлении дверей Зелёной гостиной Набоковых и дверей парадных помещений дома Половцовых, выполненных предположительно также Л.Х. Маршнером. Однако, документальных подтверждений того, что именно Л.Х. Маршнер является автором Малой библиотеки или каких-либо других помещений в доме Половцовых, не имеется [1, с. 39]. Автором интерьера Зелёной Гостиной в особняке Набоковых вполне мог быть М.Е. Месмахер, оформлявший ряд интерьеров в особняке на ул. Б.Морской, 52 , в то время, когда Н.М. Половцова владела особняком на ул. Б.Морской, 47, в котором жил её сын. М.Е. Месмахер имел опыт создания интерьеров в стиле рококо. Например, в этом стиле он оформил Парадный Танцевальный зал во дворце великого князя Алексея Александровича [10, с. 34].

Однако этот вопрос нуждается в специальном изучении. Анализ стилистических особенностей в оформлении интерьеров затрудняется тем, что многое определяла воля заказчика, одного и того же для обоих зданий. Необходим поиск документальных свидетельств авторства интерьеров. Известно, что М.Е. Месмахер сдавал в Академию художеств годичные отчёты [1, с.32]. Поэтому, если он является автором проекта интерьера Зелёной гостиной, есть надежда отыскать первичную документацию, которая значительно облегчила бы реставрационные работы.

 

Список литературы:

  1. Андреева В.И. Особняк А.А.Половцова. Большая Морская ул., 52, наб. р. Мойки, 97// Реликвия. СПб, 2014. № 31.С.31-41.
  2. Бройтман Л.И., Краснова Е.И. Большая Морская улица. СПБ: ЗАО Центрполиграф, 2005. 462 с.
  3. Гейслер М. Перестройка дома № 47 по Морской ул.// Набоковский вестник. СПб, 1999. Вып.3. С.158-164.
  4. Из письма Е.В.Сикорской – В.П.Старку от 13 июня 1991 г. // Набоковский вестник. СПб, 1999. Вып.3. С.17.
  5. Кириков Б.М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. СПб: Коло, 2014. 576 с.
  6. Кучумов А.М. Убранство русского жилого интерьера XIX века. По материалам выставки в Павловском дворце-музее. Л.: Художник РСФСР, 1977. 301 с.
  7. Лопато М.Н. Историзм как художественное явление // Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820-е–1890-е годы. Каталог выставки. СПб.: АО Славия,1996. С.9-17.
  8. Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. М.: Сварог и К, 2006. 248 с.
  9. Набоков В.В.Другие берега // М.: Правда, 1990.Собр. соч в 4-х т. Т.4.С.133-305.
  10. Тыжненко Т.Е. Максимилиан Месмахер.Л.: Лениздат, 1984. 150 с.
  11. Шульгина Т.М. Фасад и интерьеры дома Набоковых // Набоковский вестник. СПб, 1999. Вып.3. С.55-66.
  12. From dots and dashes to tele and datacommunicatios. GN, 1994.[schema type=»book» name=»РЕСТАВРАЦИЯ ЗЕЛЁНОЙ ГОСТИНОЙ ОСОБНЯКА НАБОКОВЫХ И ПРОБЛЕМА АВТОРСТВА ЕЁ ИНТЕРЬЕРА» description=»В статье изложена история реставрации Зелёной гостиной дома Набоковых студентами факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета. Выдвинута гипотеза о том, что автором интерьера является М.Е. Месмахер.» author=»Филипенко Елена Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-06″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot terpercaya slot dana jendralsmaya slot maxwin slot server luar demo slot slot 4d slot terbaru slot gacor slot deposit pulsa dragonslot99 slot88 selotgacorku slot thailand slot terbaru
404: Not Found