Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ВЛИЯНИЕ ФИЛОСОФИИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В XIX ВЕКЕ (ПО РАБОТАМ С.С. ГОГОЦКОГО И П.Д. ЮРКЕВИЧА)



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ВЛИЯНИЕ ФИЛОСОФИИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В XIX ВЕКЕ (ПО РАБОТАМ С.С. ГОГОЦКОГО И П.Д. ЮРКЕВИЧА) // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Философские науки. ; ():-.

Антропологические и философско – психологические взгляды С.С. Гогоцкого и П.Д. Юркевича во многом похожи – теоретики, метафизики, обоих объединяло неутолимое желание изменить нравственный мир человека, показать потенциальные возможности совершенства. Отправной точкой их идеалистической концепции стало установление разумного простора личности, развитие внутренней жизни человека в гармонии с внешней социокультурной действительностью, где философское знания должно было стать основополагающим в понимании основ мироздания. Они сделали внутренний мир человека центральной проблемой не только философии, но и психологии и педагогики.

Задача философии им виделась в преодолении противоречий между верой и разумом и создании целостного мировоззрения. С.С. Гогоцкий в работе «Введение в историю философии» характеризовал философское знание как высшее проявление сознательной жизни, где человек, начиная свои рассуждения с внешнего предела сознания, переходит к рассмотрению внутренней (нравственной) природы, а достигнув полноты понимания, дробится в своих направлениях и занимается преимущественно вопросами нравоучительными. «Но философия далеко не исчерпала бы своей задачи, если бы остановилась только на анализе мышления и оснований познания действительности. Она оставила бы без внимания очень важный вопрос о самом качестве, о содержании как вещного мира и субъекта мыслящего и познающего, так и об их взаимном отношении и о том высшем начале, на основании которого и может получить прочный смысл их взаимное отношение. Эти вопросы – самые важные и как бы центральные; предыдущие служат только приготовлением к ним» [1, с.83]. В этом ключе написана и работа П.Д. Юркевича «Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова Божия», где значительное внимание уделено познавательным действиям души, душевным впечатлениям и чувствам. Мыслители полагали, что  в своей основе психолого — педагогическое знание состоит из двух частей: общей (философской) и прикладной (или практической). Они определяли истинный смысл человеческой жизни в части нравственной философии: соединять благие, добрые силы души с «началом» свободы, утвердить волю в добре, в моральном законе. Поэтому основные цели психолого – педагогического знания должны соответствовать идеям философского знания. Назначение философии состояло в том, чтобы: 1) показать мир как целое; 2) освободить человека от зла и суеты посредством развития нравственной природы; 3) гармонизировать нравственную и физическую основы человеческой сущности.

Специфика философского знания виделась им в двух видах умственной деятельности человека: 1) аналитическом, индуктивном, опытном, 2) синтетическом, дедуктивном, рационалистическом. В философской антропологии это выражалось в том, что: 1) одни люди склонны предполагать, что, изучая абстрактные элементы мышления и их отношения, можно найти разгадку таинств природы; 2) для других важно узнавать не то, что человек может создавать сам из элементов мышления, а то, что создала Природа, то есть Творец. Мыслители утверждали, что для того, чтобы стать выше своей природной склонности, надо быть философски образованным, а развитие ума человека требует знания философии. С этой точки зрения источником философского познания являлась целостная жизнь духа, духовный опыт.

С.С. Гогоцкий отмечал, что формирование духа человека происходит в результате взаимодействия с внешним миром и проходит стадии: 1) непосредственное чувственное единство человека с внешним миром дает наличие души; 2) осознанная человеком его противоположность к внешнему миру дает наличие сознания; 3) осуществляемое человеком в ходе его сознательной деятельности содержательное единство с окружающим миром проявляется собственно как дух, выступающий в формах теоретической (как интеллект) и практической (как воля) деятельностей. Психолого – воспитательная функция при этом велика, так как дух одновременно может находиться более чем в одном состоянии и полагаться на различные источники восприятия: иметь психические состояния; сознавать их; относить их к своему «я», то есть заниматься «самосознанием» и, в то же время, учитывать внешнюю критику, адекватно воспринимать и анализировать ее в своем опыте.

П.Д. Юркевич различал три формы познания: 1) представление, которое есть случайный образ, ограниченный психологическими особенностями познающего субъекта; 2) понятие, возникающее там, где познание происходит в области опыта; 3) идея, где человек выступает за пределы опыта и познает вещь в ее отношении к безусловной основе явления – здесь мышление и бытие совпадают друг с другом (работа «Из психологии. Характеристика внутреннего опыта»). С помощью «идеи» П.Д. Юркевич пытался отстоять тезис о первостепенном значении внутреннего опыта, таковым выступало метафизическое («метафизика сердца») начало в человеке, очевидное в целесообразности и иерархичности проявления бинарности «сердце – голова/разум».

С.С. Гогоцкий также большое значение придавал исследованию внутренних источников знания. Мыслитель утверждал, что природа человека такова, что созерцания могут быть чувственными, то есть содержат в себе способ, каким предметы воздействуют на нас. Способность же мыслить предмет чувственного созерцания есть рассудок. Он считал, что ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой: без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Поэтому в одинаковой мере необходимо свои понятия делать чувственными, а свои созерцания постигать рассудком. Эти две способности не могут выполнять функции друг друга. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание. Оба философа сходились на мысли, что познавательная деятельность находит отражение в многообразии душевных чувствований, глубине переживаний, поиске истинности и смысла бытия.

В психологии человека мыслители выделяли уровни: 1) внешний, поверхностный, связанный с мышлением; 2) внутренний, опирающийся на сердце. Поэтому становится очевидной человеческая «двоедушность»: вступая в сферу культуры и межличностных коммуникаций, человек думает о частной пользе, противопоставляя ее идее общего блага. Но «внутреннее» начало ярче всего проявляется в детях, у которых «живые потребности любящего сердца, еще не охладевшего от опыта, понуждают…видеть и любить жизнь даже там, где опытный ум не видит ничего живого и воодушевленного» [2, с. 181]. Сознание человека состоит из нескольких взаимосвязанных элементов: 1) сознания как такового, возникающего в процессе познания окружающего мира; 2) самосознания, формирующегося через вхождение внутреннего «я» в противоположность к самому себе. Таким образом, психическое в человеке представляет единство сознания такового и самосознания, формируется через вхождение сознающего «я» в отношении противоположности к своему собственному содержанию, наполняющему его знанием.

В работах «Из науки о человеческом духе», «Чтения о воспитании» П.Д. Юркевич полагал возможным устранение гносеологического дуализма посредством единства телесной и душевной жизни в практическом элементе человеческого духа – сердце. Положения «метафизики сердца» он основывал на необходимости вывести науку из заблуждения, что «голова» служит непосредственным органом для образования мыслей из впечатлений внешнего мира и сообразно с этим формировать взгляд на человека как существо духовное, не ограниченное сферой логических выводов мышления. С.С. Гогоцкий полагал трансцендентное миропонимание такой же естественной потребностью человеческого духа, как и понимание имманентное. Трансцендентное миропонимание находит основание в двух типах человеческого познающего мышления: в специальных науках и в метафизике. Учение о трансцендентных проявлениях человеческого сознания тесно связано с определением типа мышления. Мыслители равно признавали, что мышление человека не исчерпывает собой все знание, не является абсолютным, поэтому  нуждается в осуществлении внешнего Божественного авторитета (по сути, оно субъективно, так как не может взять на себя ответственности за судьбы мира).

Науку С.С. Гогоцкий и П.Д. Юркевич понимали как продукт социокультурной человеческой деятельности и рассматривали в планах: 1) теоретическом —  науки о природе (педагогика, психология, социология и т.д.); 2) практическом — науки о приемах человеческой деятельности (теория познания, логика ит.д.). Науку о воспитании философы характеризовали как искусство, способное находить наилучшие методы жизни и знания.

Правильно осуществляемое психолого – педагогическое воздействие благоприятно сказывается на личности в человека. Воспитание, как действие практическое, не только обучает воспитанника тому, каким он должен быть, но и делает его таким; «оно есть сила, совершающая ломку, перестройку, образование и преобразование во внутренней жизни воспитанника» (П.Д. Юркевич). Мыслители сформулировали учение о двух свободах: 1) формальной (психологической) свободе; 2) метафизической (моральной) свободе, которая не подчинена принципам механического детерминизма и имеет свое основание в метафизическом начале человека. Моральная свобода – есть свобода выбора человека, и возникает в процессе самопознания вследствие естественной тяги сердца к любви и добру. В статье «Философского лексикона» С.С. Гогоцкий дал понимание свободы воли как действия человека, источник которого находится в нем самом, в самопобуждении. Свобода воли – сознательное начало души, хотя и зависящее от определенных мотивов, но имеющее склонность к самопознанию и самооценке (т.е. может осмысливать, побуждать к действию, выбирать руководствуясь не чувствами, а осознанием). Начало свободы требует, «чтобы человек возвышался над своими животными инстинктами», развивая в себе «высшие инстинкты, связывающие всех людей» [3, с. 308]. Понятие «свободы воли» в антропологии обоих мыслителей сопряжено с понятием «внутренней воли»; осознаваемым как побуждение человека к исполнению долга вопреки его склонностям. Важным является  принцип создания пространства свободы индивидуального развития в процессе воспитательного взаимодействия, потому что воспитание – это и требования и ограничения. Точно так же и человек может приобрести нравственную свободу не естественным путем, а только собственными усилиями, чаще всего, принуждая себя. Импульс воспитания – направлять человека на самобытное понимание и творческое осуществление нравственно-разумной жизни, поскольку только внутренним чувством человек может познать, что происходит в его душе.

Заслугой мыслителей является нравственная оценка любого знания, что делает необходимым присутствие морального элемента в психологии и педагогике. Они показали, что познание будет правильным лишь в том случае, «если все стороны души собрать воедино», что явилось важным показателем развития идей философской и педагогической антропологий середины XIX века.

Список литературы:

  1. Гогоцкий С.С. Философия. – В кн.: Гогоцкий С.С. Философский лексикон. Т. IV., Киев, 1872 – 430 с.
  2. Юркевич П.Д. Из науки о человеческом духе – В кн.: Юркевич П.Д. Философские произведения под ред. В.С. Степина и др. – М., Правда, 1990. – 316 с.
  3. Гогоцкий С.С. Свобода воли. – В кн.: Гогоцкий С.С. Философский лексикон. Т. IV. Вып. 1., Киев, 1872 – 430 с.[schema type=»book» name=»ВЛИЯНИЕ ФИЛОСОФИИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В XIX ВЕКЕ (ПО РАБОТАМ С.С. ГОГОЦКОГО И П.Д. ЮРКЕВИЧА)» description=»Показаны основные идеи представителей идеалистической философии и их влияние на становление философско – антропологического, психологического и педагогического областей знания, а также традиций христианской психологии и психотерапии в XIX веке (на примере работ С.С. Гогоцкого и П.Д. Юркевича).» author=»Шарова Марина Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
pg slot slot demo 2023 slot slot online slot gacor 2023 slot gacor 2023 slot demo slot gacor maxwin https://jdih.uinsatu.ac.id/-/slot-demo-pragmatic/ slot demo slot gacor maxwin slot deposit pulsa slot demo slot demo slot terbaik slot gacor https://tamu.sucofindo.co.id/uploads/tamu/slot-kamboja/ slot dana
404: Not Found