Номер части:
Журнал

ПРАКТИКАПРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯОЭЗ В РОССИИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:


Особые экономические зоны (ОЭЗ) – это часть территории страны, которая обладает значительной самостоятельностьюпри решении хозяйственных вопросов, преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предпринимателей, а также специальный режим управления.

Для различных видов территорий с особым экономическим статусом общей чертой характерной для является наличие благоприятного инвестиционного климата. Который включает финансовые, таможенные, налоговые льготы и различные преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, действующим на территории той или иной страны[2].

Во второй половине XX векаособые экономические зоныстали неотъемлемой частью международных экономических отношений. В мировых хозяйственных связяхтерритории с особым экономическим статусом являются фактором ускоренного экономического роста. Это происходит за счет мобилизации инвестиций, увеличения международного товарооборота, углубления интеграционных экономических процессов. В связи с этим, является необходимым изучение мирового и отечественного опыта по образованиюОЭЗ. Которые широко распространены во многих странах. Достаточно сказать, что в начале 90-х годов по разным оценкам в мире насчитывалось свыше тысячи таких зон,на территории которых работали более 3 миллионов человек, через такие зоны проходит одна десятая часть мирового торгового оборота.

Цели создания ОЭЗустанавливают в зависимости от уровня социально и экономического развития стран, которые их создают,а также их стратегических народнохозяйственных планов и др. Причины и цели создания ОЭЗ в разных случаях могут отличаться друг от друга. Например, в промышленно развитых странах, к которым относятся США, Великобритания, Франция территории с особым экономическим статусом часто создавались для активизации внешнеэкономических связей и реализации региональной политики, которая направлена на выравнивание межрегиональных различий, оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах. Для данных целей определенной категории предпринимателей предоставлялись значительные финансовые льготы и большая свобода деятельности по сравнению с  другими регионами страны.

Сосхожей целью создавались ОЭЗ и в некоторыхразвивающихсягосударствах. Вкоторыхпри создании территорий с особым экономическим статусом упор  делается на привлечение технологий, иностранного капитала, повышение квалификации рабочей силы, модернизацию промышленности в отличие от промышленно развитых стран [2].

Образование ОЭЗ рассматривается как важнаясоставляющая в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связано с активизацией и либерализацией ВЭД (внешнеэкономической деятельности).

Влияние ОЭЗ на экономику и общество глубоко и разнообразно. Они способствуют увеличению возможностей привлечения зарубежного капитала, благоприятно влияют напривлечению передовой зарубежной технологии, способствуют расширению экспорта. В начале двадцать первого столетия общий товарооборот ОЭЗ мира составлял 30-40% мировой торговли.  Кроме этого, территории с особым экономическим статусом способствуют открытию границ для сотрудничества, увеличению занятости населения, притоку валюты. Значительных успеховв этой области добились развитые и развивающиеся страны, не смотря на значительные затраты на строительство ОЭЗ в отдаленных необустроенных районах. Бразилия, к примеру,  создала крупную особую экономическую зону в бассейне реки Амазонки (Манаус). Японии принадлежалиотдаленныеостровамаАмами, которые являлись отсталыми. Там была образована зона свободной торговли, что повлекло за собой возрождению этого района. Правительство Филиппин образовалоБадангскую зону по обработке продукции на экспорт. В Индии создано две подобных территории. Опыт этих стран, за исключением Индии,доказывает, что, как правило, создание ОЭЗ вполне оправдывает возлагаемые на них надежды[2].

Образование таких территорий  ускоряет процесс структурных изменений в произ­водстве. Развитые индустриальные страны, стали производить структурную перестройку производства начиная с 70-х годов для того, чтобы удовлетворить требования научно-технической революции. Хлопотные производства были перемещеныиз развитыхв новые индустриальные страны, а последние, в свою очередь, в развивающиеся страны перенесли свое отсталое традиционное производство. В целом,ОЭЗвыводят предприятия на новые передовые рубежи, выступая в качестве проводника прогрессивных структурных изменений производства.Помимо всего вышеперечисленного, образование ОЭЗ способствует перестройке всего производственного механизма страны.  ОЭЗ повлекли за собой изменения  внутри стран, их образовавших, а также явились фактором, который играл роль передаточного механизма «поэтапной» структурной перестройки. На территории с особым экономическим статусом, в стратегическом развитии, страны возлагают задачи стимулирования перестройки производства в смежных районах внутри страны, всего народного хозяйства [2].

В мировой экономике  в последнее десятилетие среди государств появилась острая конкуренция в отношении налоговых и иных льгот, предоставляемыхс целью привлечения иностранных капиталовложений. Волна разного рода налоговых льгот получила название «налоговой революции». Территориями с особым экономическим статусом страны фактически представляют своеобразные ловушки для капиталов, которые мигрируют в масштабах мирового хозяйства.

Особенно интересен опыт создания ОЭЗ в Китае, т.к. его пример является одним из самых успешных. В 80-е и 90-е годы  XX века КНР переходила к последовательному проведению открытой экономической политики, стала принимать более активное участие в интеграционных процессах, а также начала включать национальное хозяйство в мировое хозяйство. Эта стратегия воплотилась в образовании ОЭЗ. Данныетерриторииимели выгодное географическое расположение и хорошую производственную базу, сегодня ониотносятся к числу наиболее развитых регионов Китая и выпускают почти четверть всей валовой сельскохозяйственной и промышленной продукции страны.

Функционирование китайских ОЭЗ показывает, что эта форма хозяйствования обеспечивает возможность рационального использования материальных и трудовых ресурсов, а также научных кадров. Территории с особым экономическим статусом стализначительным фактором активного включения Китая в международное разделение труда и улучшения развития всего национального хозяйства страны. И это доказывается тем, что темпы роста экономики в ОЭЗ значительно выше, чем в других регионах КНР.

Общий положительный результат политики внешней открытости налицо. В восточных районах КНР уже создан пояс «открытых» территорий, где проживают более 200 миллионов человек. Онвсе болебше врастает в систему международного географического разделения труда и ориентированный вовне.

Для того чтобы более подробно охарактеризовать успехи территорий с особым экономическим статусом в Китае рассмотрим наиболее крупную и развитую из этих зон – Шэньчжэнь.Промышленное производство на этой территории за период 1980–1990 гг. увеличилось в двести раз. Валовая промышленная продукция превысила 16 млрд. юаней, а к 2000 г. – 50 млрд. юаней. Ее ассортимент на сегодня достигает тысячу изделий. Среди которых продукция нефтехимии, машиностроения, одежда, ткани, продукты, парфюмерия. Наибольшую часть отрасли высокой технологии занимает производство телевизоров, копировальной техники, компьютеров, видеомагнитофонов. В даннойОЭЗ действует около 1000 смешанных предприятий, в которые вложены средства компаний и частных лиц почти из двадцати стран. Но наибольшую часть инвестиций составляют  капиталовложения бизнесменов из Сянгана (б. Гонконга).

Первым особый статус в КНР получил Шэньчжэнь, это произошло в 1980 году, в это время на его территории проживало 30 тыс. человек. С 1980 года Шэньчжэнь привлек более $87 млрд. иностранных инвестиций. За период 1993-2012 гг. средние темпы экономического роста составляли 9,11%. В 2012 годуШэньчжэнь привлек 4,4% от всех прямых инвестиций, на него приходилось 16,8% национального экспорта электроники (доля в структуре экспорта города составляла 73,2%, всех высокотехнологичных товаров — 52%). В 2013 году там проживало более 10,5 млн. человек, в город имел самый высокий показатель ВРП на душу населения ($22 тыс.) в стране, он обеспечивал 2,55% ($237 млрд.) ВВП, его доля в экспорте Китая ($305 млрд. от $2363 млрд.) составляла 12,9%. Помимо этого, Шэньчжэньявляется деловым центром Южного Китая: здесь расположены штаб-квартиры 18 китайских корпораций, включая ChinaElectronicsCorporation, Huawei,HisenseGroup и ChinaResorces, из 500 крупнейших компаний мира 189 инвестируют в Шэньчжэне [3].

В России первые ОЭЗ были созданы ещё в 1990 г., но на протяжении пятнадцати лет процесс их образования и функционирования происходил бессистемно. Это было обусловлено  постоянной борьбой регионов страны и федерального центра за наибольшие льготы для ОЭЗ и право контроля над ними, а такжеотсутствием законодательной базы.

В 2005 году ситуация изменилась кардинальным образом, начался основательно новый этап проекта по развитию ОЭЗ на территории России. Начало этого этапа обусловлено принятием ФЗ от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ». Этим законом заложены единая правовая база для основания создания и функционирования особых экономических зон на территории России [1].

В 2006 году было образованоОАО «Особые экономические зоны».Его единственным акционером является государство. С 2006 по 2011 года произошла реорганизация деятельности данного ОАО от решения задач по строительству инфраструктуры к решению задач по комплексному развитию отдельных ОЭЗ.

С 2006 года по 2011 год в территории с особым экономическим статусом России привлекли 298 инвесторов из 20 стран, и этот процесс набирает обороты. Среди них есть такие транснациональные гиганты как Itochu,Yokohama, Isuzu, Sojitz, AirLiquide, Bekaert, Rockwool, Novartis, PlasticLogicидругие. Объем заявленных резидентами инвестиций составляет более 360 млрд. рублей или порядка $12 миллиардов[4].

Из существующихОЭЗ в России наиболее успешными являются  промышленные зоны в Липецке и Алабуге (Татарстан). Далее рассмотрим подробнее ОЭЗ в Липецке.

Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005 года № 782 на территории Грязинского района Липецкой области создана ОЭЗ ППТ «Липецк». Целью создания ОЭЗ ППТ «Липецк» является развитие наукоемких, высокотехнологичных отраслей экономики, производства новых видов продукции, импортозамещающей продукции, внедрения инновационных технологий.

Доля выпущенной резидентами ОЭЗ ППТ «Липецк»продукции по отношению к ВВП РФ за 4 года выросла с 0,1% до 0,3%.ОЭЗ приносит 4,6% ВРП Липецкой области в 2012 году и 0,03% в ВВП РФ. Тем не менее, доходы ОЭЗ ППТ «Липецк»  не покрывают расходы, связанные с дальнейшим развитием территории с особым экономическим статусом. В 2014 году в ОЭЗ ППТ «Липецк» зарегистрировано 32 резидента, 10 из которых осуществлялипромышленно-производственную деятельность. В 2013 году ими было произведено продукции на 20 млрд. рублей ($620,8 млн.). Количество созданных рабочих мест в 2013 году достигло 2600.  На каждый вложенный бюджетный рубль в ОЭЗ ППТ «Липецк» было привлечено около трёх рублей частных инвестиций.Объем налоговых  поступлений составляет  2 400 млн. рублей (74,5 млрд.). Объем заявленных резидентами инвестиций к 2013 году составляет  101,4 млрд. рублей или $3,15 млрд.[4].

Текущее состояние ОЭЗ России говорит о том, что в России ее успешно функционируют лишь  две ОЭЗ ППТ из шести. Сравнительный анализ ОЭЗ  в Китае иРоссиипозволяет сделать вывод о том, что Китай намного опережает Россию в создании и развитииОЭЗ благодаря более фундаментальному правовомурегулированию со стороны государства, а такжепривлечению   и использованию значительно большего объемаиностранных.

Исследование деятельности России в образовании территорий с особым экономическим статусом на примере ОЭЗ ППТ «Липецк» показало, что данная форма организации экономической деятельности востребована и имеет тенденции к дальнейшему развитию. Однако желательны дальнейшие инвестиции и законодательная поддержка со стороны государства.

В целом процесс развития особых экономических зон в России должен наращиваться. Кроме Китайского опыта достаточно интересен для России может быть опыт Японии, Бразилии, Мексики, ОАЭ.

Список литературы:

  1. Российская Федерация. Законы. Об особых экономических зонах в РФ [принят ГД ФС РФ 8 июля 2005 г.: одобр.Советом Федерации 13 июля 2005 г.] — М.: Проспект, 2005. – 18 с.
  2. Фролова, Т.А. Мировая экономика. Конспект лекций. / Т.А. Фролова. –Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010. – 63 с.
  3. Муниципальное бюро статистики Шэньчжэнь [Электронный ресурс] // Режим доступа к сайту:
  4. Официальный сайт ОАО «Особые экономические зоны» [Электронный ресурс] // Режим доступа к сайту:https://www.russez.ru/
    ПРАКТИКАПРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯОЭЗ В РОССИИ
    Статья просвещена изучению практики применения зарубежного опыта образования особых экономических зон (ОЭЗ) в России. В миретакие территории являются фактором ускоренного экономического роста, который происходит за счет углубления интеграционных экономических процессов, мобилизации инвестиций,увеличения международного товарооборота. ОЭЗ широко распространены в мире. Достаточно сказать, что по разным оценкам в начале 90-х годов в мире насчитывалось свыше тысячи таких зон, при этом лишь треть из них признаны экономически эффективными. В связи с этим, данное исследование является актуальным. В статье рассмотрены цели создания и особенности территорий с особым экономическим статусом в мире и в частности в Китае и в России, а также исследованы результаты функционирования ОЭЗ Шэньчжэнь в Китае и ОЭЗ Липецк в России.
    Written by: Коростелева Александра Михайловна, Троценко Светлана Егоровна, Попова Галина Сергеевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 03/23/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)
    Available in: Ebook
Записи созданы 6767

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх