Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Значение частного капитала в инвестиционной деятельности российского государства



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Значение частного капитала в инвестиционной деятельности российского государства // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Как показывает теория и практика, противопоставление частного капитала общественному сектору безосновательно и контрпродуктивно — наоборот, сотрудничество с государством является специфическим свойством частного капитала. Как подчеркивал Дж.Гелбрейт, на деле же в индустриальной системе граница между частной и государственной сферами компетенции неразличима и в значительной степени условна, а союз между государственными и частными организациями нормален [1]. Несмотря на традиционное имплицитное убеждение в несовместимости интересов бизнеса и государства, их кооперация является не только возможной, но и продуктивной. «В долгосрочной перспективе совокупный результат частных и государственных акций и реакций – постепенное изменение базовой структуры общества» [2].

Сотрудничество частного капитала с государством в экономической сфере способно генерировать потенциальный эффект синергии. А.И.Пригожин предложил термин «синергичные решения» для обозначения легальных форм взаимовыгодного сотрудничества бизнеса с органами власти [3]. Данное сотрудничество предполагает объединение ресурсов, конкурентных преимуществ и усилий обеих сторон для многократного увеличения их экономического потенциала. В связи с этим в настоящее время в России приобретает актуальность идея государственно-частного партнерства. В 2013 г. при поддержке Министерства регионального развития РФ был организован «Центр развития государственно-частного партнерства», разработаны методические рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства в субъектах РФ, на средства Инвестиционного фонда РФ было реализовано несколько совместных инфраструктурных проектов.

В широком значении государственно-частное партнерство характеризует любые способы совместного решения проблем, выполнения задач государства при участии бизнеса. Но в более узком смысле предлагается следующее определение: «Государственно-частное партнерство – это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР, вплоть до сферы услуг» [4]. Государственно-частное партнерство имеет непосредственное отношение к реализации государственных инвестиционных проектов, обеспечивая привлечение финансовых ресурсов, которыми владеют частные хозяйствующие субъекты.
Как показывает зарубежный опыт, основными сферами сотрудничества государства и частного капитала являются следующие: энергетика (электричество и отопление), газоснабжение; водоснабжение и очистка; уборка и переработка бытовых отходов; медицинское обслуживание; жилищное строительство и обслуживание; спортивные объекты; образовательные услуги и учреждения; информационные системы и телекоммуникации; автомобильные и железные дороги; аэропорты; портовое хозяйство; содержание исправительных учреждений. В России наибольшее количество данных проектов приходится на социальную сферу [5].

Таблица 1.

Структура ГЧП-проектов по регионам РФ

Значение частного капитала в инвестиционной деятельности российского государства

С одной стороны, государство, как любой экономический агент, заинтересовано в диверсификации источников финансирования своих проектов в целях снижения нагрузки на бюджет и увеличения стратегических резервов капитала. С другой стороны, привлечение стороннего финансирования для государственных инвестиций особенно актуально в условиях сокращения доходов государственного бюджета. Если ранее государство РФ могло реинвестировать свои доходы, то после ухудшения политической международной обстановки в 2014 году, введения в отношении России различных экономических санкций, падения цен на нефть и девальвации национальной валюты наблюдается сокращение доходов государства, что провоцирует дефицит инвестиционных ресурсов. Как показывают официальные данные, государственные расходы имеют тенденцию к устойчивую росту [6].

Рис. 1. Динамика расходов федерального бюджета РФ, млрд. руб. (по данным Министерства Финансов РФ)

По этой причине привлечение частного капитала к финансированию инвестиционных проектов позволит государству избежать как сокращения текущих бюджетных расходов, так и «замораживания» запланированных инвестиций. В данном случае частных инвесторов (государственных проектов) можно сравнить с «бизнес-ангелами», финансирующими венчурные инвестиции. Так, в прошлом году общий объем привлеченных частных инвестиций в проекты государственно-частного партнерства составил 87,4% суммарной стоимости проектов [7]. Участие частного капитала будет иметь еще большую актуальность в 2015 году, поскольку по указанным ранее причинам объемы государственных расходов в инвестиционных сферах будут сокращены в несколько раз [8].

Рис. 2. Динамика структуры расходов федерального бюджета РФ, млрд. руб.

В 2014 году в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) было предусмотрено строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение и приобретение) 2 492 объектов. 772 объекта было запланировано ввести в эксплуатацию, а по 464 объектам планировалось завершить только проектные и изыскательские работы. Но к началу 2015 года были достигнуты следующие результаты:
введено в эксплуатацию 365 объектов;
подготовлены для ввода в эксплуатацию 72 объекта;
завершена разработка проектной документации по 254 объектам [9].
Следует признать, что фактическая реализация ФАИП свидетельствует о неэффективности государственной инвестиционной деятельности, поскольку было введено в эксплуатацию в 2 раза меньше объектов, чем было запланировано, но при этом проектные и изыскательские работы по новым объектам были выполнены на 70%. Можно сделать вывод, что основной причиной низкой реализуемости государственных инвестиционных проектов является дефицит финансовых ресурсов.
С учетом сложных экономических условий к началу 2015 года был скорректирован план государственных расходов на инвестиционные проекты [10]. Представленные на Рис.3. данные показывают, что государство планирует последовательно сокращать удельный вес своего финансового участия в реализации инвестиционных проектов. Следовательно, пропорционально возрастает спрос на внебюджетные источники финансирования, т.е. на средства частных инвесторов.

Рис. 3. Объемы бюджетных ассигнований, предусмотренные на реализацию расходов инвестиционного характера и Федеральной адресной инвестиционной программы (в % от ВВП)

Проведенный анализ показал, что государственно-частное партнерство в инновационной деятельности позволяет государству делегировать решение проблем финансового обеспечения частному капиталу, фокусируясь на принятии стратегических и организационных решений (в рамках инвестпроектов). Такое «разделение труда» направлено на максимальное использование конкурентных преимуществ каждой из сторон партнерства. Тем не менее, такая конфигурация отношений государства с частным капиталом в рамках инвестиционных проектов не позволяет утверждать, что государство отказывается от роли инвестора, т.к. в данном случае оно инвестирует в публичные проекты специфический капитал – информационный, кадровый и административный. В свою очередь частные инвесторы могут принимать активное участие также в менеджменте проектов, вкладывая свой управленческий опыт и деловые связи.

Библиография:

  1. Гелбрейт К. Новое индустриальное общество. – М.: АСТ, 2004. — С.422.
  2. Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. — М.: Дело, 2002. — С.463.
  3. Пригожин А.И. Дезорганизация. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — С.56-57.
  4. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Наука, 2005. – С.34.
  5. Рейтинг регионов ГЧП-2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации. – М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014. — С.9.
  6. Динамика расходов федерального бюджета [Офиц. сайт]. URL:
  7. Рейтинг регионов ГЧП-2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации. – М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014. — С.11.
  8. Динамика расходов федерального бюджета [Офиц. сайт]. URL:
  9. О ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации федеральной адресной инвестиционной программы за 2014 год (материалы к заседанию Правительства 12 марта 2015 года) [Офиц. сайт]. URL:
  10. О вопросах реализации федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы в 2015 году и ходе ее выполнения в 2014 году. Министерство регионального развития РФ [Офиц. сайт]. URL: type=»book» name=»Значение частного капитала в инвестиционной деятельности российского государства» description=»Данная статья посвящена актуальным вопросам государственной инвестиционной политики. Проведенный анализ направлен на выявление роли, которую играет частный капитал в подготовке и реализации государственных инвестиционных проектов в РФ. Как было доказано, частные инвесторы выступают стратегическими партнерами государства в решении социально-экономических проблем. По этой причине в статье особое внимание уделено рассмотрению приоритетных направлений государственно-частного партнерства. Анализ статистических данных государственных расходов РФ показал, что в современных условиях, с одной стороны, растет объем государственных обязательств инвестиционного характера, а с другой стороны, актуализируется необходимость привлечения внебюджетных источников финансовых ресурсов. В результате можно сделать вывод, что эффективность государственной политики по развитию регионов страны непосредственно зависит от способности органов власти всех уровней активизировать привлечение частных инвесторов к взаимовыгодному сотрудничеству. » author=»Костенко Артем Тимофеевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot gacor slot demo slot gacor 2023 slot demo slot demo slot gacor slot deposit pulsa data macau data hk
404: Not Found