29 Авг

ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВКЛЮЧЕНИЯ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ В СОСТАВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕТИ УКРАИНЫ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Одним из перспективных инструментов формирования устойчивого развития территории является экологическая сеть, единая территориально-функциональная система, способствующая решению экологических проблем.

Развитие региональной экологической сети имеет свою специфику и зависит от преобладающего типа ландшафтов территории, в которой выделяются ключевые элементы экологической сети, поскольку такой принцип обеспечивает сохранение наиболее ценных и типичных компонентов ландшафтного и биотического разнообразия. При этом основные ключевые элементы структуры экологической сети формируются на землях природно-заповедного фонда (ПЗФ). Природно-заповедные территории и объекты, как основа и неотъемлемая часть национальной экологической сети играют важную роль в развитии Украины и обеспечивают ее эколого-экономическое равновесие.

По классификации угодий в Украине, земли ПЗФ общегосударственного значения распределены следующим образом: сельскохозяйственные земли занимают около 27,4%, леса и другие лесопокрытые площади — 43,3%, застроенные земли — 2,5%, открытые заболоченные земли — 5,6% , воды -16,8%, другие земли — 4,5%. Таким образом, почти половина площади ПЗФ Украины общегосударственного значения приходится на леса и земли, покрытые лесной растительностью [1].

Законом «Об экологической сети Украины» (ст. 5), определено, что леса являются одной из составляющих структурных элементов экосети. В Законе говорится, что роль леса хорошо прослеживается лишь тогда, когда леса занимают необходимую, естественно обусловленную площадь и соответственно расположены в ландшафте, то есть образуют оптимальную лесистость [2]. Закон Украины «Об общегосударственной программе формирования национальной экологической сети Украины на 2000-2015 годы» в качестве одного из основных мероприятий по увеличению площади Национальной экосети называет экологически обоснованное увеличение площади лесов, что еще раз подтверждает значимость этого компонента окружающей природной среды для единой территориальной системы — экосети [3].

На природоохранную функцию лесов нацеливает нас и Лесной кодекс Украины (ЛКУ). ЛКУ обязывает граждан и юридических лиц, имеющих в частной собственности леса (статья 14 ЛКУ), а также постоянных пользователей (статья 19 ЛКУ), в том числе обеспечивать охрану типичных и уникальных природных комплексов и объектов, редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира, растительных сообществ, способствовать формированию экологической сети в соответствии с природоохранным законодательством [6].

Таким образом, ЛКУ возлагает обязательства на владельцев и пользователей лесов способствовать формированию экологической сети, указывает на необходимость сохранения биоразнообразия. Это обязательство является необходимым и важным основанием для развития экосети в лесах.

Особо важным понятием лесного законодательства является «земельный лесной участок», под которым понимается земельный участок лесного фонда Украины с определенными границами, который предоставляется или изымается у землепользователя или собственника земельного участка для ведения лесного хозяйства или других общественных потребностей в соответствии с земельным законодательством.

Главной отличительной особенностью земельного лесного участка лесного фонда Украины от лесного участка лесного фонда Украины является то, что лесной участок выступает объектом исключительно лесных отношений, а земельный лесной участок выступает одновременно объектом как лесных, так и земельных отношений. Об этом наглядно свидетельствует факт одновременного регулирования вопроса права собственности на земельные лесные участки как нормами земельного законодательства, так и нормами лесного законо¬дательства (ст. 12 ЛКУ, а также ст. 56 Земельного Кодекса (ЗК) Украины именно земельный лесной участок признают фактическим объектом права собственности лесами) [4, 6].

В науке лесного права Украины под правовым режимом земель лесного фонда следует понимать установленный правовыми нормами порядок и условия использования данной категории земель по целевому назначению, обеспечения и охраны прав собственников и пользователей земель лесного фонда, выполнение государственного управления и контроля, соблюдения требований земельного и лесного законодательства, ведения лесного хозяйства, государственного лесного кадастра, проведение функционального разделения лесов и выполнения мониторинга лесов, применение юридической ответственности за нарушение лесного законодательства, и некоторые другие аспекты.

Статья 7 действующего ЛКУ определяет, что все леса, которые находятся в пределах территории Украины, являются объектами права собственности Украинского народа и от имени Украинского народа права собственника на леса выполняют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, определенных Конституцией Украины. Это прямо отражает положения статьи 13 Конституции Украины. Данное положение определяет общий объект права собственности на леса [5].

Исходя из этого, а также из содержания статей 2, 4 ЛК Украины, можно сделать вывод о том, что объектом права собственности на леса выступает лесной фонд Украины (все леса Украины), а также отдельные лесные участки. Но в так время фактическим объектом права собственности на леса выступает земельный лесной участок, именно на нее, как на фактический объект непосредственно указывают положения ст 11, 12, 13, 15 ЛК Украины, так же с приобретением или прекращением права собственности на земельный лесной участок закон связывает возникновение или прекращение права собственности на леса [6, 7]. Что же касается определения субъектов права собственности в лесном законодательстве, то часть 4 статьи 7 определяет состав субъектов права собственности, ими являются: государство и территориальные общины, как субъекты публичного права; граждане и юридические лица, как субъекты частного права [6].

Лесохозяйственные земли как структурные элементы экосети в соответствии с п. 3 статьи 6 Закона про экосеть обязывают владельцев и пользователей территорий и объектов, включенных в перечень территорий и объектов экосети, обеспечить их использование по целевому назначению практически не предоставляет возможности охраны территорий и объектов экосети [2]

Например, к экокоридору для соединения различных лесных массивов были включены луга или группы деревьев или лесополосы для обеспечения миграции животных и сохранения популяций растений, которые находятся у владельца земель личного сельского хозяйства или фермера. Эти земли относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Владелец или пользователь земель может перепахать луга, вырубить деревья и посадить зерновые. При этом изменения целевого назначения земельного участка не произойдет, но он потерял необходимые для экокоридора свойства и фактически не может выполнять свои функции. То есть, контроль за изменением целевого назначения земельных участков является «грубым» механизмом, который фактически не позволяет сохранить необходимый режим структурных элементов экосети, поскольку не изменение целевого назначения не означает сохранение природоохранных качеств территории.

Таким образом, лесохозяйственные земли как структурные элементы экосети обязывают владельцев и пользователей территорий и объектов, включенных в перечень территорий и объектов экосети, обеспечить их использование по целевому назначению, но действующее законодательство не предоставляет возможности природоохранным органам Минприроды осуществлять надзор за функционированием и режимом использованием экосети.

Список литературы:

  1. Артов А.М., Бондарук Г.В., Кагало О.О. Законодавчо-нормативне забезпечення охорони природи в лісовому секторі України. К.: Право, 2012. – 166 с.
  2. Закон України «Про екологічну мережу України» // Відом. Верховної Ради, 2004. — №45. Ст. 502.
  3. Закон України «Про Загальнодержавну програму формування національної екологічної мережі України на 2000-2015 р.р.» // Відом. Верховної Ради, 2000. — №47. Ст. 405.
  4. Земельний кодекс України від 25.10.2001 р. № 2768 – ІІІ (із змін. та доп.) // Офіц. вісн. України, 2001. – № 46. Ст. 2038.
  5. Конституція України від 28.06.1996 р. № 254к/96-ВР: прийнята на п’ятій сес. Верхов. Ради України, 1996. –№ 30. Ст. 141.
  6. Лісовий кодекс України від 21.01.1994 № 3852-XII // Відом. Верховної Ради, 1994. – № 17. Ст. 99.
  7. Про внесення змін до Лісового кодексу України: Закон України від 08.02.2006 р. № 3404-ІV // Офіц. вісн. України, 2006 р. – № 11. Ст. 691.
    ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВКЛЮЧЕНИЯ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ В СОСТАВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕТИ УКРАИНЫ
    В работе проанализировано правовой режим земель лесного фонда в качестве ключевых территорий формирования и расширения экологической сети. В процессе исследования применялся теоретико-методологический анализ нормативно-правовой базы Украины по формированию экосети. Показано существование целого ряда коллизий между основными нормативно-правовыми актами во взглядах на использование земель различного назначения при формировании экосети.
    Written by: Голёнко Руслан Анатольевич
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/18/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)
    Available in: Ebook