25 Июл

Уровни и участники конституционно-правового института общественного обсуждения публичных вопросов в Российской Федерации




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Участники конституционно-правового института общественного обсуждения в Российской Федерации во многом определяются уровнем реализации подобного института.

Состав участников конституционно-правового института общественного обсуждения регламентируется нормативными правовыми актами федерального, регионального  местного уровня.

Исследуя вопрос участия тех или иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и их объединений в реализации конституционно-правового института общественного обсуждения целесообразно отметить, что участники данного института будут отличны от его субъектов. Субъектами конституционного института допустимо признать лиц, непосредственно принимающих решение по итогам его реализации либо чье активное участие определяет в той или иной мере итоги исследуемого института прямой демократии. Относительно института общественного обсуждения допустимо сделать предположение о признании его субъектами граждан, их объединения и органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц, непосредственно принимающих решение по итогам его реализации. Граждане и их объединения не принимают решение в ходе реализации консультативного института прямой демократии, но правовой статус граждан в их совокупности в качестве народа не позволяет относить их сугубо к участникам общественного обсуждения. Участниками общественного обсуждения могут быть признаны органы, организации, должностные лица, обеспечивающие материально-техническое сопровождение реализации института общественного обсуждения. В этой связи число участников общественного обсуждения будет шире числа субъектов исследуемого института прямой демократии. Однако органы государственной власти, органы местного самоуправления, участвующие в реализации конституционного института общественного обсуждения и принимающие по его итогам решение, будут совпадать с участниками и субъектами подобного института.

На федеральном уровне правовое положение должностных лиц и органов государственной власти, участвующих в реализации конституционно-правового института общественного обсуждения, закрепляется в Федеральном законе от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ  «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», Указе Президента Российской Федерации от 09.02.2011 г. № 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов»; Постановлении Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 г. № 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения» и ряде других подзаконных нормативных правовых актах. Исследование нормативных правовых актов на предмет выявления участников реализации конституционно-правового института общественного обсуждения свидетельствует об отсутствии определенности в понимании подобных участников. Федеральное законодательство дает только общие положения относительно участников общественного обсуждения. Так, в части 2 статьи 24 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ  «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» закрепляется, что общественное обсуждение проводится с привлечением к участию в нем представителей различных профессиональных и социальных групп, в том числе лиц, права и законные интересы которых затрагивает или может затронуть решение, проект которого выносится на общественное обсуждение. Обязательными участниками общественного обсуждения признаются уполномоченные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, разрабатывающих проект нормативного права акта, принимающих общественно значимое решение, подлежащее общественному обсуждению, и организации, представители граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением, нормативным правовым актом (часть 1 статьи 24 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ  «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.02.2011 г. № 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов» участниками общественного обсуждения являются: Президент Российской Федерации; федеральные органы государственной власти; граждане Российской Федерации (подпункт «б» пункта 2). Более подробная правовая регламентация субъектного состава конституционно-правового института общественного обсуждения, с закрепление конкретных министерств, служб, агентств, находит отражение в ряде нормативных правовых актах, определяющих порядок реализации данного института в той или иной сфере общественных отношений. К примеру, в пункте 4 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23, закрепляется, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации создает экспертный совет по профессиональным стандартам, который проводит проверку, разработанного общественными организациями проекта профессионального стандарта. Подобный экспертный совет аккумулирует все поступившие предложения в ходе общественного обсуждения, фактически сам продолжает подобное обсуждение. Таким образом, в конкретном нормативном правовом акте указан федеральный орган исполнительной власти – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, экспертный совет по профессиональным стандартам, которые принимают непосредственное участие в общественном обсуждении.  В п. 9 Правил раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. № 851 г., указывается, что в поручении Председателя Правительства Российской Федерации, Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации может быть установлен сокращенный срок общественного обсуждения.

Субъектный состав института общественного обсуждения на федеральном уровне в основном представлен исполнительными органами государственной власти: Правительством Российской Федерации, министерствами, службами, агентствами. Именно эти органы являются инициаторами общественного обсуждения. Граждане, общественные организации привлекаются к участию в общественном обсуждении на добровольной основе, то есть органы государственной власти посредством размещения информации о подготовке проекта нормативного правового акта, концепции общественно значимого решения на сайте в сети Интернет, иных информационных ресурсах уведомляют  их о проведении общественного обсуждения.

Участие граждан и общественных объединений в реализации института общественного обсуждения допустимо признать «вспомогательным» и «служебным», то есть они выступают статистами в реализации данного института. Подобное положение обусловлено отсутствием фактически равноправия участия органов государственной власти и гражданского общества в лице общественных объединений, граждан в реализации конституционного института общественного обсуждения. В настоящее время общественные организации и граждане не являются инициаторами реализации конституционного института общественного обсуждения на федеральном уровне. В единственном законодательном акте федерального уровня, закрепляющем в обобщенном виде порядок реализации конституционного института общественного обсуждения, — Федеральном законе от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» в статье 24 имеет только указание на обязательное участие в общественном обсуждении граждан и общественных организаций. Общественное обсуждение профессиональных стандартов, проектов нормативных правовых актов в настоящее время осуществляется исключительно по инициативе федеральных органов государственной власти. Полагаем, что проблема отсутствия полноценного участия граждан и общественных объединений в реализации института общественного обсуждения вытекает из проблемы отсутствия специального федерального закона, закрепляющего подобный институт прямой демократии. Допустимо предположить, что первоначальное участие в реализации того или иного института прямой демократии в целом определяется наличием прав того или иного субъекта на принятие решения,  по предмету конкретного института подобной демократии. Это правило применимо в большей части к императивным институтам непосредственной демократии. Так по итогам выборов и референдума народ принимает решение. Однако подобное положение не относится к консультативным институтам демократии. Как правило, инициатива их реализации прямое следствие наличия прав того или иного субъекта на принятие решения по вопросу проведения данного института. Это правило в полной мере срабатывает в отношении конституционно-правового института общественного обсуждения. Участие народа, населения субъекта Российской Федерации либо муниципального образования в реализации всех институтов демократии основывается на части 1 статьи 3 Конституции Российской Федерации, согласно которой носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Поэтому право граждан России на обсуждение того или иного вопроса, являющегося предметом института общественного обсуждения, вытекает из Конституции Российской Федерации. Полагаем, что в настоящее время нецелесообразно внесение изменений и дополнений в действующие подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и порядок проведения института общественного обсуждения. Эти акты имеют целевое назначение и направлены на закрепление прав и обязанностей федеральных органов государственной власти по проведению исследуемого института прямой демократии. К примеру, Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 № 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения» всецело регламентирует деятельность высшего органа исполнительной власти по организации института общественного обсуждения.  Допустимо внести дополнения в статью 24 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» в части регламентации права общественных объединений на выдвижение инициативы проведения общественного обсуждения общественно значимого проекта решения органов государственной власти, органов местного самоуправления либо проекта нормативного правового акта. Однако порядок реализации данного института необходимо закрепить в специальном федеральном законе. Таким образом, в настоящее время требуется расширение числа участников конституционного института общественного обсуждения – инициаторов его выдвижения, посредством включения в их состав граждан и общественных объединений.

На региональном уровне правовая регламентация субъектного состава института общественного обсуждения качественно отличается от федерального уровня, что обусловлено наличием в ряде субъектов Российской Федерации специальных нормативных правовых актов, закрепляющих исследуемый институт прямой демократии.

Согласно статье 5 Закона Республики Башкортостан от 04.12.2012 г. № 605-з «Об общественном обсуждении проектов законов Республики Башкортостан» участниками общественного обсуждения проектов законов Республики Башкортостан являются: граждане, проживающие в Республике Башкортостан; региональные (республиканские) общественные объединения. К числу участников общественного обсуждения так же относятся органы государственной власти Республики Башкортостан: Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан, Президиум которого принимает решение о вынесение законопроекта на общественное обсуждение; Правительство Республики Башкортостан и Президент Республики Башкортостан, последний принимает решение о вынесении законопроекта на всенародное обсуждение, разработанного по его инициативе либо Правительства Республики Башкортостан (статья 6 Закона Республики Башкортостан от 04.12.2012 г. № 605-з «Об общественном обсуждении проектов законов Республики Башкортостан»). Подобный порядок участия органов государственной власти в реализации института общественного обсуждения установлен в статьях 1, 2 Закона Республики Коми от 24.06.2014 г. № 81-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с общественным обсуждением проектов нормативных правовых актов Республики Коми»; статьях 4, 5  Закона Калужской области от 26.04.2013 г. № 410-ОЗ «О народном обсуждении проектов нормативных правовых актов Калужской области и важных вопросов государственной и общественной жизни Калужской области» и ряде других нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Отметим, что исследование нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих организацию и проведение общественного обсуждения, позволяет утверждать об отсутствии обеспечения должного участия граждан и их объединений в реализации института общественного обсуждения в части закрепления их права на выдвижение инициативы проведения подобного института. Полагаем, что конституционно-правовая природа институтов прямой демократии не согласуется с исключением из числа инициаторов их выдвижения граждан. В этой связи целесообразно провести реформирование законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в части закрепления инициаторов проведения института общественного обсуждения – общественных объединений, граждан. Иная ситуация с закреплением участников  института общественного обсуждения – инициаторов выдвижения данного института на местном уровне. В большинстве нормативных правовых актов местного уровня закрепляется право объединений граждан на выдвижение инициативы проведения института общественного обсуждения. Основными участниками института общественного обсуждения на местном уровне являются: глава муниципального образования, представительный орган муниципального образования, администрация муниципального образования, объединения граждан (в основном общественные организации).

Исследуя состав участников общественного обсуждения на федеральном, региональном и местном уровне, целесообразно сформулировать определение «участник общественного обсуждения». Участниками общественного обсуждения являются граждане Российской Федерации; органы государственной  власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, профессиональные сообщества, имеющие право на выдвижение инициативы, организацию и проведение общественного обсуждения, а также на высказывание собственной независимой позиции (мнения) относительно предмета общественного обсуждения.

Уровнями конституционно-правового института общественного обсуждения являются: федеральный, региональный, местный. Распространение института общественного обсуждения фактически на все уровни государственной власти и его применение на местном уровне придает ему характеристику конституционного института, транслирующего власть народа «снизу доверху». Помимо института общественного обсуждения, подобной характеристикой обладают только два института прямой демократии – свободные выборы и референдум. Иных институтов прямой демократии, закрепленных на федеральном, региональном, местном уровнях в Российской Федерации, не имеется. По частоте применения, числу участников конституционно-правовой институт общественного обсуждения не имеет аналогов в российском конституционном праве.

Определение уровня института общественного обсуждения тесно связано с предметом, участниками подобного института. Между данными элементами института общественного обсуждения наличествует причинно-следственная связь. Полагаем, что предмет института общественного обсуждения определяет его уровень, в свою очередь, уровень данного института влияет на состав его участников. Только значение того или иного предмета института общественного обсуждения для граждан Российской Федерации определяет его отраслевое, региональное, местное либо всероссийское значение. Даже федеральный уровень института общественного обсуждения, инициирование проведения данного института Правительством Российской Федерации, иными федеральными органами  государственной власти не определяет его всероссийское значение.

По итогам исследования уровней и участков института общественного обсуждения допустимо сделать несколько выводов:

  1. Участники и уровни института общественного обсуждения позволяют сформировать целостное представление о степени распространения исследуемого института на общественные отношения. Институт общественного обсуждения имеет характер распространения на общественные отношения «сверху донизу», то есть от федерального до местного уровня; от Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации до администрации муниципального образования.
  2. Участники конституционно-правового института общественного обсуждения в Российской Федерации представлены: гражданами Российской Федерации; органами государственной власти; органами местного самоуправления; общественными объединениями; профессиональными сообществами.

Список использованных источников:

  1. Указ Президента РФ от 09.02.2011 № 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов»// Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. № 7. Ст. 939.
  2. Закон Республики Татарстан от 06.08.2003 г. № 26-РТ «О  народном обсуждении наиболее важных вопросов государственной жизни Республики Татарстан и местного значения» // Республика Татарстан. № 160. 09.08.2003.
  3. Закон Калининградской области от 17.05.2004 г. № 339 «Об общественном обсуждении проектов законов Калининградской области и вопросов, требующих законодательного решения» // Российская газета («Запад России»). № 199. 08.05.2004.
  4. Закон г. Москвы от 08.07.2009 г. № 25 «О правовых актах города Москвы»// Вестник Мэра и Правительства Москвы. № 41. 21.07.2009.
  5. Закон Приморского края от 22.12.2008 г. № 373-КЗ «О законодательной деятельности в Приморском крае» // Ведомости Законодательного Собрания Приморского края. № 98. 23.12.2008.
  6. Уставный закон Красноярского края от 26.09.2009 г. № 8-3076 «О народном обсуждении» // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. № 18 (314). 06.04.2009.
  7. Закон Архангельской области от 29.10.2012 г. № 562-34-03 «Об общественном обсуждении проектов нормативных правовых актов Архангельской области» // Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов пятого созыва. № 34. 2012.
  8. Закон Республики Башкортостан от 04.12.2012 г. № 605-з «Об общественном обсуждении проектов законов Республики Башкортостан»// Республика Башкортостан. № 234. 07.12.2012 г.
  9. Закон Вологодской области от 30.01.2013 г. № 2980-03 «Об общественном обсуждении проектов нормативных правовых актов Вологодской области» // Красный Север. № 18. 02.02.2013.
  10. Закон Санкт-Петербурга от 19.03.2013 г. № 83-26 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге»// Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. № 24. 04.07.2011.
  11. Закон Калужской области от 26.04.2013 г. № 410-ОЗ «О народном обсуждении проектов нормативных правовых актов Калужской области и важных вопросов государственной и общественной жизни Калужской области» // Вестник документов. № 16. 08.05.2013.
    Уровни и участники конституционно-правового института общественного обсуждения публичных вопросов в Российской Федерации
    в статье рассматриваются отдельные вопросы, связанные с реализацией конституционно-правового института общественного обсуждения вопросов государственного и общественного (местного) значения. В частности рассматриваются уровни и участники реализации данного института прямой демократии Российской Федерации.
    Written by: Иванов Иван Васильевич
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 03/01/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)
    Available in: Ebook