26 Мар

Уголовно-процессуальные функции и правовой статус прокурора в досудебном производстве




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Правовой статус прокурора как участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения имеет ряд специфических особенностей. К таким особенностям следует отнести то, что прокурор является единственным должностным лицом, который реализует свои полномочия на всех стадиях уголовного процесса, а его деятельность осуществляется в публичных интересах, направленных на защиту интересов государства, а также на охрану прав и свобод всех участников уголовного судопроизводства.

На досудебных стадиях уголовного судопроизводства правовой статус прокурора определяют уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации, нормы которого имеют приоритетное действие при регулировании правоотношений в сфере уголовного судопроизводства, и Закон о прокуратуре.

Так, в ч. 1 ст. 37 УПК РФ определено, что прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Рассматривая уголовное преследование как деятельность специально уполномоченных законом должностных лиц, заключающаяся в обязанности в каждом случае обнаружения признаков преступления принять в пределах своей компетенции меры к возбуждению уголовного дела, установлению и изобличению лица виновного в его совершении, направлению уголовного дела в суд для отправления правосудия, следует отметить, что в настоящее время деятельность прокурора по осуществлению уголовного преследования в досудебном производстве носит весьма специфичный характер. Об особенностях деятельности прокурора по осуществлению уголовного преследования в досудебном производстве указывается во многих современных исследованиях[1].

Реализация следующих процессуальных полномочий прокурора направлена на осуществление уголовного преследования в отношении конкретного лица: вынесение мотивированного постановления о направлении соответствующих материалов в орган дознания или в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ); дача дознавателю согласия на возбуждение уголовного дела о преступлении частного и частно-публичного обвинения при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если преступление совершено в отношении лица, которое в силу своего беспомощного или зависимого состояния либо по иным причинам сам не может защищать свои права и законные интересы (ч. 4 ст. 20 УПК РФ);  утверждение обвинительного заключения (обвинительного акта, обвинительного постановления) по уголовному делу (п. 14 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

Перечисленные в ч. 2 ст. 37 УПК РФ процессуальные полномочия прокурора не имеют исчерпывающего характера. Так, согласно ч. 5 ст. 21 УПК РФ прокурор уполномочен после возбуждения уголовного дела заключить с подозреваемым или обвиняемым досудебное соглашение о сотрудничестве, что побуждает последнего к активному сотрудничеству с органами предварительного расследования в целях изобличения других участников преступления и розыска имущества, добытого преступным путем.

Посредством реализации указанных полномочий, на наш взгляд, прокурор и осуществляет уголовное преследование в ходе досудебного производства по уголовному делу, т.е. процессуальную деятельность, целью которой является изобличение лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, применение в отношении этого лица мер пресечения и иных мер процессуального принуждения, проверка и оценка доказательств, подтверждающих виновность лица в совершении преступления, а также других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

Функция надзора, осуществляемая прокурором, является побудительной для реализации функции уголовного преследования следователем, дознавателем. Это происходит в случаях: 1) вынесения прокурором мотивированного постановления о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства; 2) предъявления требований органам дознания и следственным органам об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия; 3) отмены незаконных или необоснованных постановлений нижестоящего прокурора, а также незаконных или необоснованных постановлений дознавателя в порядке, установленном УПК РФ; 4) отмены незаконных решений органов предварительного следствия об отказе в возбуждении уголовного дела, прекращения уголовного дела и приостановлении предварительного следствия.

При утверждении прокурором обвинительного заключения (обвинительного акта, обвинительное постановление) реализация функции надзора за процессуальной деятельности органов дознания и органов предварительного следствия по конкретному уголовному делу оканчивается. Утвердив итоговое процессуальное решение и направив уголовное дело в суд, прокурор становится единственным должностным лицом, осуществляющим от имени государства уголовное преследование[2].

Анализ норм УПК РФ позволяет выделить функцию процессуального руководства дознанием посредством таких процессуальных полномочий как продление срока проверки сообщения о преступлении и сроков дознания, отстранение дознавателя от производства расследования и др.

Таким образом, следует согласиться с мнением ученых о том, что функция процессуального руководства дознанием производна от функции надзора, поскольку её реализация подчинена достижению единой цели – соблюдению законности в досудебном производстве по уголовным делам[3].

Список литературы:

  1. Буланова Н.В.,Ережипалиев Д.И. Деятельность прокурора по осуществлению уголовного преследования: Пособие. М., 2011. С. 27.
  2. Горюнов В.В., Макаров К.А. Прокурор как субъект уголовного преследования // Законность. 2013. № 4.
  3. Ережипалиев Д.И. Прокурор как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения в досудебных стадиях: дис. … канд. юрид. наук. М., 2013. С. 65.
  4. Ережипалиев Д.И. Правовые механизмы уголовного преследования, осуществляемого прокурором Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2010.№ 6-20. С. 53-58.
  5. Халиулин А.Г. Осуществление функции уголовного преследования прокуратурой России. Кемерово, 1997. С. 197.

[1] Горюнов В.В., Макаров К.А. Прокурор как субъект уголовного преследования // Законность. 2013. № 4; Ережипалиев Д.И. Правовые механизмы уголовного преследования, осуществляемого прокурором Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2010. № 6-20. С. 53-58, Буланова Н.В.Ережипалиев Д.И. Деятельность прокурора по осуществлению уголовного преследования: Пособие. М., 2011. и др.

[2] См.: Халиулин А.Г. Осуществление функции уголовного преследования прокуратурой России. Кемерово, 1997. С. 197.

[3] Ережипалиев Д.И. Прокурор как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения в досудебных стадиях: дис. … канд. юрид. наук. М., 2013. С. 59.

Уголовно-процессуальные функции и правовой статус прокурора в досудебном производстве
Аннотация: в статье рассматриваются уголовно-процессуальные функции и полномочия прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса, с учетом неоднократных изменений уголовно-процессуального законодательства, раскрываются механизмы и процессуальные формы их реализации.
Written by: Магомадов Магомед Резванович
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 12/26/2016
Edition: euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)
Available in: Ebook