29 Авг

РОЛЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ НА ТРАНСПОРТЕ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31.03.2010 № 403 создана комплексная система безопасности населения на транспорте, направленная на предотвращение чрезвычайных ситуаций и террористических актов на транспорте, а также обеспечение защиты населения. Для обеспечения законности в деятельности транспортного комплекса органами прокуратуры на постоянной основе осуществляется надзор за исполнением законов на транспорте. В соответствии с приказом Генпрокуратуры от 15.07.2011 № 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» при реализации надзорных полномочий транспортным прокурорам: считать приоритетными направлениями надзора на транспорте исполнение законов о транспортной безопасности, безопасности движения и эксплуатации транспорта, инженерных сооружений и технических средств, непосредственно обеспечивающих его безопасное функционирование, защите прав потребителей при пользовании транспортными услугами, охране их жизни, здоровья и имущества (п.5). В связи с распространенностью правонарушений, посягающих на безопасность движения, полетов и плавания, фактов разрушения, повреждения путей сообщения, блокирования транспортных коммуникаций территориальным и транспортным прокурорам приказано активизировать взаимодействие по их пресечению, предупреждению, устранению причин и условий, им способствующих (п.7).

Одним из направлений надзора, который осуществляют органы прокуратуры, является надзор за исполнением законов при предоставлении  государственных услуг в транспортной сфере.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 319 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» обозначены приоритеты и цели государственной политики в сфере транспортного комплекса, касающиеся формирования и распространения новых транспортных (перевозочных) и транспортно-логистических технологий, обеспечивающих повышение качества и доступности транспортных услуг, обеспечения комплексной безопасности и устойчивости функционирования транспортной системы, включая повышение транспортной безопасности, безопасности судоходных гидротехнических сооружений и безопасности дорожного движения, снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду на основе увеличения доли применения экономичных и экологичных автомобилей и воздушных судов в общем парке автомобилей и воздушных судов, переход в процессе эксплуатации автомобильного транспорта на мировые экологические стандарты Евро-5 и Евро-6 и перевод транспорта на новые виды топлива; переход в основном к перспективным наземным, бортовым и спутниковым средствам и системам связи, навигации, наблюдения и управления воздушным движением, дальнейшее повышение эффективности функционирования Аэронавигационной системы России в условиях прогнозируемого роста объема авиаперевозок в стране. Генеральная прокуратура РФ на указанных направлениях проверяет состояние законности в Федеральном агентстве воздушного транспорта (Росавиации), Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснадзоре), Министерстве транспорта РФ. С учетом складывающейся ситуации в гражданской авиации наблюдается рост выявляемых транспортными прокурорами нарушений закона в сфере безопасности на воздушном транспорте. За последние 5 лет их количество выросло с 4788 нарушений в 2008 г. до 7679 в 2012 г. и 7211 в 2013 г., количество принесенных протестов увеличилось в 2,5 раза с 58 до 147, направленных в суд исковых заявлений — со 128 до 400. По актам прокурорского реагирования к дисциплинарной и административной ответственности в 2008 г. привлечено 759 лиц, в 2013 г. — 1122. Результаты надзорной деятельности подтверждают, что в авиатранспортной отрасли некоторые авиационные предприятия и частные владельцы воздушных судов не соблюдают требования по обеспечению безопасности полетов, есть недостатки при подготовке авиационного персонала, отмечается бесконтрольность использования воздушного пространства воздушными судами авиации общего назначения и несоответствие российского воздушного законодательства международным стандартам. В ходе проверок, проведенных в 2013 — 2014 гг. после произошедшей в г. Казани катастрофы, комиссия Генеральной прокуратуры РФ и по ее поручению транспортные прокуроры выявили многочисленные нарушения закона в деятельности авиационных предприятий, аэропортов, организаций, осуществляющих техническое обслуживание авиационной техники, авиационных учебных центров, образовательных учреждений гражданской авиации[1].

Транспортные прокуроры по итогам проведенных проверок в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» принимают соответствующие меры реагирования, направленные на устранение выявленных нарушений закона и привлечение к ответственности виновных лиц. Выбор той или иной меры реагирования, зависит от вида правонарушения, его общественной опасности, распространенности. За нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг предусмотрена административная ответственность, установленная ст.5.63 КоАП РФ. Полномочия возбуждать дела об административных правонарушениях по данной статье КоАП РФ отнесены к исключительной компетенции прокурора. Результаты прокурорской практики Генпрокуратуры России по вопросу соблюдения законодательства в сфере оказания медицинских услуг в аэропортах и на железнодорожных вокзалах свидетельствовали о многочисленных нарушениях в данной сфере.  В целях их устранения внесено около 200 представлений, в суды направлено 44 исковые заявления, возбуждено 78 дел об административных правонарушениях[2]. Владимирская транспортная прокуратура приняла меры к обеспечению качественного предоставления услуг по перевозке пассажиров в поездах пригородного сообщения. По результатам проверки прокурором в целях восстановления прав пассажиров на качественное предоставление услуг железнодорожного транспорта внесено 2 представления, направлено в суд исковое заявление, возбуждено 5 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 6 ст. 11.1 (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях общего пользования), ст.11.16 (нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном транспорте), ст. 6.3 (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения) КоАП РФ[3]. Читинской транспортной прокуратурой при разрешении обращения жителей пгт. Яблоновое Читинского района выявлены грубые нарушения со стороны ОАО «РЖД» законодательства о правах потребителей при предоставлении транспортных услуг. В связи с этим, Читинским транспортным прокурором в суд направлено исковое заявление о понуждении ОАО «РЖД» устранить нарушения закона о правах потребителей пос. Яблоновое[4]. По результатам проведенной Астраханской транспортной прокуратурой проверки возбуждено уголовное дело по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан. Астраханской транспортной прокуратурой с привлечением специалистов контролирующих органов на водном транспорте установлено, что на территории Камызякского района Астраханской области в селе Полдневое индивидуальным предпринимателем Владимиром Неделькиным  организована работа паромной переправы через реку Бирюль транспортных средств и граждан. При эксплуатации паромной переправы предпринимателем использовались суда внутреннего водного плавания, не отвечающие требованиям действующего законодательства, что создавало угрозу  безопасности граждан на водных объектах. При этом к управлению буксиром  было допущено лицо, не имеющее права управления судами внутреннего плавания. Поскольку индивидуальные предприниматель Неделькин в коммерческих целях использовал водный объект, являющийся федеральной собственностью, без заключения договора водопользования, по постановлению прокурора Камызякским районным судом Астраханской области предприниматель привлечен к административной ответственности в виде штрафа. Кроме того, по результатам прокурорской проверки Астраханским СО ЮСУТ СК РФ  в отношении индивидуального предпринимателя Неделькина возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей) [5].

Практика показывает, что чаще всего причиной аварий и катастроф становится безответственность и некомпетентность, необоснованное принятие самостоятельных решений в отступление от установленных правил. Таким образом, задачей прокуроров является своевременное выявление и пресечение нарушений законов о безопасности на транспорте при   предоставлении государственных услуг.

Список  литературы.

1.Городков Ю.А. Надзор за исполнением законов о безопасности воздушного  транспорта. «Законность», 2014, № 12.

2.Материалы официального сайта Генеральной прокуратуры  России. режим  доступа:  http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-440958/.

3.http://ptproc.ru/ru/38/news/?nid=1521&a=entry.show.

4.http://www.vstproc.ru/news/2014/06/03/4271/.

5.http://www.utprok.ru/ne_5114425.

РОЛЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ НА ТРАНСПОРТЕ
Роль прокурорского надзора за исполнением законов при предоставлении государственных услуг на транспорте. Статья посвящена вопросам прокурорского надзора при предоставлении государственных услуг на транспорте, проблемам качества услуг транспортного комплекса для населения, правонарушениям, ответственности за нарушения закона.
Written by: Рубцова Майя Викторовна
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 02/18/2017
Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)
Available in: Ebook