30 Дек

РОЛЬ КОНСТИТУЦИОННЫХ СУДОВ РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПОРЯДКА ОКАЗАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ)




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:

В Российской Федерации законодательно понятие «административный регламент» впервые было определено в п. 4 ст.2  Федерального закона № 210-ФЗ от 2 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которому административный регламент – нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. Как видно из приведенного выше определения регулятором порядка предоставления муниципальных услуг являются административные регламенты органов местного самоуправления.

Кроме того, источниками регулирования данного института являются также: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные акты, законы субъектов России и муниципальные правовые акты. Конституцию Российской Федерации можно отнести к первоисточникам данного правового института. При этом в федеративном государстве в каждом субъекте действует своя конституция, устав (другой нормативный правовой акт) и, как правило, имеется конституционный (уставной) суд, одним из полномочий которого является проверка нормативных правовых актов государственных органов субъекта, органов местного самоуправления на соответствие конституции (уставу).

Согласно ч.2 ст. 3 Закона Республики Марий Эл от 11 марта 1997 г. № 14-З «О Конституционном суде Республики Марий Эл» Конституционный суд Республики Марий Эл по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность законов Республики Марий Эл и иных нормативных правовых актов Республики Марий Эл, а также их отдельных положений, принятых по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Республики Марий Эл, или по вопросам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Республики Марий Эл, муниципальных нормативных правовых актов и их отдельных положений, принятых по вопросам, относящимся к ведению органов местного самоуправления, примененных или подлежащих применению в конкретном деле, если нет в производстве Конституционного Суда Российской Федерации дела по аналогичному вопросу или принятого им решения.

Административные регламенты, несомненно, входят в систему муниципальных правовых актов, поэтому Конституционный суд Республики Марий Эл может проверить на соответствие конституции субъекта, в том числе и административные регламенты органов местного самоуправления.

В практике Конституционного суда РМЭ было лишь одно такое дело. Предметом рассмотрения был административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка детей на учет для зачисления в муниципальные образовательные учреждения города Йошкар-Олы, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» в редакции, утвержденной постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 января 2014 года № 87.

Заявитель оспаривала положение регламента, которое устанавливало перечень документов,  необходимых для предоставления муниципальной услуги, в который, в числе прочих, включены документы, подтверждающие наличие у заявителя, обратившегося за муниципальной услугой, регистрации по месту жительства на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» или документов, подтверждающих наличие временной (не менее года) регистрации заявителя по месту пребывания в городском округе. Отсутствие одного или нескольких документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, являлось основание для отказа в приеме документов.

Обратившаяся в Конституционный Суд Республики Марий Эл заявительница представила доказательства того, что 20 февраля 2014 года управлением образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» было отказано в предоставлении места в детском дошкольном учреждении для ее несовершеннолетнего ребенка вследствие непредставления заявительницей документов, подтверждающих постоянную или временную (не менее года) регистрацию на территории городского округа «Город Йошкар-Ола».

Итогом рассмотрения указанного обращения стало принятие Постановления Конституционного суда Республики Марий Эл от 15 мая 2014 года, которым положения пункта 2.6.1 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка детей на учет для зачисления в муниципальные образовательные учреждения города Йошкар-Олы, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» в редакции, утвержденной постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 января 2014 года № 87 были признаны не соответствующим Конституции Республики Марий Эл, ее статьям 7 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 27, 43 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) в той мере, в какой оно увязывает зачисление детей в дошкольное муниципальное образовательное учреждение городского округа «Город Йошкар-Ола» с предоставлением документа, подтверждающего постоянную или временную регистрацию на территории муниципального образования.

При этом,  Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» надлежало внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, исходя из требований Конституции Республики Марий Эл и с учетом основанных на них правовых позиций Конституционного суда Республики Марий Эл.

Указанный регламент был изменен администрацией города еще до принятия соответствующего судебного решения. 28 апреля 2014 г., рассматриваемое положение было сформулировано в следующей редакции: «-оригинал и копию документа, подтверждающего проживание ребенка на территории городского округа «Город Йошкар-Ола».

Данное дело подтверждает авторитетность Конституционного суда РМЭ среди органов местного самоуправления, а также гибкость администрации города в разрешении правовых проблем.

В целом, такой случай свидетельствует о значительной роли и авторитетности Конституционного суда республики в формировании и изменении правовых норм, посвященных регулированию муниципальных услуг.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.
  2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06 октября 2013 г. № 131-ФЗ: Принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 сентября 2003 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 24 сентября 2003 года //Рос.газ. – 2002. — № 202.
  3. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ: Принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 7 июля 2010 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 14 июля 2010 года // Рос.газ. – 2010. – 30 июля. — № 139.
  4. Конституция Республики Марий Эл: принята Конституционным Собранием Республики Марий Эл 24 июня 1995 г. // Собрание законодательства Республики Марий Эл. – 1997. — № 11.
  5. О Конституционном суде Республики Марий Эл: закон Республики Марий Эл от 11 марта 1997 г. № 14-З: Принят Государственным Собранием Республики Марий Эл 27 февраля 1997 года // СЗ РМЭ. – 1997. — № 4.
  6. Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка детей на учет для зачисления в муниципальные образовательные учреждения города Йошкар-Олы, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)»: Утвержден постановлением  администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22.01.2014 2014 г. № 87 [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.i-ola.ru/gosserv/reglament/obrazov/index.php (дата обновления 10.12.14).
  7. Постановление Конституционного суда Республики Марий Эл по делу о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл пункта 2.6.1 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка детей на учет для зачисления в муниципальные образовательные учреждения города Йошкар-Олы, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» в связи с жалобой гражданки Л.В.Редкиной от 15 мая 2014 г. [электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.ksrme.ru/?page_id=1233 (дата обновления 10.12.14).
    РОЛЬ КОНСТИТУЦИОННЫХ СУДОВ РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПОРЯДКА ОКАЗАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ)
    Written by: Шабадарова Ольга Валерьевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/25/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook