25 Июл

РЕФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Закон «О милиции» [Закон «О милиции» 1991] в современных условиях уже по многим позициям не отражал потребностей современного общества. Как отмечал бывший Президент России Д. А. Медведев, «органы правопорядка в нашей стране стали именоваться милицией со времен Октябрьской революции. Тем самым подчеркивался их народный или рабоче-крестьянский характер, имея в виду, что, по сути, это дружинники в погонах. Нам нужны профессиональные люди, нам нужны сотрудники, которые работают эффективно, честно, слаженно. Поэтому пришла пора вернуть полиции ее прежнее название» [Медведев Д.А. 2010 г.].

Кроме того, милиция существенно отличалась от той, что была создана еще в советский период. В большей степени она выполняла функции полиции, однако оставалась перегруженной целым рядом задач, не свойственных современным системам органов полиции зарубежных государств. Возникла потребность в создании эффективного органа государственной власти, осуществляющего в условиях современных реалий именно полицейские функции, что и обусловливает необходимость разработки и принятия нового нормативного акта, регламентирующего его деятельность,- Федерального закона «О полиции».

Наряду с правовыми проблемами приобретают актуальность и проблемы выбора подходящих организационных форм и методов управления кадровым обеспечением ОВД. Необходимость заключается в том, что при выборе структуры и принципов функционирования кадрового обеспечения, существует объективная необходимость перехода к их научно-обоснованному проектированию, прогнозированию и планированию, что подчеркивает неотложность использования научного анализа процессов происходящих в деятельности ОВД.

Особое значение в реализации кадровой политики приобретают вопросы, связанные с совершенствованием профессиональной подготовки сотрудников полиции в системе образовательных учреждений МВД России. Существует реальная проблема дефицита образовательных учреждений высоко уровня подготовки бедующих специалистов ОВД и переподготовки имеющихся.

К наступлению второго десятилетия XXI в. самой предпочтительной формой решения создавшихся проблем стало не внесение очередных поправок в действующий Закон «О милиции» и не изложение его в свежей редакции, а разработка и издание нового федерального закона.

В рамках действия Указа Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 г. №208 «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации» [Указ Президента РФ 2010], началась модернизация системы российской милиции. На 01.01.2010 года штатная численность аттестованного состава органов и подразделений внутренних дел Пермского края составляла 20255 единицы. В резерв штатной численности за 2010 — 2011 годы переведено 22,6 % или 4588 сотрудников органов и подразделений внутренних Пермского края. После сокращения общая штатная численность аттестованного состава составляет 15667 единиц.

Сведения о количестве сокращенных сотрудников в Пермском крае в ед. и % соотношении с Министерством внутренних дел в период начала реформы.

  Сокращено ед. в Пермском крае Пермский край

%

МВД

%

Вневедоственная охрана 393 18,9 22,3
ППСП 632 32,8 24,6
УУП 681 35,2 19,4
УР 235 16 19,3
СО 242 19,4 16,2
Кадровые подразделения 102 22 17,5
Дознание 4 1 11
ДЧ 72 8,9 12,1
ЭКЦ 0 0 10,5
Конвой 125 16 28,4
ПДН 89 17,5 28,9
ДПС 751 32,3 25,8

Создание полиции объективно вызвано назревшей необходимостью проведения широкомасштабной реформы органов внутренних дел Российской Федерации, предполагающей в том числе интеграцию России в мировое полицейское сообщество, и, как представляется, положительно скажется на деятельности всей системы правоохранительных органов России.

Исследование организации деятельности органов полиции Пермского края и приоритетных направлении ее деятельности показало, что, как и в дореформенный период времени, основным показателем работы органов полиции на современном этапе является деятельность, связанная с противодействием преступности. В рамках изучения данного вопроса нами были исследованы статистические показатели с 2006 по 2012 гг. включительно, демонстрирующие количественные и качественные показатели уровня, интенсивности и раскрываемости преступности. Учитывая, что численность населения Пермского края в исследуемый период времени постоянно изменялась (2006 – 2 748 233; 2007 – 2 730 892; 2008 – 2 718 227; 2009 – 2 708 419; 2010 – 2 635 276; 2011 – 2 633 550; 2012 – 2 631 073), то в основу расчетов была положена постоянная величина – 100 000 населения. Интенсивность преступности, вычисляемая по формуле: КП = П (абсолютное число преступлений) х (умножить) на 100 000 населения / (разделить) на количество населения в исследуемый период составила: 2006 – 4 926 преступлений, 2007 – 4 292, 2008 – 3 592, 2009 – 3 258, 2010 – 2 787, 2011 – 2 217, 2012 – 2 442. При этом уровень раскрываемости зарегистрированных преступлений за исследуемый период выглядит следующим образом: 2006 – «- 11,5», 2007 – «-11,1», 2008 – «- 3,6», 2009 – «- 10,6», 2010 – «- 14,4», 2011 – «+2,5». Таким образом, относительно постоянной величины «количество населения» мы наблюдаем ситуацию снижения общего количества зарегистрированных преступлений при относительном росте до 2011 года уровня снижения раскрытия преступлений. Вместе с тем, в 2011 году в период «активной» стадии реформирования полиции при непосредственном изменении ее структурного и организационного функционала мы наблюдаем абсолютно противоположную ситуацию, в которой раскрываемость преступлений резко возросла. Безусловно, полученные количественные результаты являются составной частью исследования общей эффективности, как реформы, так и деятельности органов полиции. Кроме того, если обратить внимание на количество действующих сотрудников полиции на 100 000 населения, то обнаружим следующее: до 2010 – 748 сотрудников, 2011-2012 – 595 сотрудников при среднем российском показателе в 976 сотрудников на 100 000 населения. Таким образом, можно предварительно констатировать наличие положительных результатов реформы полиции, при активной оптимизации штатной численности подразделений полиции. При этом заметим, что общий вывод необходимо делать лишь при исследовании всей совокупности показателей, что является предметом отдельного исследования. Так в основу общего исследования вопросов эффективности деятельности полиции кроме вопросов раскрытия, расследования при изменений штатной численности сотрудников полиции необходимо включать исследование количественных и качественных показателей по основным направлениям деятельности полиции (предупреждение, профилактика, правовое просвещение населения и др.), компетенции и роли «второстепенных» служб и подразделений, изменение финансирования полиции, а также иные формы деятельности полиции применительно к их специализации.

Подводя итоги, остановимся на основных результатах изучения обозначенной темы, выводах по изменению редакции правовых норм, касающихся административно-правового статуса сотрудника полиции.

  1. Происходящие в настоящее время изменения в системе МВД являются попыткой адаптации (приспособления) ее к новым общественным потребностям в правоохранительной сфере. Однако ни у властных структур, ни в обществе, ни в научном сообществе нет обоснованного понимания оптимального варианта и даже направления (общей концепции) построения и функционирования правоохранительной и полицейской (как ее части) систем. По каждому значимому вопросу существуют различные, в том числе противоположные, позиции. В таких обстоятельствах целесообразен вариант постепенного (поэтапного) реформирования ОВД, когда изменения внедряются отдельными крупными блоками, а дальнейшие шаги по реформированию, которое должно быть системным и поступательным (целенаправленным), следует предпринимать с учетом практики реализации предыдущих изменений.
  2. Институциональные преобразования должны заключаться, прежде всего, в объединении федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения внутренней безопасности, включении их в качестве подведомственных федеральных служб в МВД. Полицию также следует организационно институционализировать в качестве обособленной федеральной службы, подведомственной МВД.
  3. Идеология преобразований должна заключаться в обеспечении функционирования правоохранительной системы в соответствии с принципами контроля и ответственности, когда неправомерные и неэффективные действия и решения в обязательном порядке должны влечь за собой отстранение от должности соответствующих должностных лиц. Без распространения (хотя бы и постепенного) такого порядка ответственности за свои действия и решения на иные властные структуры и общество в целом правоохранительная функция государства, включая ее полицейскую составляющую, не сможет осуществляться эффективно.
  4. Успех реформирования государственной службы в полиции в значительной степени зависит от развития ее кадрового обеспечения. Кадры, особенно стоящие во главе государственных органов, являются реальными носителями власти, ее авторитета. Только стабильный, постоянный штат сотрудников полиции в состоянии обеспечить компетентное квалифицированное выполнение задач и функции государства и его органов.
  5. Стабильность с точки зрения законодателя проявляется в поддержании управления службы в полиции на уровне, позволяющем ей качественно осуществлять функции государства. Стабильность – это постоянство государственно-служебных отношений. Она обеспечивается мерами систематического поддержания высокого уровня управления, учебой, проведением занятий, переподготовки и повышения квалификации сотрудников полиции и т.п. Стабильность – это новый принцип полиции в целом, который должен стать гарантией для сотрудника от незаконного увольнения со службы. Поэтому считаем, что некоторые дополнительные основания увольнения сотрудника со службы должны быть пересмотрены. Принципы службы в полиции являются, по сути, основой правового статуса служащих, обеспечивая их правовую поддержку и защиту и, в то же время, сохраняя свое приоритетное значение для самой государственной службы в полиции. Кроме того, принципы службы в полиции создают возможность правовой защиты граждан от неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих их права. Для предотвращения злоупотреблений со стороны должностных лиц и административного произвола, нарушения прав и интересов гражданина целесообразно создать систему социально-правового контроля над полицией.
  6. В связи с тем, что полиция является одним из многогранных и исключительно ответственных видов профессиональной деятельности, представляется целесообразным уточнить теоретические и практические подходы к современному пониманию профессии сотрудника полиции. Необходимо отметить, что то понятие, которое закреплено в ст.1 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел», представляется не совсем удачным, не являющимся взаимосвязанным с другими понятиями о видах государственной службы и, прежде всего, с определением правоохранительной службы. В этой дефиниции даже не подчеркивается, что это именно государственная служба. Считаем возможным изложить данную статью в новой редакции с учетом проведенного анализа. Служба в полиции Российской Федерации — это разновидность государственной правоохранительной службы Российской Федерации, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях полиции в органах внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

При конструировании системы МВД, как нам представляется, следует исходить из следующих предпосылок (принципов):

  1. Адекватность. Проводимые реформы должны быть адекватны состоянию общества и государства и рассчитаны на реальные изменения (реализуемость планов с учетом ожидаемых результатов), оцениваться исходя из их соответствия социальным, государственным и политическим приоритетам в реформируемой сфере.

Отсутствие четкого понимания адекватности (целесообразности, обоснованности и оптимальности) планируемых изменений должно вести к отказу от их осуществления.

  1. Минимизация. Отсутствие убедительных обоснований эффективности (пользы) существования каких либо характеристик (свойств, качеств, функций, элементов) государственного механизма должно вести к их упразднению (недопущению установления).

Эффективность реформирования (изменения формы и содержания) исследуемого объекта следует оценивать с точки зрения соответствия полученному (планируемому) результату затрачиваемых для достижения целей ресурсов.

  1. Комплексность. Любое изменение исследуемого объекта должно оцениваться с точки зрения соответствия общей логике функционирования всей системы (встроенности объекта в общую систему, его взаимодействия с другими объектами и их элементами, их взаимозависимости; правильности выбора вариантов централизации и специализации в его деятельности).

При реформировании МВД следует учитывать практику функционирования правоохранительных систем других государств.

  1. Сбалансированность. Реформирование должно учитывать ограниченность людских, материальных и финансовых ресурсов. В противном случае неэффективность функционирования МВД, связанная с невозможностью адекватного содержания и обеспечения такого количества работников непроизводительной сферы (с учетом наличия других правоохранительных и военизированных структур), рано или поздно приведет к деградации экономики, общества и государства.
  2. Многовариантность. Существует множество значимых подходов к построению системы МВД, сторонники каждого из них имеют свое понимание целей, задач, мероприятий и результатов реформирования. Выбор конкретного варианта зависит от объема имеющейся информации и целевых (программных) установок субъектов реформирования.
  3. Согласованность. В целях недопущения в обществе «войны реформ» положения официального варианта реформы должны быть максимально согласованы с заинтересованными участниками данного процесса (доведена логика построения МВД, изложены аргументы приоритета избранного варианта и отказа от альтернативных предложений, обсуждена обоснованность такого решения). Реформирование службы в полиции не должно идти в разрез с общей реформы всей системы государственной службы.

Данное исследование во всей своей полноте основывается на комплексном подходе. Однако представляется, что предлагаемый труд открывает возможности для дальнейших поисков решений, связанных с совершенствованием законотворческой и правоприменительной деятельности, направленных на реформирование органов внутренних дел Российской Федерации.

Библиографический список

Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 (ред. 27.07.2010) «О милиции». − «Ведомости СНД и ВС РСФСР», № 16. − 18.04.1991. − ст. 503. − документ утратил силу с 1 марта 2011 года.

Медведев Д. А. Вступительное слово на совещании по проекту нового закона о милиции 06 августа 2010 г. [электронный ресурс]. URL: http://президент.рф/transcripts/8588 (дата обращения 14.02.2013).

Указ Президента РФ от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». − «Российская газета». − № 50. − 12.03.2004

Указ Президента РФ от 24.12.2009 г. №1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». − «Российская газета». − № 251. − 28.12.2009

Указ Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 г. №208 «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации». − «Российская газета». − № 36. − 19.02.2010

Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993). − «Российская газета». − № 7. − 21.01.2009.

Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 г. «Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации». − «Российская газета». − № 214. − 13.11.2009.

РЕФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Written by: Шмыков Д. В., Волков В. С.
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 03/01/2017
Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)
Available in: Ebook