22 Сен

Прокурор: правозащитник или государственный обвинитель (о закреплении особого процессуального статуса прокурора в уголовном судопроизводстве).




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

С 1 июля 2002 года введен в действие «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (Федеральный закон от 18.12.2001 г. №174-ФЗ).

Изначально УПК РФ определил место прокурора в качестве одного из участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Причем, это следует из главы 6 УПК РФ, которая начинается со «статьи 37. Прокурор», последний является основным участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

На наш взгляд такая конструкция весьма ограничивает роль и статус прокурора, не согласуется с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», наделяющим каждого прокурора в отдельности и прокуратуру в целом функциями, которые характеризуются в своей совокупности как защита закона, защита права.

Так, в силу пункта 1 статьи Закона о прокуратуре, прокуратура Российской Федерации, представляя собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно п.3 той же нормы прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Полагаем, что при таких обстоятельствах вполне уместно утверждать о правозащитной функции прокуратуры, как основном ее предназначении.

Вывод об особых процессуальных полномочия и статусе прокурора в уголовном судопроизводства  подтверждается не только сопоставлением статьи 37 УПК РФ с содержанием полномочий прокурора, изложенных в статьях 26-28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», но и динамикой содержания статьи 37 от ее первоначальной редакции до редакции, действующей ныне.

Так, в первоначальной редакции статьи 37 УПК РФ указывалось: «Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч.1).

В силу части 2 той же нормы в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор был уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном настоящим Кодексом, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;

3) участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия;

4) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела в соответствии со статьей 146 настоящего Кодекса;

5) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

6) разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;

7) отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований настоящего Кодекса при производстве предварительного расследования;

8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя другому с обязательным указанием оснований такой передачи;

9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подследственности, предусмотренных статьей 151 настоящего Кодекса, с обязательным указанием оснований такой передачи;

10) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;

11) поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно — розыскных мероприятий;

12) продлевать срок предварительного расследования;

13) утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

16) приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу; 17) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом» (ч.2).

Сразу же отметим, что в последующем основные изменения внесены именно в приведенные выше установления части 2 статьи 37 УПК РФ. Положения, содержащиеся в частях 1, 4-6 статьи 37 УПК РФ практически не претерпели изменений, за исключением изменения нумерации частей 4-6, содержание которых в действующей редакции УПК РФ изложено, соответственно, в частях 3-5.

В части 3 статьи 37 УПК РФ в ее первоначальной редакции устанавливалось: «Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю, данные в порядке, установленном настоящим Кодексом, являются обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 38 настоящего Кодекса».

В соответствии с частью 4 той же нормы в ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

Частью 5 устанавливалось, что прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены УПК РФ, отказаться от осуществления уголовного преследования. В части 6 разъяснялось, что полномочия прокурора, предусмотренные статьей 37 УПК РФ, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

Федеральным законом №87-ФЗ от 5.6.2007 г. «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» статья 37 УПК РФ изложена в новой редакции.

При этом часть 1 статьи 37 оставлена без изменения, изменена нумерация части 4, которая в действующей редакции УПК РФ изложена в части 3. Часть 5 составляет содержание части 4, которая дополнена также  указанием на обязательность указания прокурором мотивов своего решения об отказе от уголовного преследования.  В части 5 действующей редакции воспроизведено содержание части 6 статьи 37 УПК в ее первоначальной редакции.

Основные изменения претерпели полномочия прокурора на стадии досудебного производства по уголовному делу, регламентированные частью 2 статьи 37 УПК РФ.

Здесь пункт 1 части 2 статьи 37 также был оставлен без изменения. Бесспорно, главным в свете создания Следственного комитета (первоначально при прокуратуре РФ), стало лишение прокурора права возбуждать уголовное дело. Вместо этого, в новой редакции пункта 2 части 2 статьи 37 УПК РФ установлено полномочие прокурора «выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства».

Соответственно, в иной редакции были изложены и другие пункты части 2 статьи 37 УПК РФ, устанавливающие право прокурора:

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;

7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса;

9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;

11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

12) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;

16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом.

Кроме того, статья 37 была дополнена частью 6 следующего содержания: «В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа.

В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти).

В случае несогласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным».

Следует также отметить тот факт, что Федеральным законом №226-ФЗ от 2.12.2008 г. «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» статья 37 дополнена частью 2.1, согласно которой «по мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела».

В действующей редакции части 2 статьи 37 УПК РФ закреплено право (полномочия) прокурора в ходе досудебного разбирательства по уголовному делу: «1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

5.1) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом;

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

5.2) рассматривать ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, выносить постановление об удовлетворении такого ходатайства либо об отказе в его удовлетворении, заключать досудебное соглашение о сотрудничестве, выносить постановление об изменении или о прекращении действия такого соглашения в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также выносить представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;

(п. 5.2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 322-ФЗ)

6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 440-ФЗ)

7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса;

8.1) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом;

(п. 8.1 введен Федеральным законом от 05.06.2012 N 53-ФЗ)

9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;

11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

(п. 12 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

(п. 14 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ)

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;

(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ)

16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом.»

Очевидно, что содержание статьи 37 УПК РФ во всех ее редакциях, в том числе, и прежде всего, в действующей ныне редакции, выходит далеко за рамки рассмотрения прокурора в качестве ведущего участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

Очевидно, что прокуратура – это не суд с точки зрения функций и места этих органов в системе государственной власти. Данный факт принят во внимание законодателем при принятии Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации №2-ФКЗ от 5 февраля 2014 года «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».

Последним наименование главы 7 Конституции «Судебная власть» изложено в новой редакции «Судебная власть и прокуратура». Входящая в эту главу статья 129 Конституции Российской Федерации в части отсылки к федеральному закону при определении полномочий, организации и порядка деятельности прокуратуры Российской Федерации, изменений не претерпела.

Следует отметить также, что принятию данного Закона предшествовала определенная полемика в юридической литературе, в ходе которой отдельными авторами высказывались обоснованные суждения о необоснованности причисления прокуратуры Российской Федерации, в силу специфики возложенных на нее функций, к судебной власти.

 Именно по этой причине, в силу специфики прокурорского надзора, считаем необоснованным рассмотрение прокурора исключительно в том качестве, в каковом он обозначен в главе 6 УПК РФ.

Само содержание статьи 37 УПК РФ, а тем более установления Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», не ограничивающиеся указанием (статья 1) на уголовное преследование в качестве одного из направлений деятельности прокуратуры, позволяют утверждать, что прокурор, не будучи судьей, вместе с тем, имеет отличное от органов предварительного следствия процессуальное положение, не позволяющее рассматривать его исключительно в роли представителя обвинения, пусть даже и с возможностью, крайне опосредованной, отказаться от осуществления уголовного преследования.

С учетом отмеченного выше, полагаем законным и обоснованным включение положений о прокуроре в главу 5 УПК РФ, название которой необходимо изложить в новой редакции «Суд. Прокурор», либо дополнить раздел 2 УПК РФ новой главой 5-1 «Прокурор», закрепив тем самым де-юре и де-факто имеющийся особый процессуальный статус прокурора, не представляющего ни одну из сторон уголовного процесса, а лишь Российскую Федерацию и закон.

В этом свете возникает также вопрос о правомерности возложения на прокурора полномочий по осуществлению отдельных фрагментов уголовного преследования, которые, очевидно, должны быть также переданы  органам предварительного следствия, как и изъятые у прокуратуры полномочия по возбуждению уголовных дел и их расследованию.

Правозащитная роль прокуратуры закреплена не только Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», но и Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (статья 45), Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (статья 52), Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (статья 39). УПК РФ не может устанавливать ограничения особого процессуального статуса прокурора для уголовного судопроизводства.

Прокуратура во всех случаях представляет Российскую Федерацию, надзирает за исполнением законов Российской Федерации. Соответственно, задачи прокурора в уголовном судопроизводстве  не следует сводить к обеспечению уголовного преследования. Тем более, что последнее непосредственно осуществляется специально созданными для этих целей государственными органами.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации. Москва, Омега – Л,  2014г.
  2. Федеральный Закон «О прокуратуре Российской Федерации», М., 2014.
  3. УПК РФ  Москва, Проспект,  2016 г, С 256.
  4. Примов Н.Н., Примова Э.Н. Дополнительные меры по обеспечению правопорядка: ревизия исключительной сферы ведения Российской Федерации. Материалы VIII международной научно-практической конференции «Актуальные научные разработки-2012». Том 10. Право. София, 2012, с.59-66.
  5. Примов Н.Н., Примова Э.Н. Политико-правовой статус прокуратуры в Конституции Российской Федерации и федеральном законодательстве. Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. 2010, №1, с.29-35
    Прокурор: правозащитник или государственный обвинитель (о закреплении особого процессуального статуса прокурора в уголовном судопроизводстве).
    Статья посвящена проблеме реформирования правового прокуратуры Российской Федерации и в этой связи уточнения и расширения статуса прокурора в уголовном судопроизводстве. Основанием подобных предложений является правовая природа института прокуратуры, возникшая и сохранившаяся до настоящего времен в качестве надзорного правозащитного инструмента от имени государства. По мнению авторов, статус обвинения не в полной мере отвечает реализуемым целям и задачам участия прокурора в уголовном судопроизводстве.
    Written by: Примова Эльмира Неджефовна, Примов Нариман Неджефович
    Published by: Басаранович Екатерина
    Date Published: 12/08/2016
    Edition: euroasia-science_30_22.09.2016
    Available in: Ebook