29 Авг

Проблемы санитарной службы на железнодорожном транспорте




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Важнейшими особенностями последнего десятилетия являются развитие процесса глобализации в области мировой экономики и участие в нём Российской Федерации, рост промышленного потенциала Российского государства и активизация внутренних отношений в стране. Этими чертами современного периода определяется увеличение объёмов грузовых и пассажирских перевозок, в том числе железнодорожным транспортом. Однако в этой связи расширяется спектр факторов эпидемиологического риска, вследствие чего возрастает значимость системы санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий при осуществлении железнодорожных перевозок. Так, прямым следствием интенсивной деятельности транспортной отрасли является повышение вероятности трансграничного заноса опасных инфекционных болезней ввиду непростой ситуации в области надзора за ними в сопредельных государствах, что требует совершенствования мероприятий в целях обеспечения санитарной охраны территории. Высокая вероятность возникновения экстремальных событий, обусловленных ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки на отдельных территориях, распространением особо опасных инфекций, применением в террористических целях химических, биологических средств поражения, все это определило необходимость введения на объектах массового сосредоточения людей (вокзалах, пассажирских поездах) системы медико-санитарного мониторинга. Между тем оценка некоторых реальных чрезвычайных ситуаций, вызванных естественными (вспышки инфекционных болезней, гидрологические опасные явления) и другими (террористические акты) причинами, произошедших в нашей стране в течение последнего десятилетия, убеждают в необходимости разработки и внедрения ряда организационных и практических мероприятий, направленных на повышение готовности санитарно-эпидемиологической службы к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на сети железных дорог. Таким образом, в комплексе первоочередных задач по обеспечению безопасности перевозок железнодорожным транспортом проблема санитарно-эпидемиологического контроля на всех этапах функционирования подвижного состава и стационарных объектов входит в число приоритетных.

История развития санитарно-эпидемиологической службы на железнодорожном транспорте начинается с периода строительства и эксплуатации первых железных дорог.Первая железная дорога в России начала строиться в 1837 году между Санкт-Петербургом и Павловском, ее протяженность составила 27 км. С 1843 года началось строительство двухпутной железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой.Эксплуатация дороги началась с мая 1847 года, но официально дорога была принята для осуществления в полном объеме пассажирских и грузовых перевозок с 1851 г. Медицинское обслуживание на строительстве железной дороги осуществляли 10 лазаретов, так называемые «балаганы», которые были открыты в1843 г.

Вначале оказание первой помощи было платное и рабочие не обращались за медицинской помощью, поэтому ее стали оказывать бесплатно.Со строительством железных дорог развивалась и медицинская служба, в том числе и санитарный надзор.

В 1991 году с принятием Закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Государственная санитарно-эпидемиологическая служба вышла из подчинения Министерства здравоохранения. Федеральным органом Государственной санитарно-эпидемиологической службы являлся Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации.Санитарно-эпидемиологическая служба Министерства путей сообщения осталась в структуре самого министерства в составе Врачебно-санитарного управления и согласно вышеназванному Закону стала относиться к ведомственной санитарно-эпидемиологической службе. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации осуществлял организационно-методическое обеспечение всех ведомственных санитарно-эпидемиологических служб по вопросам организации санитарно-эпидемиологического надзора.Согласно указанию МПС от 8 июля 1992 года учреждения санитарно-эпидемиологической службы МПС (санитарно-эпидемиологические станции) были переименованы в центры санитарно-эпидемиологического надзора дороги, отделения, линейного участка (по аналогии с учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы).

Конечно, этоотразилосьв общем на структуре санэпидемслужбы, но в основном это коснулось изменений статуса учреждений и сокращения кадров. Санитарно-эпидемиологическая служба сохранила свою структуру, однако произошло сокращение числа учреждений за счет укрупнения материально-технической базы некоторых из них.

Обеспечение на должном уровне санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте по всей сети железных дорог потребовало вдумчивого подхода при сокращении числа учреждений, так как это связано с оптимально соответствующей функциональной и технологической структурой самого железнодорожного транспорта.

Согласно Федеральному Закону, санитарно-эпидемиологическая служба Министерства путей сообщения была оставлена в структуре самого министерства и, как службы других министерств, была административно подчинена единой государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации с приобретением статуса государственной. Главный санитарный врач на железнодорожном транспорте получил статус главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту — заместителя главного государственного санитарного врача Российской Федерации по своим функциональным обязанностям.

Данные совершенствования структуры управления Госсанэпидслужбы на железнодорожном транспорте были закреплены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 г. № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» и отражены в «Положении о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах железнодорожного транспорта» от 25.09.2000 г. №ЦУВС-782, утверждённом указанием МПС Российской Федерации от 20.11.2000 г. № Ш-2785у. Одновременно осуществлено переименование всех центров санитарно-эпидемиологического надзора с включением в название словосочетания «государственного санитарно-эпидемиологического надзора».

На начальных этапах реформирования железнодорожного транспорта, направленного на акционирование все центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железных дорогах, отделениях и линейных участках выведены из состава врачебно-санитарных служб железных дорог, при этом был полностью сохранён весь их имущественный комплекс. Распоряжением МПС Российской Федерации от 03.09.2003 г. № 771р в целях обеспечения управления центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в масштабе железных дорог, на дорожные центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора были возложены основные функции управления, принадлежавшие ранее врачебно-санитарным службам.

Весь кадровый потенциал и материально-техническая база центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2005 г. № 23-р были переданы в распоряжение вновь образованной Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в составе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 11.01.2005 г. №83 было образовано Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту, одной из основных задач которого является осуществление государственного надзора и контроля за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей на объектах железнодорожного транспорта.

Приказом Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18.01.2005 г. № 5 было образованоФедеральное государственное учреждение здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» в результате слияния 162 бывших центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства путей сообщения Российской Федерации.

В ходе реорганизации в структуре Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту и ФГУЗ«Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту»была сохраненасхема функционального построения, которая исторически (более 100 лет)сформировалась по аналогиисо структурным построением системы железнодорожного транспорта и соблюдением линейности в обслуживании.

В настоящее время в своей структуре в Управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту имеет 15 территориальных отделов на железных дорогах.

ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» сейчас имеет 138 филиалов на сети железных дорог, способных обеспечить деятельность Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту в сфере государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах железнодорожного транспорта Российской Федерации.В настоящее время учреждения и организации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, обеспечивающие государственный санитарно-эпидемиологический надзор на железнодорожном транспорте имеют высокий материально-технический и кадровый потенциал для решения наиболее сложных задач, связанных с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия в стране.Непосредственное участие в организации и прумножении потенциала санитарно-эпидемиологических учреждений железнодорожного транспорта в разное время принимали всеруководители железнодорожного здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы, каждый из них внёс определённый вклад в дело совершенствования системы надзора на железнодорожном транспорте.

Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту Российской Федерации (Территориальное управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту) создано в декабре 2004 года.

В ведении Территориального управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту находятся 15 территориальных отделов по железным дорогам, в том числе 34 пограничных санитарно-карантинных поста в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Территориальные отделы осуществляют государственный надзор за санитарно-эпидемиологическим состоянием объектов железнодорожного транспорта на 15 железных дорогах Российской Федерации (Октябрьской, Московской, Горьковской, Северной, Северо-Кавказской, Юго-Восточной, Приволжской, Куйбышевской, Свердловской, Южно-Уральской, Западно-Сибирской, Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной). Общая протяженность железнодорожных путей – свыше 85 тыс. км. Одной из специфических особенностей организации работы Территориального управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту является отдаленность расположения поднадзорных объектов от центрального аппарата – до 10 тыс. км, от территориальных отделов – до 300 км. Под надзором находится около 28 тыс. объектов железнодорожного транспорта, в том числе: свыше 12 тыс. коммунальных объектов; свыше 4,6 тыс. объектов питания пассажиров и населения; около 7,4 тыс. промышленных объектов (локомотивные и вагонные депо, заводы по ремонту железнодорожной техники и оборудования и пр.), а также объекты массового сосредоточения людей (железнодорожные вокзалы, пассажирские поезда дальнего и пригородного сообщения, пункты экипировки поездов и пр.). Общее число обслуживаемого населения – около 3,7 млн. человек, из них 1,5 млн. человек – работники железнодорожного транспорта, в том числе 400 тыс. человек – работающие во вредных и опасных условиях. Для обеспечения мероприятий по осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора за объектами железнодорожного транспорта создано Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту», имеющее в своем подчинении 143 филиала на железных дорогах Российской Федерации. Филиалы ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» проводят контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой, включая лабораторно-инструментальные (санитарно-химические, бактериологические, радиологические, вирусологические и др.) методы исследования, осуществляют информационно-аналитическую работу и социально-гигиенический мониторинг, проводят расследования условий и причин возникновения инфекционных и профессиональных заболеваний и отравлений.

На современном этапе санитарно-эпидемиологическая обстановка на объектах железнодорожного транспорта Российской Федерации остается напряженной. Серьезной проблемой является санитарно-гигиеническое состояние объектов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. При возникновении аварий на этих объектах существует реальная угроза возникновения условий для вторичного микробного загрязнения питьевой воды, что представляет эпидемиологическую опасность. По средним многолетним данным, при лабораторном исследовании водопроводной питьевой воды около 15% проб не соответствовало требованиям гигиенических нормативов по санитарно-химическим показателям и около 6% проб – по микробиологическим. В связи с этим уделяется особое внимание качеству питьевой воды и санитарно-техническому состоянию водопроводного оборудования в пассажирских железнодорожных вагонах. Для питьевого водоснабжения пассажиров используется только кипяченая вода, что гарантирует ее микробиологическую безопасность. Гигиеническая характеристика атмосферного воздуха на объектах железнодорожного транспорта во многом зависит от их регионально-территориального размещения. Из общего количества исследованных проб атмосферного воздуха превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) наблюдалось в 3,4%, а превышение ПДК в 5 и более раз – в 0,07% случаев. Более высокие проценты превышения ПДК наблюдались: по углеводородам – 6,5%, по пыли – 5,7%, по окислам азота – 4,7%, по фенолу и его производным – 4,1%. Особую озабоченность учреждений, осуществляющих госсанэпиднадзор на железнодорожном транспорте, вызывает санитарно-эпидемиологическое состояние воздуха на железнодорожных вокзалах. При лабораторном исследовании проб воздуха, забранных на этих объектах, были выявлены случаи превышения ПДК как по санитарно- химическим, так и по микробиологическим показателям. При микробиологическом исследовании проб почвы несоответствие гигиеническим нормативам наблюдалось в 10,1% случаев. При этом пробы почвы, взятые на территориях детских учреждений и детских площадок, оказались неудовлетворительными по микробиологическим показателям в 5,6%, по гельминтам – в 0,9% случаев. При исследовании продовольственного сырья и пищевых продуктов количество проб, не отвечающих меди- ко-биологическим требованиям и гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составило 3,4%, по микробиологическим показателям – 4,9%. Не отвечающие требованиям санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов объекты (III группа) составляют 13% от общего числа поднадзорных объектов. Неблагополучная санитарно-гигиеническая обстановка наблюдается на промышленных предприятиях железнодорожного транспорта, где особенно высок удельный вес объектов, относящихся к III группе (26%). Неблагоприятная ситуация с охраной здоровья работников железнодорожного транспорта сложилась в локомотивных и вагонных депо, а также в службе путей и сооружений.

Так основными направлениями деятельности Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту на 2015 год признаны:

  • осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации и правовых актов Евразийского экономического союза при обращении пищевой продукции и организации общественного питания на объектах железнодорожного транспорта;
  • реализация комплекса мероприятий, направленных на обеспечение эффективного федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за учреждениями отдыха и оздоровления детей и подростков, образовательных организаций, системой школьного питания на объектах железнодорожного транспорта;
  • осуществление эффективного федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением требований санитарного законодательства к условиям проживания;
  • осуществление эффективного федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением санитарного законодательства при проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий;
  • обеспечение надзора за радиационной безопасностью работников железнодорожного транспорта.

Ожидаемые результаты:

  • выявление и пресечение оборота импортной и отечественной продукции, не соответствующей требованиям безопасности на объектах железнодорожного транспорта;
  • обеспечение комплексного подхода к выбору форм и методов защиты нарушенных прав граждан на безопасные продукты питания и безопасное общественное питание на объектах железнодорожного транспорта;
  • внедрение в работу механизма отзыва деклараций о соответствии сертификатов на пищевую продукцию, разработанную Роспотребнадзором, при выявлении пищевой продукции, не соответствующей установленным требованиям на объектах железнодорожного транспорта;
  • снижение рисков для здоровья детей и подростков, находящихся в учреждениях отдыха и оздоровления, образовательных организаций, подконтрольных Управлению Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту.

Список литературы:

  1. Приказ Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18.01.2005 г. № 5
  2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 11.01.2005 г. № 83
    Проблемы санитарной службы на железнодорожном транспорте
    В данной работе будет рассмотрен вопрос о безопасности железнодорожного транспорта. Так же будут представлены некоторые законы РФ “О транспортной безопасности”. Данная тема работы весьма актуальна, это глобальная проблема. Помимо терроризма на транспорте, существует одна не менее важная проблема – санитарная служба на железнодорожном транспорте. С этим пока нечего поделать, так как железнодорожные пути очень слабо защищены.
    Written by: Тритенко Елена Александровна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/18/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)
    Available in: Ebook