30 Мар

ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕССОВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЬЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

На протяжении более двух десятилетий граждане Российской Федерации знакомы с таким процессом, как приватизация государственного и муниципального имущества, в том числе и жилья. В соответствии с Законом РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда» в Российской Федерации под приватизацией жилого помещения понимается бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации, на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде [1].

А для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, по месту бронирования жилых помещений. Согласно ст. 30 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) каждому гарантируется иметь жилое помещение на праве собственности, то есть владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению [2]. Однако, в связи с большой разницей между уровнем доходов населения и стоимостью жилья, крайне низкий жизненный уровень большинства российских граждан [8, c.216], в результате огромный процент граждан не имеет возможности приобрести его. Поэтому разрешение этих вопросов было отнесено к компетенции законодателя [5, с.131]. Который ввел такого способ приобретения собственности как приватизация. Необходимо отметить, что политику бесплатной приватизации квартир наше Правительство стало осуществлять с 1992г. Затем ее продлевали еще несколько раз – в 2006 году, а после в 2010-м. 25 февраля 2013 года срок оформления приватизации квартиры был продлен ещё на два года. Однако, как оказалось, и это не стало окончательным решением. Так, 22 февраля 2017г Президентом РФ был подписан закон о бессрочной бесплатной приватизации жилья. «Одобренный сенаторами закон является законом социальной справедливости», — отметила Валентина Матвиенко [4].

Однако у бессрочной приватизации есть свои минусы. По мнению Александра Сидякина, первого зампредседателя жилищного комитета Государственной Думы, могут возникнуть проблемы, связанные с созданием рынка арендного и социального жилья.

Отмечается, что заинтересованность в этом муниципалитетов практически отсутствует. Согласно закону, органы местного самоуправления несут полную ответственность перед гражданами и права личности должны защищаться от самоуправства органов местного самоуправления и их должностных лиц [7, c.48]. Приватизация понимается, как одноразовый акт. То есть каждый имеет право принять участие в данной процедуре единожды. Несмотря на это, несовершеннолетние дети также могут участвовать в приватизации, а также после достижения 18 лет они имеют право еще раз участвовать в этом процессе. Кроме того, приватизация жилья ознаменовалась одним из средств решения жилищных проблем. Однако, как показала практика, приватизация преследовала цель, в первую очередь, не решение проблем населения в жилищной сфере, а замыслом законодателя было постепенное снятие с бюджетов публичных собственников тяжёлого бремени содержания этого дорогостоящего недвижимого имущества и передача этого бремени уже частным собственникам.

Лишь после осознания того обстоятельства, что бремя содержания своего имущества возлагается независимо от материального положения нового собственника, возникает вопрос о последующей деприватизации жилья. Под деприватизацией понимается возвращение приватизированной недвижимости лица – собственника муниципальной (государственной) недвижимости через представителя государства. Стоит отметить, что предпосылкой данной проблемы, является, во-первых, обязанность собственника приватизированного жилья наравне с собственником, ставшим таковым на основании иных сделок, нести расходы по содержанию, ремонту жилого помещения, а, во-вторых, обязанность платить налоги и сборы, установленные законами.

Еще одно малоприятное последствие становления собственником жилья — обязанность по оплате капитального ремонта многоквартирных домов.

Данная обязанность появилась в связи с вступлением в силу соответствующих поправок в Жилищный кодекс РФ.К расходным обязанностям можно также отнести приобретение и установку приборов учёта воды для тех, кто это не сделал до принятия Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» [3].

Соответственно, если квартира не приватизирована, обязанность по приобретению и установки таких счетчиков лежит на муниципалитете.
Необходимо отметить, что приватизация возможна только в том случае, когда каждый из нанимателей жилья согласен на осуществление этой сделки. Решение данной проблемы особо не урегулировано законодателем, однако все-таки законодатель ввел полезную поправку, которая гласит, что согласие на приватизацию не должны давать граждане уже приватизировавшие другое помещение.
Как известно, жилье в любой момент может пострадать от различных обстоятельств, в том числе и тех, которые не зависят от воли человека (пожар, взрыв, землетрясение, наводнение). На этот случай следует застраховать своё имущество. Если же страховка отсутствует, дальнейшее развитие ситуации будет полностью зависеть от того, в чьей собственности находится жилье. Если же это наниматели муниципальных квартир, то в этом случае они могут рассчитывать на получение денежной компенсации или нового жилья, что вполне, как нам кажется, очень даже неплохая гарантия. И тут возникает вопрос, а нужно ли спешить с приватизацией муниципальной квартиры, если после ее совершения проблему переселения, а также ремонта придется решать собственными силами.

Особое внимание хочется уделить вопросу приватизации общежитий. Согласно ст.4 ФЗ « О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация комнат в общежитиях запрещена. Данный вопрос разрешается на местном уровне — Постановлениями мэра города и комитетом по государственному имуществу ряд общежитий исключен из специализированного жилищного фонда и переданы в муниципальный жилищный фонд социального использования. Из этого следует, что общежития всё чаще утрачивают свой правовой статус, а граждане, проживающие в них, получают полное право на приватизацию на общих основаниях. Однако граждане нередко сталкиваются со сложностями приватизации данных жилых помещений. Это, прежде всего, происходит из-за того, что оформление документации по передаче общежитий в муниципальный фонд осуществляется крайне медленно. Бывает и такое, что после получения решения на имеющуюся площадь в собственность, оказывается, что отсутствует и ордер, и сам договор социального найма. В таком случае жителям общежития следует только обращаться в суд для признания своих нарушенных прав. А этот процесс также занимает довольно долгое время.

Проведенный нами анализ законодательства свидетельствует о том, что нормативно-правовое регулирование не соответствует требованиям [6, c.96]. Решением всех затронутых проблем, не получивших законодательного регулирования, должна стать корректировка норм закона, не только в одной какой-то его сфере для того, чтобы в наибольшей степени избежать их несогласованности и противоречивости.

Должны быть снижены налоговые ставки, банкам необходимо предлагать кредиты на выгодных условиях, а также мы считаем, что необходимо упростить саму процедуру приватизации жилья, которая отнимает достаточное количество времени, что также тормозит этот процесс.

Список литературы:

  1. Федеральный закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда» //Российская газета. – 1993. — 10 января.
  2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  3. Федеральный закон от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» //Парламентская газета. – 2009. — 27 ноября.
  4. Добраха А. Новые правила приватизации жилья: как избежать «подводных камней» //Российское агентство правовой и судебной информации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rapsinews.ru/legislation_publication/20130506/267277724.html
  5. Кудрявцева Л.В. Социально-правовые проблемы оказания санаторно-курортных услуг /В сборнике: Актуальные направления научных исследований начала XXI века сборник научных трудов. Международный исследовательский центр «Научное сотрудничество»; под общей редакцией О.П. Чигишевой. Ростов-на-Дону, 2015. — С.131.
  6. Кудрявцева Л.В., Карчуков Е.Ю. Правовое регулирование санаторно-курортного отдыха в России. //Евразийский союз ученых. – 2014. — № 7-5 (7). – С.96.
  7. Кудрявцева Л.В., Афисов В.В. Принцип приоритета и гарантированности прав личности в деятельности органов местного самоуправления //В сборнике: Государственное и муниципальное право: теория и практика. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Отв. ред.: Сукиасян А.А. 2015. – С.48.
  8. Кудрявцева Л.В., Куемжиева С.А. Перспективы правовой защиты несовершеннолетних //Научные исследования: от теории к практике. — 2016. — № 4-2 (10). — С. 216.
    ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕССОВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЬЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    В статье рассматриваются проблемы процесса приватизации жилых помещений в Российской Федерации. Описаны основные понятия по данной тематике. Предложены пути решения приведённых в статье проблем.
    Written by: Великодная Анастасия Владиславовна, Кузнецова Лаура Дмитриевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/12/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.03.2017_03(36)_часть 2
    Available in: Ebook