30 Май

Проблемы правового регулирования рекламной деятельности в сети Интернет




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Глобальную сеть Интернет справедливо можно признать одним из достижений научно-технического прогресса современности, позволяющих любому человеку, вне зависимости от места его нахождения и гражданства, свободно искать, получать и распространять интересующую информацию[1].

На сегодняшний день сеть Интернет представляет собой самую обширную сеть связи, используемой в качестве средства поиска, обработки и передачи информации, состоящую из совокупности организационных, технических и программных средств, позволяющих одновременно передавать и принимать гораздо больший объем интересующей граждан информации, чем объем информации, переданной или полученной ими за то же время при использовании других средств коммуникаций с источниками информации. Одной из характерных черт сети Интернет выступает наличие технологичного и организационного единства между участниками международного информационного обмена, что выступает в качестве решающей предпосылки для распространения рекламы по каналам сети Интернет.

Действительно, согласно легальному определению, реклама представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Из этого определения мы можем прийти к закономерному выводу о том, что реклама представляет собой специфический вид информации. Следует помнить, что право на распространение любой, не запрещенной законом, в том числе рекламной информации, представляет собой конституционно закрепленное право (ст. 29 Конституции РФ), в соответствии с которым каждый вправе свободно распространять любую неограниченную к распространению информацию[2]. Именно данная базовая норма получила свое дальнейшую регламентацию в нормах российского законодательства, регулирующих, в том числе, отношения по распространению рекламы в сети Интернет. Рассмотрим их.

Прежде всего, необходимо назвать положения Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[3], согласно ст.10 которого распространение информации в Российской Федерации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. При этом информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. Полагаем, что указанная норма имеет решающее значение в вопросе распространения рекламной информации в сети Интернет. В указанном случае встает вопрос о том, какие именно сведения, содержащиеся в рекламной информации, следует признать достоверными, а также достаточными для идентификации распространяющего подобную информацию лица. Закон об информации применительно к сети Интернет, как способу распространения информация, содержит два положения – о понятии сайта в сети Интернет и о доменном имени. Так,

сайт в сети «Интернет» — совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»;

доменное имя — обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети «Интернет» в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети «Интернет»

Исходя из признаков данных понятий, можно сделать вывод, что указанные средства могут быть использованы в качестве идентификации пользователя сети Интернет как такового. Однако, мы считаем, что сайт и доменное имя в сети Интернет не являются достаточными средствами для идентификации лица в качестве субъекта рекламных правоотношений, обладающих определенной спецификой. Прежде всего, она состоит в том, что рекламные правоотношения, по сути, относятся к разновидности гражданско-правовых отношений. Это означает, что рекламодатель (как лицо, обладающее рекламной информацией), самостоятельно распространяющий рекламную информацию в сети Интернет, обязан сообщать о себе достоверные сведения, позволяющие идентифицировать его как субъекта гражданского права, согласно общим правилам гражданского законодательства – для  граждан (физических лиц)  по имени и месту жительства, для юридических лиц по наименованию юридического лица и месту его нахождения.

Напомним, что правила о распространении рекламной информации, в том числе, отдельных её видов, регулируются положениями Закона о рекламе. В частности, глава 2 указанного закона посвящена особенностям отдельных способов распространения рекламы и содержит положения, применяемые при распространении рекламы в зависимости от способа ее распространения: реклама в телепрограммах и телепередачах, реклама в радиопрограммах и радиопередачах, реклама в периодических печатных изданиях и иных способах. Одной из очевидных проблем российского законодательства в этой сфере является отсутствие массива правовых норм (и, прежде всего, в Законе о рекламе), прямо регулирующих правила распространения рекламной информации в сети Интернет. Таким образом, складывается парадоксальная ситуация, при которой фактически наиболее обширная и часто используемая сфера распространения рекламы, по сути, изъята из орбиты правового регулирования.

Между тем, необходимо обратить внимание на ст. 18 Закона о рекламе, регулирующую порядок распространения рекламы по сетям электросвязи. Так, указано, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Полагаем, что в данном случае к рассматриваемой статье допустимо применение норм ст. 15 Закона об информации, согласно которой на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.  Поскольку сеть Интернет представляет собой вид информационно-телекоммуникационной сети, то считаем, что положения ст. 18 Закона о рекламе могут быть по аналогии применены к отношениям, связанным с распространением рекламы в сети Интернет.

Примечательно, что в некоторых актах высших судов также содержатся разъяснения по данному вопросу. Так, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» сделано прямое указание на то обстоятельство, что к сайтам в сети  Интернет не применяются правила распространения рекламы в теле- и радиопрограммах, установленные Федеральным законом «О рекламе». Вместе с тем общие правила распространения рекламы в средствах массовой информации, установленные этим Федеральным законом, подлежат применению к сайтам в сети Интернет, зарегистрированным в качестве средств массовой информации, с учетом особенностей распространения информации через такие сети[4].

Между тем, такое положение, на наш взгляд, не соответствует реальному укладу общественных отношений в данной сфере. Как мы уже отметили, сеть Интернет в современных условиях представляет собой глобальную площадку международного масштаба по обмену информацией, в том числе, рекламного характера. При таких условиях правовое регулирование распространения рекламы в сети Интернет посредством применения по аналогии норм о рекламы по сетям электросвязи либо применением в отношении такой рекламы лишь общих правил распространения рекламы недопустимо. Мы считаем, что необходимо включение самостоятельного раздела об особенностях распространения рекламы в сети Интернет в структуру Закона о рекламе, предусмотрев систему средств по оосуществления рекламной деятельности в сети Интернет. Думается, что подобное нововведение вполне отвечает современным требованиям механизма правового регулирования исследуемой сферы.

Стоит рассмотреть ещё один проблемный аспект правового регулирования рекламы, распространяемой посредством сети Интернет. Ключевой особенностью данной информационно-телекоммуникационной сети заключается в предоставлении возможности пользователю данной услуги связи не только направлять и получать информационные сообщений другим пользователям, но и размещать собственную информацию в сети Интернет, доступную для неопределенного круга лиц, а также осуществлять поиск информации, размещенной другими пользователями в целях рекламы. При этом необходимо учитывать требования ст. 44 Федерального закона «О связи»[5], в соответствии с которыми услуги связи на территории Российской Федерации оказываются операторами связи пользователям услуг связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации. В содержание указанных Правил входят регламентация отношений пользователей и операторов услуг связи, а также порядок их оказания, заключения, расторжения. В настоящее время, специальный нормативный правовой акт, регулирующий порядок оказания услуг связи в сети Интернет, в Российской Федерации не принят. Таким образом, весь объем нормативного регулирования в этой сфере на данный момент сосредоточен в общих нормах гражданского законодательства, нормах Закона о связи, а также общепринятых правил международной и российской практики деятельности саморегулируемых организаций в области Интернета. Важно учитывать, что факт заключения договора об оказании услуг связи в сети Интернет имеет значение юридического факта для возможности распространения рекламы в сети Интернет. Именно после заключения указанного договора пользователь сети Интернет становится правомочным на размещение в сети информации рекламного характера, то есть фактически осуществлять функции субъекта рекламной деятельности. В условиях отсутствия правового регулирования данного механизма возникают объективные сложности с квалификацией фактически складывающихся отношений в качестве рекламных. Это предопределяет, по нашему мнению, необходимость принятия нормативного правового акта, регулирующего порядок оказания услуг связи именно в сети Интернет.

На практике существуют определенные сложности при квалификации отношений в качестве рекламных в виду особенностей содержания информации, внешне напоминающей рекламную. Так, показательным примером является письмо Федеральной антимонопольной службы от 3 августа 2012 г. № АК/24981 «О рекламе алкогольной продукции в Интернете и печатных СМИ», согласно которому не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на официальном сайте производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией, и т. п., следовательно, на такую информацию положения Закона о рекламе не распространяются[6]. Аналогичным образом под понятие рекламы, исходя из содержания письма, не подпадает сайт, на котором размещена подобная информация.

Кроме того, можно отметить исключения из сферы действия Закона о рекламе при распространении информации о товарах работах и услугах в сети Интернет применительно к отношениям, регулируемым законодательством о защите прав потребителей.  В частности, российским законодательством предусмотрен такой способ продажи товаров, как дистанционный, реализуемый на площадке сети Интернет. Для установления сущности указанного способа продажи товаров необходимо проанализировать положения ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей:

в части 1 статьи указано, что договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами;

при этом согласно ч. 2 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей продавцом, до заключения договора, должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора[7].

Иными словами, обязательная к размещению продавцом информация, согласно положениям данной статьи, формально подпадает под признаки объекта рекламирования, содержащиеся в нормах Закона о рекламе, к которому относятся товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В данном случае необходимо учитывать требование Закона о защите прав потребителей о том, что информация, размещенная на сайте продавца (как средстве связи) о товарах, реклама которых в силу Закона о рекламе ограничена или запрещена, обязана быть размещена продавцом. В свою очередь, Закон о рекламе прямо гласит о том, что его действие не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.

Таким образом, одной из особенностей правового регулирования фактически складывающихся общественных отношений по рекламе в сети Интернет состоит в том, что нормы законодательства о защите прав потребителей, в отдельных случаях исключают применение норм Закона о рекламе при распространении информации в сети Интернет о товарах, подпадающей под определение рекламы в том случае, когда такая информация размещена на сайте продавца, а сам товар не запрещен к продаже на территории РФ.

Одной из проблем практического характера, связанной с распространением рекламы в сети Интернет является вопрос о её признании в качестве таковой. Зачастую, указания на соответствующий интернет-сайт не могут быть квалифицированы в качестве источника рекламной информации. Так, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд установил, что размещенная на фасаде дома спорная конструкция не является рекламой, а носит лишь информационный характер, поскольку содержит информацию о фирменном наименовании компании, адресе интернет-сайта и номере телефона[8]. Иными словами, одно лишь указание на интернет-сайт не может быть рассмотрено в качестве рекламы.

Таким образом, по результатам анализа проблем распространения рекламы в сети Интернет, мы приходим к следующим выводам:

  1. сеть Интернет на сегодняшний день фактически представляет собой масштабную информационно-телекоммуникационную площадку для осуществления различных видов экономической, в том числе предпринимательской деятельности. Закономерным итогом данного явления выступает массовое распространение рекламной информации посредством сети Интернет, в виду очевидных преимуществ данной информационно-телекоммуникационной сети, заключающихся в неограниченном по времени доступу к рекламе в сети Интернет, в большей приспособленности Интернет-рекламы на определенную целевую аудиторию, в способности предоставления самой актуальной и релевантной рекламной информации. Этот список преимуществ рекламы в сети Интернет далеко не исчерпывающий. Только на сегодняшний день, перечень рекламы в сети Интернет насчитывает порядка пяти-семи разновидностей, включая такие виды как SEO-реклама, контекстная реклама, реклама в социальных сетях, медийная реклама, продакт-плейсмент, вирусная реклама и т.д[9];
  2. вместе с тем, действующее российское рекламное законодательство по существу игнорирует фактически складывающиеся общественные отношения, что является признаком отставания правового регулирования указанной сферы. Это предопределяет необходимость включения в структуру Закона о рекламе самостоятельного раздела, посвященного рекламе, распространяемой в сети Интернет;
  3. кроме того, до сих пор в нормах российского законодательства не находят своего закрепления положения об осуществлении некоторых видов услуг связи (в сети Интернет), что является императивным требованием Закона о связи, что в свою очередь препятствует вопросу регулирования рекламных отношений в сети Интернет;
  4. существует проблема коллизии между нормами различных федеральных законов, при которых фактически существующие рекламные отношения в сети Интернет не получают правовой защиты законодательством о защите прав потребителя, что вызывает острую необходимость приведения в соответствие актов федерального законодательства.

Все рассмотренные проблемы подтверждают тезис о необходимости включения в структуру Закона о рекламе самостоятельной группы норм, посвященной правовому регулированию рекламы в сети Интернет. На наш взгляд, юридическая конструкция указанных норм может быть применена по аналогии с иными видами способов распространения рекламы в рамках одной статьи. Наиболее предпочтительным при этом видится вариант принятия специального, не противоречащего законодательству о рекламе нормативного правового акта, регулирующего вопросы распространения рекламы в сети Интернет.

Список использованной литературы:

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря (№ 237).
  2. Федеральный закон от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп. от 23 июня 2016 г. № 208-ФЗ) // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст.3448.
  3. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (с изм. и доп. от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ) // СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2895.
  4. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (с изм. и доп. от 3 июля 2016 г. № 265-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.
  5. Письмо ФАС России от 03.08.2012 № АК/24981 «О рекламе алкогольной продукции в Интернете и печатных СМИ» // Документ опубликован не был. СПС «Консультант-плюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=134335&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.8981645381248275#0
  6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2010. № 8.
  7. Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 июня 2014 г. № Ф03-2500/14 по делу N А51-32939/2013 // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «Гарант».
  8. Нечуй-Ветер В.Л. Особенности правового регулирования распространения рекламы в сети Интернет // Реклама и право. 2013. № 1. URL: http://www.center-bereg.ru/h51.html
  9. Майофис Л.И. Совершенствование рекламного бизнеса с применением информационных технологий // T-Comm -Телекоммуникации и Транспорт. 2016. № 1.

[1]Нечуй-Ветер В.Л. Особенности правового регулирования распространения рекламы в сети Интернет // Реклама и право. 2013. № 1. URL: http://www.center-bereg.ru/h51.html (дата обращения: 17.04.2017)

[2]Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря (№ 237).

[3]Федеральный закон от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп. от 23 июня 2016 г. № 208-ФЗ) // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст.3448; 2016. № 26 (часть I). Ст. 3877.

[4]Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2010. № 8.

[5]Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (с изм. и доп. от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ) // СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2895; 2016. № 28. Ст. 4558. Далее – Закон о связи.

[6]Письмо ФАС России от 03.08.2012 № АК/24981 «О рекламе алкогольной продукции в Интернете и печатных СМИ» // Документ опубликован не был. СПС «Консультант-плюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=134335&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.8981645381248275#0 (дата обращения: 20.04.2017)

[7]Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (с изм. и доп. от 3 июля 2016 г. № 265-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140; 2016. № 27 (часть I). Ст. 4198.

[8]Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 июня 2014 г. № Ф03-2500/14 по делу N А51-32939/2013 // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «Гарант».

[9]Майофис Л.И. Совершенствование рекламного бизнеса с применением информационных технологий // T-Comm -Телекоммуникации и Транспорт. 2016. № 1. С.59.

Проблемы правового регулирования рекламной деятельности в сети Интернет
В статье рассматриваются проблемы правового регулирования рекламы в сети Интернет. Проведен анализ действующего российского законодательства в данной сфере. Предложены пути решения существующих проблем.
Written by: Демидбаева Амина Жумагуловна
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 06/07/2017
Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.05.2017_05(38)
Available in: Ebook