30 Май

ПРИЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Экстремизм и терроризм – это современная общая проблема всего человечества. Корни экстремизма и терроризма в самом обществе, в его социальном контексте. Терроризм – это квинтэссенция экстремизма. А экстремизм – это плата за неразработанные и нерешённые проблемы общества.  Сегодня в мире мы наблюдаем беспрецедентные масштабы религиозной экстремистской и террористической активности. При помощи современных информационно-коммуникационных технологий религиозные радикальные идеи распространяются по всему свету, в особенности, этому подвержено сознание молодёжи. «Ситуация в значительной степени осложняется нарастающей политизацией молодежи. Учитывая имеющийся опыт использования протестного потенциала младших возрастных групп, антироссийские силы за рубежом и ангажированные ими лидеры оппозиции стремятся максимально использовать указанный дестабилизирующий ресурс. Радикализация студенчества особенно сильна в региональных филиалах государственных вузов, в которых практически отсутствует контроль со стороны головных институтов [1, с.13]».  В связи с этим актуальными становятся вопросы изучения условий, при которых процесс антиэкстремистского и антитеррористического воспитания молодежи в вузовской среде будет эффективным.

Важнейшим фактором развития молодежи является окружающая ее социальная среда. Данный фактор приобретает особое значение в контексте гражданской социализации личности, в процессе которой молодые люди усваивают понятия, нормы и ценности отношений (безотносительно способа их концептуализации) между гражданами, между гражданином и государством. Неуверенность в завтрашнем дне сопровождается недоверием к социальным и политическим институтам, пренебрежением общественной моралью, нетерпимостью к представителям иной культуры, религии  и другими негативными явлениями. Все это становится «питательной средой» для возникновения и распространения экстремистских настроений и действий, для которых характерны крайние, в том числе насильственные, формы утверждения интересов отдельных индивидов или групп в ущерб интересам всего общества и государства [3, с.283]. Среди прочих факторов, способствующих возникновению и распространению экстремизма в молодежной среде, можно указать такие основные черты современной российской молодежи, как: – отсутствие систематического духовного развития, идеологическая неразборчивость; – толерантность к криминалу и иным негативным антиобщественным и антигосударственным явлениям; – подверженность манипулятивным технологиям формирования оценок и стереотипов поведения; – устойчивая склонность к импульсивным и агрессивным действиям и суждениям [4, с.30].

Кроме того, следует рассмотреть такой фактор влияния на формирование жизненных ориентиров в студенческой среде, как психологическая особенность восприятия информации у молодежи. Современное студенчество, в основном, ориентировано на получение максимального результата в кратчайшие сроки. Такой социальный тип получил название «частичного индивида», который «чувствует себя человеком только в процессе потребления материальных благ [2, с.161]». Очень много студентов неспособны анализировать получаемые данные и зачастую не выказывают стремления овладеть этим навыком. Сегодня это может не просто оказать отрицательное воздействие на их мировоззрение, но и быть весьма опасным. Не имея желания сравнивать и обдумывать получаемую информацию, молодёжь часто отдаёт предпочтение тому, что им кажется проще и понятнее, чем могут воспользоваться радикально настроенные активисты в ведении деятельности по привлечению на свою сторону новых людей.

Первопричины всех актуальных проблем антиэкстремистского и антитеррористического воспитания молодежи необходимо искать в концептуальных основах системы противодействия идеологии религиозного экстремизма и терроризма. Безусловно, профилактика проявлений экстремизма – это междисциплинарная и межведомственная проблема. Необходимы системные и последовательные усилия государства и всех гражданских институтов нашего общества с идеологией и практикой экстремизма и терроризма. Конечной целью работы по противодействию распространения идеологии религиозного экстремизма и терроризма в молодежной среде является изменение мировоззрения молодежи, которое будет полностью отторгать сами мысли о возможности применения крайних (радикальных) средств, для разрешения религиозных, социальных, национальных, конфессиональных, территориальных и любых других проблем и противоречий. Формирование идеологии, способной вытеснить общественно опасную идеологию экстремизма и терроризма, – это комплексная задача, выполнение которой возможно при консолидации усилий государства и общества. Молодежь – это подрастающая часть общества, проходящая стадию становления социальной ответственности. Молодежь необходимо воспитывать, т.е. оказывать направленное воздействие с целью формирования социальных компетенций. В связи с этим актуальным на данный момент остается формирование правового сознания молодежи. Основными институтами гражданского общества в области профилактики и предупреждения возможных проявлений экстремизма и терроризма со стороны молодёжи в первую очередь считаются учебно-образовательные и различные религиозные учреждения [4, с.28].

Системная информационная и профилактическая работа в области антиэкстремизма, антитерроризма – залог успешной работы. Безусловно, проводить профилактику экстремизма и терроризма среди молодежи намного выгоднее во всех отношениях, чем ликвидировать последствия подобных явлений. Поэтому надо говорить о создании в вузах соответствующей антиэкстремистской и антитеррористической среды, в которой разворачиваются различные виды деятельности: учебной, внеучебной, индивидуально-творческой, коллективно-творческой, социально-педагогической, практической, научно-исследовательской – как пространство профессионального самоопределения. При этом такой тип деятельности способен стимулировать и мотивировать интеллектуально-творческую активность, нравственное саморазвитие, психологическое самочувствие в сфере межличностных отношений в образовательной среде вуза. В связи с этим педагогическими условиями создания образовательной среды вуза являются совокупность внутренних и внешних, динамических и статических, ценностно-содержательных, организационно-управленческих аспектов воспитательно-образовательной деятельности. Но в таком контексте крайне актуальными становится требование повышения компетентности преподавательского состава вузов, в сфере противодействия идеологии экстремизма и терроризма. Особое место в оказании идеологического воздействия на молодёжь придается Интернету и социальным сетям, возможности которых используются в качестве средств связи для координации экстремистской и террористической деятельности, поиска источников финансирования, инструмента вербовки и самовербовки новых членов радикальных структур. Поэтому новые информационно-коммуникационные реалии требуют и нового подхода к взаимодействию с молодежью для минимизации негативного влияния информационных источников, пропагандирующих идеологию насилия и расовой нетерпимости. В контексте профилактики молодежного экстремизма и терроризма актуальной становится проблема мониторинга социальных представлений данной возрастной группы об экстремизме и экстремистах. Однако процесс формирования социальных представлений детерминируется не только внешней социальной средой, но и внутренними психологическими условиями. В связи с этим очевидна необходимость выявления социально-психологических факторов, способствующих принятию или отвержению молодежью экстремизма, что позволит значительно расширить возможности прогнозирования и профилактики актуализации экстремистского сознания и поведения в молодежной среде. Основу антиэкстремистского сознания молодежи должны составлять представления об экстремизме как о насилии, опасном, негативном, непривлекательном явлении, несущем угрозу, как для отдельной личности, так и для общества в целом, как о недопустимом способе достижения целей. Сегодня государственная политика активно направлена на развитие гражданского общества, в частности крупных молодежных движений разной направленности. Но этого не достаточно. Администрациям вузов необходимо не только поддерживать студенческие объединения, но и инициировать широкопрофильную, мультинаправленную работу со студентами, чтобы каждый был вовлечен в университетское сообщество – и более активные, и менее активные студенты. Здесь на помощь может прийти институт медиации, внедряемый в студенческую среду. Молодежные проблемы, способствующие возникновению экстремизма, являются результатом пересечения семейных, профессиональных, возрастных, макро- и микросоциальных и других  факторов. Среди психологических факторов важнейшую роль играют негативные чувства и настроения, деструктивные убеждения и поведенческие установки. Наиболее частым источником таких явлений оказываются неразрешенные конфликты в студенческих группах, неудовлетворенность межличностными отношениями и собственными социальными достижениями. Медиация, как конструктивный способ разрешения конфликтов, налаживания взаимодействия и взаимовыгодного удовлетворения интересов сторон может рассматриваться в качестве эффективной альтернативы насильственным действиям в сложных ситуациях. Медиация завоевывает все более прочные позиции в разных сферах работы с конфликтом, в том числе при выявлении первичных признаков религиозного экстремизма и терроризма среди студентов.

Руководители, профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений более остро должны поставить вопрос об учебной и воспитательной работе в сфере высшего образования, как одного из важнейших направлений и одновременно важнейшей составной части антитеррористической политики, направленной на формирование антитеррористического сознания студентов, общероссийской социокультурной их идентичности, выработки целостной системы ценностей современного российского общества. В этом контексте воспитательной работы по вопросам духовного состояния молодежи ключевыми аспектам являются нравственное и патриотическое воспитание, а также поликультурное сознание. Именно патриотизм способен помочь в укреплении гражданственности, усилении государства и консолидации общества. В этой связи повышается уровень требований к социокультурной среде вуза, которая сегодня должна решать задачи воспитания у студентов уважительного отношения к культурным различиям, что и определяет приоритеты социально-воспитательной работы. Антиэкстремистское и антитеррористическое воспитание подрастающего поколения позволяет заложить и сформировать основы здорового социума, деятельность каждого члена которого основана на принципах толерантности, уважения к закону и личности, нравственных и моральных ориентирах. Терроризм – это глобальная угроза, и отразить ее государствам и обществам можно только коллективно, когда государственные структуры и институты гражданского общества, к которым относятся и вузы, сообща, совместно усилиями борются за умы и души подрастающего поколения [4, с.31].

Список литературы

  1. Маруев А.Ю., Савельев А.Б. Геополитические ориентиры новой России: внутренние угрозы и ресурсы // Обозреватель OBSER VER. — 2009. — №12.
  2. Самарин В.Г. О некоторых особенностях системы нравственных ценностей в современной России / В.Г. Самарин // Система ценностей современного общества. – 2015. — №41. — С. 22-25.
  3. Трофимова И.Н. Социальная среда как фактор предупреждения экстремизма среди молодежи // Создание воспитательной антиэкстремистской и антитеррористической среды в современном вузе: Материалы Международной научно-практической конференции / под ред. В.Е. Быданова; СПбГТИ (ТУ). – 2016. – 357с.
  4. Шевчик А.П. Место и роль вуза в формировании антиэкстремистского и антитеррористического сознания молодежи // Создание воспитательной антиэкстремистской и антитеррористической среды в современном вузе: Материалы Международной научно-практической конференции / под ред. В.Е. Быданова; СПбГТИ (ТУ). – 2016. – 357с.
    ПРИЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
    Целью данной статьи является выявление и анализ некоторых вопросов, касающихся причин возникновения и проявления религиозного экстремизма и терроризма в студенческой среде и проблемам их выявления и противодействия.
    Written by: Сороколетова Марина Александровна, Сошенко Александр Иванович
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/07/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.05.2017_05(38)
    Available in: Ebook