28 Апр

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О прокуратуре») прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (ст.1). Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации (ст.3). Прокурорский надзор — это осуществляемая от имени Российской Федерации деятельность органов прокуратуры по обеспечению соблюдения Конституции и исполнения законов всеми государственными органами, органами местного самоуправления, негосударственными организациями, их должностными лицами, а также по установлению соответствия законом правовых актов, издаваемых этими органами и должностными лицами путем выявления и своевременного устранения нарушения законов, привлечения виновных к ответственности. Прокурорский надзор как особый вид государственной деятельности отличается от других видов социально значимой деятельности. Основные отличия состоят в следующем. Прокурорский надзор распространяется на все без исключения государственные органы, органы местного самоуправления, а также деятельность должностных лиц. Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением и исполнением законов, а также над  тем, соответствуют ли  законом подзаконные нормативные правовые акты [1].

Базовым законом, регулирующим правовые отношения в сфере предоставлении государственных  и муниципальных  услуг является  Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон № 210-ФЗ). До недавнего времени в законодательстве России отсутствовало четкое определение понятия «государственная  услуга» и «муниципальная услуга». Поэтому крайне важен был понятийный аппарат, установленный  ст.2 Закона № 210-ФЗ. Нормы, регулирующие отношения в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг включены, также во многие федеральные законы, Постановления Правительства Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации. В целях дальнейшего совершенствования системы государственного управления издан Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Распоряжением  Правительства  Российской Федерации от 25.12.2013 № 2516-р утверждена   Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде. В Концепции устанавливаются основные цели, принципы и направления деятельности по дальнейшему развитию механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде на период до 2016 года, определена организационная модель управления этой деятельностью. С 01.01.12 введена в действие статья 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), предусматривающая административную ответственность за нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг (например, постановка на учет, выдача справок, разрешений, предоставление технического средства (изделия) инвалиду, компенсация расходов, предоставление земельного участка  и др.), а именно: нарушение порядка предоставления государственной услуги,  повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги с нарушением установленных сроков; требование ответственным должностным лицом документов и (или) платы, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;  нарушение должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги, порядка или сроков рассмотрения жалобы либо незаконный отказ или уклонение указанного должностного лица от принятия ее к рассмотрению. Полномочия возбуждать дела об административных правонарушениях по статье 5.63 КоАП РФ отнесены к исключительной компетенции прокурора. Федеральным законом от 28.12.2013 № 430-ФЗ «О внесении изменений статья 5.63 КоАП РФ дополнена новой частью 1.1, предусматривающей административную ответственность за нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, порядка предоставления государственной услуги в случае, если нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением данной государственной услуги, осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков. За совершение данного правонарушения предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия, в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Данным законом расширен круг лиц, которые могут  быть привлечены к административной ответственности  по ст. 5.63 КоАП РФ. Для выполнения правозащитной функции прокурору предоставлены полномочия по рассмотрению обращений и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъяснению пострадавшим порядка защиты их прав, принятию мер по предупреждению и пресечению нарушений, привлечению виновных лиц к ответственности и возмещению причиненного ущерба. Органы прокуратуры России не только выступают в защиту прав и свобод человека и гражданина, но и наделены полномочиями по защите интересов общества и государства, а также прав субъектов предпринимательской деятельности, в том числе реализуя функцию прокурорского надзора[2]. В рассматриваемом случае деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Закона № 210-ФЗ. Соблюдение данного закона  федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия. Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей информации о фактах нарушения законов. Однако эти положения оказываются оторванными от практики осуществления прокурорского надзора. Прокурорский надзор вновь нередко занимается практически всем [3]. Современные задачи по модернизации страны актуализируют вопрос качественной работы государственных органов и ведомств в оказании услуг населению и юридическим лицам, что решается на законодательном уровне. Правовым способом решается одна из приоритетных задач, направленная на повышение качества государственных услуг, сокращение для граждан количество визитов в ведомства, ликвидацию излишних барьеров, снижение необходимости личных контактов с чиновниками. Правительством устанавливаются стандарты качества, усиливается контроль над деятельностью государственных органов. Институт публичных услуг для России является достаточно новым, и на него возлагаются большие надежды.

Список  литературы.

  1. Гринко А.В. Судоустройство и правоохранительные органы в вопросах  и ответах: учебное пособие-Москва: Проспект, 2013.-С.134.
  2. Паламарчук А.В., Бессарабов В.Г. История становления общего надзора и задачи органов прокуратуры по надзору за исполнением федерального законодательства // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2011. № 6 (26). С. 47 – 58.
  3. Мыцыков А.Я. Надзор за исполнением законов: нужна ли процессуальная форма? // Законность и правопорядок. – 2013. – № 2. – С. 13-17.
    ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ
    Правовые основы прокурорского надзора за исполнением законов о предоставлении государственных и муниципальных услуг. Статья посвящена вопросам правового регулирования прокурорского надзора за исполнением законов при предоставлении государственных и муниципальных услуг, федеральному законодательству, правоприменительной практике в сфере данных правовых отношений.
    Written by: Рубцова Майя Викторовна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/21/2016
    Edition: euroasia-science_28.04.2016_4(25)
    Available in: Ebook