23 Июн

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВИЛ СОВЕРШЕНИЯ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РФ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Нотариальная деятельность осуществляется в установленном законом порядке. Порядок совершения нотариальных действий устанавливается Основами законодательства Российской Федерации о нотариате [10] и другими законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При совершении нотариальных действий нотариус руководствуется общими правилами, характерными для совершения всех нотариальных действий, и особенными правилами, характерными для совершения отдельных нотариальных действий.

Правила совершения нотариальных действий содержаться также в Методических рекомендациях по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ [9], Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления [8].

Нотариальные действия эффективно обеспечивают охрану и защиту бесспорных прав и интересов только в том случае, если они совершаются в строгом соответствии с установленными законом правилами. Полноценная реализация функций нотариата невозможна без построения стройного, гармоничного регламента проверки исполнения нотариусами своих обязанностей, строгого и неуклонного соблюдения ими закона и в то же время обеспечения независимости нотариуса, свободы его усмотрения.

По общему правилу в самом начале совершения нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица. Личность устанавливается на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия, за исключением случая регистрации уведомления о залоге движимого имущества, направленного нотариусу в электронной форме [12, c. 147].

Установление личности — вопрос непростой, и тем более при нотариальных действиях, когда не должно быть никаких сомнений, что перед нотариусом находится именно тот человек, который указан в документах [4, c. 38]. Для этого, по мнению автора, необходимо внести изменения в ст. 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, в которой утвердить перечень документов, удостоверяющих личность, и процедуру установления личности.

По аналогии необходимо принять решение на государственном уровне по процедуре установления личности нотариусами при совершении нотариальных действий, что, несомненно, повысит качество и доступность получения требуемых услуг гражданами России, а также реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации [3].

Статья 264 Налогового кодекса РФ устанавливает, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика в виде платы государственному и (или) частному нотариусам за нотариальное оформление [5].

Кроме того, в силу п. 39 ст. 270 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде платы государственному и (или) частному нотариусам за нотариальное оформление сверх тарифов, утвержденных в установленном порядке.

Согласно ст. 22 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма:

а) нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

б) а нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе, и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

К числу нотариальных действий, за совершение которых согласно ст. 333.24 Налогового кодекса РФ взимается госпошлина, относятся:

1) удостоверение доверенностей;

2) удостоверение договоров (об ипотеке жилого помещения, ипотеке другого недвижимого имущества, договоров купли-продажи и залога доли или части доли в уставном капитале ООО, прочих договоров, предмет которых подлежит оценке, если такое удостоверение обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации, договоров уступки требования по договору об ипотеке жилого помещения, а также по кредитному договору и договору займа, обеспеченному ипотекой жилого помещения, договоров поручительства);

3) удостоверение учредительных документов (копий учредительных документов) организаций;

4) удостоверение соглашения об уплате алиментов;

5) удостоверение брачного договора;

6) удостоверение соглашения об изменении или о расторжении нотариально удостоверенного договора;

7) удостоверение завещаний, за принятие закрытого завещания;

8) вскрытие конверта с закрытым завещанием и оглашение закрытого завещания;

9) удостоверение доверенностей на право пользования и (или) распоряжения имуществом;

10) совершение морского протеста;

11) свидетельствование верности перевода документа с одного языка на другой;

12) совершение исполнительной надписи;

13) принятие на депозит денежных сумм или ценных бумаг, если такое принятие на депозит обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации;

14) свидетельствование подлинности подписи, если такое свидетельствование обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации [11, c. 675];

15) выдача свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию;

16) принятие мер по охране наследства;

17) совершение протеста векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта и за удостоверение неоплаты чека;

18) выдача дубликатов документов, хранящихся в делах государственных нотариальных контор, органов исполнительной власти;

19) совершение прочих нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма.

В соответствии с пп. 1 — 3, 15, 16 п. 1 ст. 333.24 Налогового кодекса РФ госпошлина взимается:

1) за удостоверение доверенностей на совершение сделок (сделки), требующих (требующей) нотариальной формы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в размере 200 руб.;

2) за удостоверение прочих доверенностей, требующих нотариальной формы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в размере 200 руб.;

3) за удостоверение доверенностей, выдаваемых в порядке передоверия, в случаях, если такое удостоверение обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации, в размере 200 руб.;

4) за удостоверение доверенностей на право пользования и (или) распоряжения имуществом, за исключением доверенностей на право пользования и (или) распоряжения автотранспортными средствами:

а) детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам — в размере 100 руб.;

б) другим физическим лицам — в размере 500 руб.;

5) за удостоверение доверенностей на право пользования и (или) распоряжения автотранспортными средствами:

а) детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам — в размере 250 руб.;

б) другим физическим лицам — в размере 400 руб.

Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами (п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса РФ) [1].

При этом одна доверенность может быть выдана нескольким представителям. В случае выдачи доверенности нескольким представителям каждый из них обладает полномочиями, указанными в доверенности, если в доверенности не предусмотрено, что представители осуществляют их совместно (п. 4 ст. 185 Гражданского кодекса РФ).

В случае если доверенность выдана нескольким представителям, возникает вопрос о том, должна ли госпошлина за удостоверение доверенности быть уплачена каждым из представителей в установленном размере или госпошлина может быть уплачена каждым из представителей в равных долях исходя из общего установленного размера госпошлины.

Однако особенностей уплаты государственной пошлины (нотариального тарифа) в случае удостоверения доверенности, выдаваемой от имени нескольких лиц одному лицу или нескольким лицам, гл. 25.3 «Государственная пошлина» Налогового кодекса РФ не предусмотрено.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 333.25 Налогового кодекса РФ, предусматривающим особенности уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий, установлено только, что при удостоверении доверенности, выданной в отношении нескольких лиц, государственная пошлина уплачивается однократно.

В связи с этим Минфин России разъяснил, что для исчисления размера государственной пошлины за удостоверение доверенности, выдаваемой от имени нескольких лиц одному лицу или нескольким лицам, должно учитываться количество представляемых лиц.

Например, если доверенность выдается от имени 3 представляемых лиц одному представителю или нескольким представителям, то, учитывая, что в данной доверенности объединены исходя из количества представляемых лиц 3 доверенности, государственная пошлина должна уплачиваться за удостоверение каждой из 3 доверенностей независимо от количества представителей.

Следует обратить внимание, что положениями Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» [7] пересмотр размеров госпошлины, уплачиваемой за совершение указанных в ст. 333.25 Налогового кодекса РФ нотариальных действий, с 1 января 2015 г. не предусмотрен.

С 01.07.2015 изменились требования к документам, предъявляемым для совершения нотариального действия.

Так, документы, представляемые нотариусу в подтверждение фактов, которые нотариус обязан проверить при совершении нотариального действия, должны соответствовать следующим требованиям.

В случае если указанные документы исполнены на бумажных носителях, они не должны иметь подчисток или приписок, зачеркнутых слов либо иных неоговоренных исправлений и не могут быть исполнены карандашом или с помощью легко удаляемых с бумажного носителя красителей [2, c. 10]. Текст документа должен быть легко читаемым. Целостность документа, состоящего из нескольких листов, должна быть обеспечена путем его скрепления или иным исключающим сомнения в его целостности способом. Если имеющиеся в документе неоговоренные исправления или иные недостатки являются несущественными для целей, для которых представлен документ, нотариус вправе принять такой документ для совершения нотариального действия.

При этом нотариусы принимают для совершения нотариальных действий электронные документы, но их формат должен соответствовать требованиям законодательства о нотариате и других законодательных актов РФ и которые могут быть воспроизведены программно-техническими средствами, имеющимися в распоряжении нотариуса.

В действующих ранее требованиях ничего не было сказано о документах в электронном виде.

Кроме того, с 01.07.2015 вступили в силу новые нормы — требования к нотариально оформляемому документу, которых ранее законодательно установлено не было.

Текст нотариально оформляемого документа на бумажном носителе (свидетельство, удостоверяемая сделка, протокол и др.), а также удостоверительная надпись, исполнительная надпись должны быть изготовлены с помощью технических средств или написаны от руки и легко читаемыми. Использование карандаша или легко удаляемых с бумажного носителя красителей, а также наличие подчисток или приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений не допускается. В нотариально оформляемом документе на бумажном носителе, состоящем из нескольких листов, листы должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью нотариуса, если законодательством не установлен иной способ обеспечения целостности такого документа.

Требования к формату нотариально оформляемого документа в электронной форме устанавливаются федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

В тексте нотариально оформляемого документа относящиеся к его содержанию числа и сроки должны быть обозначены хотя бы один раз словами, в отношении юридического лица должны быть указаны его полное наименование, адрес, место нахождения и (при наличии) регистрационный номер, в отношении гражданина — фамилия, имя, (при наличии) отчество полностью и (при наличии) место жительства. Законодательством РФ могут быть установлены требования об обязательном указании иных сведений в текстах нотариально оформляемых документов.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ: по сост. на 23 мая 2016 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
  2. Зобова Е.П. Расширение перечня действий, подлежащих нотариальному удостоверению // Налоговая проверка. — 2015. — № 4. — С. 10 — 20.
  3. Конституция Российской Федерации от 24 июля 2014г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
  4. Музыченко П.Б. О проблемах установления личности при совершении нотариальных действий // Нотариус. — 2015. — № 2. — С. 38 — 41.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 № 117-ФЗ: по сост. на 01 июня 2016 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2000. — № 32. — Ст. 3340.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 № 146-ФЗ: по сост. на 02 июня 2016 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — № 31. — 1998. — Ст. 3824.
  7. О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 21 июля 2014 № 221-ФЗ: по сост. на 29 июня 2015 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 30 (Часть I). — Ст. 4222.
  8. Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов: Приказ Минюста Российской Федерации от 27 декабря 2007 № 256: по сост. на 03 августа 2009 г. // Российская газета. — № 3. — 2008.
  9. Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации: Приказ Минюста Российской Федерации от 15 марта 2000 № 91 // Бюллетень Минюста Российской Федерации. — № 4. — 2000.
  10. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1: по сост. на 01 июня 2016 г. // Российская газета. — № 49. — 1993.
  11. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации: Ч. 2 / В.Р. Дворецкий, Т.Н. Межуева, К.А. Либерман и др.; под ред. А.В. Касьянова, Л.В. Чистяковой. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2015. — 2422 с.
  12. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: учебник для вузов. 4-е изд. — М.: Дело и Сервис, 2015. — 592с.
    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВИЛ СОВЕРШЕНИЯ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РФ
    В статье рассматриваются основы правового регулирования правил совершения нотариальных действий, новые требования к документам, предъявляемым для совершения нотариального действия, а также размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий на основе комплексного анализа норм действующего законодательства о нотариате.
    Written by: Косенко Анастасия Андреевна
    Published by: Басаранович Екатерина
    Date Published: 12/17/2016
    Edition: euroasia-science_6(27)_23.06.2016
    Available in: Ebook