26 Сен

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРЕШЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ СПОРОВ В ДОСУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Досудебный порядок урегулирования споров – это процедура, направленная на разрешение спорных вопросов, возникших между сторонами обязательства, до обращения в арбитражный или иной компетентный суд [5].

 Установленный в законе или предусмотренный в договоре досудебный порядок урегулирования спора более оперативен по сравнению с судебным разбирательством, так как позволяет минимизировать издержки участников материального правоотношения, а также разгрузить суды. Кроме того, данный порядок оказывает дисциплинирующее воздействие: закреплением процессуальных санкций за несоблюдение досудебных процедур законодатель выстраивает определенную линию поведения участников спорного правоотношения, формирует модель их поведения.

Следует отметить, что до недавнего времени в процессуальном праве Российской Федерации существовала определенная судебная монополия на разрешение споров, и иные альтернативные процедуры ни на законодательном, ни на правоприменительном уровне не развивались.

В конце ХХ – начале ХХІ века идея о возможности развития в России медиации и других примирительных процедур была воспринята и поддержана не только представителями судов, которые в первую очередь заинтересованы в их развитии, но и активно пропагандировалась Президентом Российской Федерации и органами исполнительной власти. Так, по итогам Всероссийского съезда судей Д. А. Медведев сформулировал и дал поручение разработать и внедрить досудебные процедуры рассмотрения споров. Вместе с тем еще в 2006 г. Правительством России была принята Федеральная целевая программа развития судебной системы 2007 — 2011 годов, в которой внедрение примирительных процедур (восстановительной юстиции), внесудебных и досудебных способов урегулирования споров, в том числе вытекающих из административных правоотношений, рассматривается как одно из приоритетных направлений, развитие которого необходимо для снижения нагрузки на судей, экономии бюджетных ресурсов и повышения качества осуществления правосудия [2]. Отдельно в данной программе указывается на необходимость широкого внедрения процедур медиации в качестве механизмов реализации положений законов Российской Федерации, предусматривающих возможность примирения сторон. Одной из приоритетных целей обозначается разработка нормативных правовых актов, определяющих механизм реализации указанных в программе положений, статус соответствующих организаций, осуществляющих функции медиации, а также регламент (процедуру) их работы. Все это говорит о том, что формирование и развитие примирительных процедур в России сегодня действительно рассматриваются как одно из политически приоритетных направлений дальнейшей эволюции российского правосудия [2].

Таким образом, в настоящее время в российском законодательстве происходит становление частноправовых способов урегулирования споров. На сегодняшний день созданы и функционируют различные специализированные организации по досудебному урегулированию гражданских споров и  посреднические структуры. Так, в Москве работают центры примирительных процедур при Торгово-промышленной палате России, Европейском деловом клубе, Ассоциации региональных банков России. В Санкт- Петербурге активно действует Примирительная палата, с 1993 года успешно работают Петербургский центр разрешения конфликтов и Центр содействия третейскому разбирательству [5].

Некоторые ученые, в частности М. И. Клеандров, выделяют досудебный порядок урегулирования споров в отдельную процессуальную стадию, где урегулирование спора производиться в соответствующих, закрепленных правовыми предписаниями формах. Исходя из этого, стоит сказать, что сегодня в Российской федерации претензионный порядок разрешения споров следует в первую очередь развивать в рамках процессуального права [5].

Значение дальнейшего развития института урегулирования гражданских споров в досудебном порядке состоит не только в усовершенствовании существующего механизма, снижении нагрузки на суды и экономии бюджетных средств, но и в повышении качества правосудия в стране в целом.

Несмотря на уже принятые для развития исследуемого института меры, Россия находится еще на этапе становления досудебного разрешения гражданских споров. Для широкомасштабного развития соответствующей практики и эффективного использования потенциала досудебного урегулирования необходим комплекс мер, включающий совершенствование законодательства и популяризацию досудебного урегулирования споров среди различных социальных, профессиональных групп, бизнес-сообщества и общества в целом. Развитие данного института необходимо как каждому гражданину, так и государству.

Список использованной литературы:

  1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // Рос. газ. 2002. — 27 июля. — С. 7-15 (в действующей ред.).
  2. Воробьева Е. С. Развитие альтернативных способов урегулирования споров в России в условиях глобализации [Текст] / Е. С. Воробьева // Право: история, теория, практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2011 г.).  — СПб.: Реноме, 2011. — С. 6-9.
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 138-Ф3 // Рос. газ. 2002. — 20 нояб. — С. 9-16 (в действующей ред.).
  4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, утв. указом Президиума Верховного Совета РСФСР 11 июня 1964 г. // Свод законов РСФСР. Т. 8. — С. 175.
  5. Интернет-конференция Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации В. Ф. Яковлева «Досудебное урегулирование споров и урегулирование споров на ранней стадии судопроизводства» URL: garant.ru/action/conference/10136/.
  6. О судебной системе Российской Федерации : федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ // Рос. газ. 1997. — 6 янв. — С. 3 (в действующей ред.).
  7. Об арбитражных судах в Российской Федерации : федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ // Рос. газ. 1995. — 16 мая. — С. 6-8 (в действующей ред.).
  8. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» № 193-ФЗ от 27.07.2010 .
  9. О подготовке гражданского дела к судебному разбирательству: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 июня 2008 г. № II // Бюл. Верховного Суда Российской Федерации. 2008. -№ 9. — С. 2-8 (в действующей ред.).
    ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРЕШЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ СПОРОВ В ДОСУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ
    Статья посвящена возможности разрешать гражданские споры в досудебном порядке и преимуществам такого рода решений. Показано, что досудебное урегулирование споров имеет ряд как финансовых, так и временных преимуществ. С другой стороны, нельзя утверждать, что данная процедура не требует никаких финансовых вложений и помощи юридически подкованного лица. Главное достоинство этого метода состоит в меньших временных и финансовых затратах, а также в разгрузке государственных судов и реформировании судебной системы в целом.
    Written by: Вейнгольд Мария Павловна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/06/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_09(18)
    Available in: Ebook