26 Сен

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА ПО ДОГОВОРУ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Автомобильный транспорт, в настоящие время, занимает устойчивую позицию в экономике РФ. Данное положение обусловлено доступностью       и гибкостью данного вида транспорта, которая заключается в его мобильности и локализации деятельности. Кроме того, транспортировка грузов в некоторых субъектах страны возможна исключительно данным видом транспорта по причине дефицита транспортного комплекса. По данным Минтранса РФ, грузовым автомобильным транспортом в различных отраслях экономики перевезено 5829,3 млн. тонн грузов, грузооборот составил 247,9 млрд. т-км.

В структуре перевозок грузов постепенно увеличивается доля автомобильного транспортного сегмента в среднем на 0,2 ежегодно. В общем объеме коммерческих перевозок структурный уровень автомобильного и железнодорожного транспорта составляет 78 %, при этом на долю автомобильного транспорта приходится 44 % от общего объема перевозок всех грузов. Объем коммерческих перевозок по всем субъектам автотранспортного комплекса экономики составляет примерно 1664 млн. тонн, коммерческий грузооборот – 127 млрд. т-км. На основании данной тенденции, рассмотрение автомобильного транспорта рационально производить с позиции коммерческих грузоперевозок. Ежегодно растет количество компаний автоперевозчиков, на 2015 г. насчитывалось 255 тысяч организаций в данном сегменте.

Перевозчик выполняет свою деятельность согласно договору перевозки груза. Договор является механизмом появления и регулирования отношений между клиентом и перевозчиком. При заключении договора стороны накладывают на себя обязательства относительно перевозки. Согласно действующему законодательству, перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу. Отправитель (клиент), в свою очередь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Перевозка подразделяется на городскую, пригородную, междугородную, международную.

Деятельность перевозчика регулируют правовые акты. Согласно виду перевозки, используется определенный правовой акт. При внутренних перевозках им выступает [1] УАТ и ГНЭТ. При международных [2]–CMR. Каждый из нормативных актов имеет характер императива.

Ответственность перевозчика согласно данным правовым актом презюмируется. Презумпция имеет место быть по причине обязательств, которыми наделяется перевозчик при заключении договора, основой которого является обязанность перевозчика в доставке. Другими словами, перевозчик возлагает на себя ответственность, которая отражается состоянием груза, то есть объекта имеющим как выраженный интерес заинтересованных в нем лиц, так и вещественную ценность данного объекта. На основании сказанного складывается концепция ответственности перевозчика как лица, не имеющего интерес в объекте, то есть грузе, а лица, интерес которого возложен на его состояние в период процесса который зависит не посредственно от перевозчика.

Ответственность перевозчика по УАТ и ГНЭТ приведена в статье 34 настоящего федерального закона. Ответственность перевозчика по данному акту представлена в табл. 1.

Таблица 1

Ответственность перевозчика по УАТ и ГНЭТ

Вид ответственности перевозчика Информационный критерий по виду ответственности Размер ответственности
За невывоз груза ­— 20 % от провозной платы
За несвоевременное предоставление АТС (под погрузку) Городское пригородное сообщение 5 % от провозной платы за каждый час
Междугороднее сообщение 1 % среднесуточной провозной платы
За несохранность груза Может дополнятся договором (объявленная стоимость) По счету продавца ст. 34 п. 8
За просрочку в доставке Исчисляется от назначенного срока 9 % от провозной платы за каждые сутки

Конвенция CMR является инструментом международного частного права и регулирует договорные отношения по международной перевозке грузом автотранспортом между грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем. Ответственность перевозчика приведена в 4 главе данной конвенции, а также дополнительным протоколом заменяющим статью 23 и дополняющим ее. Ответственность перевозчика по данному акту представлена в виде табл. 2.

Таблица 2

Ответственность перевозчика по КДПГ

Вид ответственности перевозчика Информационный критерий по виду ответственности Размер ответственности
За сохранность груза Статья 23 данной конвенции Не может превышать 25 франков за кг.
Согласно дополнительному протоколу 8,33 СДР за каждый кг. груза. Но не более провозной платы
За просрочку в доставке Фактическое опоздание, согласно договору. Устанавливается договором
Проценты на сумму подлежащие возмещению Если не последовало рекламации, то со дня подачи иска 5 % годовых, со дня принятия рекламации

Ответственность перевозчика в обоих случаях четко определенна и регламентирована. При рассмотрении документов были выявлены явные сходства в критериях ответственности перевозчика, где видно, что главным и основополагающим критерием будет являться сохранность груза при перевозке. Через анализ концепции данной услуги определяется, что от перевозчика зависит процесс перевозки объекта,- то есть груза из пункта получения им груза в пункт передачи груза лицу уполномоченному в его получении. При этом груз имеет вещественную субстанцию, оцениваемую его состоянием, что непосредственно важно для лиц проявляющим интерес в данном объекте, а значит, перевозка базируется в пространственном перемещении объекта без изменений его качественных и количественных показателей, что будет являться важной задачей для лица, осуществляющего перевозку и важным условием лиц, которые прибегают к данному виду услуг. Следовательно, главным признаком ответственности перевозчика является состояние груза, который формирует условие выраженное нормативно правовой базой как обязательство в сохранности груза.

Уровень утраченных по различным причинам грузов, по данным «РОСГОССТРАХ», составляет 0,3-0,45% от общего объема грузопотока, так на автомобильном — 0,3%, из них 70% приходится на хищения, остальные 30% — на аварии и крушения.

По данным «РОССЮРВЕЙР» каждая 6-ая перевозка сопровождается с неправильным или недостаточным креплением, упаковкой и размещением груза.

Также необходимо отметить что последствия несохранности груза и ограничение ответственности перевозчика невозможно исключить по средством страхования. Страхование в данном сегменте подразделяется на страхование груза и страхование ответственности перевозчика. Из двух представленных внимание привлекает страхование груза. Однако понимание механизма страхования груза как компенсирование любого случая несохранности груза является неверным. Существует ряд нюансов, которые обозначают невозможность избежания многих факторов несохранности груза. Одним из них — это невозможность полного покрытия убытков перевозчика по причине ограничений в отношении страховой суммы к страховому взносу. Размер страхового взноса не может превышать суммы стоимости груза, а страховая сумма по аналогии не может превышать страхового взноса. Другими словами, в случаях повреждения не только груза, компенсироваться будет лишь стоимость груза. Вторым важным аспектом страхования является ограничения по случаям, что указывается во всех страховых компаниях, оказывающих данный спектр услуг как по умолчанию, а именно к страховому случаю не относится несохранность груза в случае недостаточного (неправильного) крепления, размещения груза в кузове, неправильная упаковка и маркировка [3].

Важность фактора сохранности груза выступает как обязанность перевозчика согласно договора перевозки, а значит повышения значимости данного фактора путем нормативного закрепления является одним из методов повышения качества перевозок груза на автомобильном транспорте. Во многих странах существуют подзаконные акты регулирующие ответственность перевозчика и описывают процесс организации перевозочного процесса с точки зрения факторов влияющих на сохранность груза в период перевозки.

Список литературы:

  1. Федеральный закон № 259 фз, от 2.04.2008 г. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта
  2. Конвенция о договоре перевозки груза от 1969 г.
  3. Стоян К.К. Определение потенциала риска несохранности груза при организации автомобильной перевозки [Текст] / Стоян К.К. // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. – 2014 – с 193-199
    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА ПО ДОГОВОРУ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА
    Автомобильный транспорт является важным звеном экономики России. Главным аспектом ответственности перевозчика по договору перевозки груза является сохранность груза. Нормативное закрепление сохранности груза в перспективе способствует повышению качества перевозки груза на автомобильном транспорте.
    Written by: Стоян Кирилл Константинович
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/06/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_09(18)
    Available in: Ebook