30 Дек

ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ: ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:

В 2013 г. был принят Федеральный закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [13] (далее – Закон № 442-ФЗ), который вступает в силу с 1 января 2015 года.

Как отмечается в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации [4] Закон № 442-ФЗ устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.

Понятие «поставщик социальных услуг» определено в п. 4 ст. 3 Закона № 442-ФЗ, в соответствии с которым «поставщиком социальных услуг признается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание». Данные понятия являются новыми. В п. 1 ст. 3 Закона 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения» [11] были даны определение «социальные службы» ‑ предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица [3].

Одним из видов поставщиков социальных услуг являются организации социального обслуживания, под которыми в соответствии со ст. 23 Закона № 442-ФЗ понимаются организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание.

В содержание административно-правового статуса организации принято включать следующие элементы [1, с. 107]:

а)  место организации в административно-публичной сфере, в том числе подведомственность (подчиненность) ее конкретному органу исполнительной власти либо иной вид юридической связи с органами исполнительной власти;

б)  предмет, виды и сфера деятельности организации;

в)  цели создания и деятельности организации;

г)  задачи, решаемые организацией в административно-публичной сфере;

д)  функции, выполняемые организацией в административно-публичной сфере;

е)  административные права (полномочия) организации в административно-публичной сфере;

ж) ограничения административных прав (полномочий) организации в административно-публичной сфере;

з)  административные обязанности организации в административно-публичной сфере;

и)  юридическая (административная и иная публично-правовая) общая или специальная ответственность организации за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения.

Рассмотрим отдельные элементы административно-правового статуса организаций применительно к организациям социального обслуживания в связи с принятием Закона № 442-ФЗ.

С учетом места организаций в системе административных правоотношений согласно ст. 5 Закона № 442-ФЗ организации социального обслуживания подразделяются на:

  • находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
  • находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации (далее ‑ организации социального обслуживания субъекта Российской Федерации);
  • негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги.

Следует согласиться с мнением О.И. Баженовой, что принятый Закон № 442-ФЗ, «не упоминает ни об участии муниципальных образований в системе социального обслуживания, ни об их праве на создание муниципальных организаций социального обслуживания» [2,с. 63]. Заметим, что на основании п. 5 ст. 5 Закона № 442-ФЗ муниципальные образования имеют возможность создавать муниципальные организации социальной защиты в целях реализации делегированных им государственных полномочий в рассматриваемой сфере, а также в случае принятия на себя социальные обязательств в инициативном порядке.

По форме, в которой организации социального обслуживания оказывают социальные услуги гражданам, они подразделяются на:

  • организации социального обслуживания на дому;
  • организации полустационарного социального обслуживания;
  • организации стационарного социального обслуживания.

В ч. 2 ст. 19 Закона № 442-ФЗ установлено, что социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток.

В соответствии с ч. 3 ст. 19 Закона № 442-ФЗ социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. При этом определено, что получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления всех видов социальных услуг, за исключением срочных социальных услуг.

Статьей 20 Закона № 442-ФЗ установлены следующие виды социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, и срочные социальные услуги.

Правительством РФ утвержден примерный перечень социальных услуг по их видам с учетом форм социального обслуживания [7].

На основании примерного перечня социальных услуг законом субъекта РФ утверждается перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг (п. 9 ст. 8 Закона № 442-ФЗ). Частью 1 ст. 35 Закона № 442-ФЗ предусматривается, что утвержденный органом государственной власти субъекта РФ перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в субъекте РФ, не может быть сокращен по сравнению с установленным в субъекте РФ по состоянию на 31 декабря 2014 года перечнем социальных услуг.

С учетом вышеобозначенных положений Закона № 442-ФЗ, а также в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 7 этого Закона и Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации [6], последним утверждена примерная номенклатура организаций социального обслуживания [8].

В зависимости от целей создания и деятельности Закон № 442-ФЗ допускает деление организаций социального обслуживания коммерческие и некоммерческие.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 ГК РФ коммерческими организациями признаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а некоммерческими организациями – организации не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Понятие социально ориентированных некоммерческих организаций определено в п. 2.1 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» [12]: «социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных названным Законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в России, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 названного Закона».

Общей целью создания и деятельности организаций социального обслуживания является удовлетворение и защита государственных и общественных интересов в области социального обслуживания, которая конкретизируется в уставе соответствующей организации.

Административные права организаций социального обслуживания перечислены в ч. 1 ст. 11 Закона № 442-ФЗ, они (организации) наделяются правами как поставщики социальных услуг.

Так организации социального обслуживания имеют право:

  • запрашивать соответствующие органы государственной власти, а также органы местного самоуправления и получать от указанных органов информацию, необходимую для организации социального обслуживания;
  • быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации;
  • получать в течение двух рабочих дней информацию о включении их в перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.

Право быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации корреспондирует с положением ч. 2 ст. 25 Закона № 442-ФЗ, согласно которому организации социального обслуживания включаются в реестр поставщиков социальных услуг на добровольной основе.

Перечень обязанностей организаций социального обслуживания закрепленный в ч. 1 ст. 21 значительно превышает по объему перечень прав, однако к административным обязанностям можно отнести не все, а лишь некоторые из них. К административным, в частности, можно отнести следующие обязанности:

  • осуществлять свою деятельность в соответствии с Законом № 442-ФЗ, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п. 1 ч. 1 ст. 12);
  • использовать информацию о получателях социальных услуг в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации о персональных данных требованиями о защите персональных данных (п. 5 ч. 1 ст. 12);
  • предоставлять уполномоченному органу субъекта Российской Федерации информацию для формирования регистра получателей социальных услуг (п. 6 ч. 1 ст. 12).

В ст. 13 Закона № 442-ФЗ, закреплены положения, имеющие целью обеспечить информационную открытость поставщиков социальных услуг. По своей сути требования, содержащиеся в данной статье, также представляют собой административные обязанности. Часть 1 ст. 13 Закона № 442-ФЗ возлагает на организации социального обслуживания обязанности формировать общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о деятельности этих поставщиков, и обеспечивать доступ к данным ресурсам.

В ч. 2 данной статьи определен минимальный перечень информации, открытость и доступность которой обязаны обеспечивать организации социального обслуживания. Организации социального обслуживания обеспечивают открытость и доступность иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению поставщика социальных услуг и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 13 ч. 2 ст. 13).

Закон № 442-ФЗ кроме обязанностей устанавливает также запреты, которые должны соблюдать организации социального обслуживания. Так в соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона № 442-ФЗ организациям социального обслуживания запрещено:

  • ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг;
  • применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними;
  • помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот.

Закона № 442-ФЗ содержит нормы, предусматривающие осуществление контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, в том числе общественного контроля.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона № 442-ФЗ отношения, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, организацией и проведением проверок организаций социального обслуживания регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [10].

В целях исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания утвержден административный регламент [9]. В соответствии с п. 4 данного регламента предметом государственного контроля (надзора) является проверка соответствия деятельности организаций социального обслуживания, объемов, качества социальных услуг, порядка и условий их оказания требованиям, установленным государственными стандартами социального обслуживания.

Регулирование регионального государственного контроля в сфере социального обслуживания в соответствие с ч. 2 ст. 33 Закона № 442-ФЗ осуществляется уполномоченным органом субъекта РФ в порядке, установленном органом государственной власти субъекта РФ [5].

Таким образом, организации социального обслуживания как субъекты административного права, Законом № 442-ФЗ наделены правами, обязанностями как поставщики социальных услуг, а также в отношении них установлены запреты, что является новеллой по отношению к ранее действующему законодательству.

Законом № 442-ФЗ введены новые понятия «поставщик социальных услуг», «организация социального обслуживания» и другие. В полном соответствии с требованиями Закона Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, утверждена новая примерная номенклатура организаций социального обслуживания.

Следовательно, со вступлением в силу Закона № 442-ФЗ с 1 января 2015 года организациям социального обслуживания в уставы организаций необходимо будет внести изменения, уточняющие полное наименование организаций социального обслуживания, в соответствии с номенклатурой отражающее сведения о виде собственности, подведомственности, о наличии специализации по форме и виду оказания социальных услуг, а также о категориях клиентов, на которых ориентирована деятельность учреждения (престарелые, инвалиды, дети, женщины).

Список литературы:

  1. Административное право России: учебник / под ред. В.Я. Кикотя, П.И. Кононова, И.Ш. Килясханова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 759 с.
  2. Баженова О.И. К проблеме наделения муниципальных образований полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 7. С. 62-68.
  3. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.
  4. Письмо Минтруда России от 05.02.2014 N 12-5/10/В-547 «О направлении информации по Федеральному закону от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.rosmintrud.ru по состоянию на 06.02.2014.
  5. Постановление КМ РТ от 25.11.2014 № 909 «Об утверждении Порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в Республике Татарстан» // СПС КонсультантПлюс; Постановление Правительства Оренбургской области от 30.10.2014 № 825-п «Об утверждении порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Оренбургской области» // Оренбуржье. 2014. 13 ноября.
  6. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 26. Ст. 3528.
  7. Постановление Правительства РФ от 24.11.2014 № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 48. Ст. 6872.
  8. Приказ Минтруда России от 17.04.2014 № 258н «Об утверждении примерной номенклатуры организаций социального обслуживания» // Российская газета. 2014. 04 июня.
  9. Приказ Минтруда России от 31.07.2013 № 336н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания» // Российская газета. 2014. 31 января.
  10. Собрание законодательства РФ. 2008. № 52. Ст. 6249.
  11. Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4872.
  12. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
  13. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52. Ст. 7007.
    ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ: ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА
    Written by: Филимонова Наталья Ивановна, Гурин Андрей Игоревич
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/24/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook