30 Дек

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ОБ ОБРАТНОЙ СИЛЕ ЗАКОНА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Одной из правовых аксиом, отражающих уже установленные и достоверные знания, является суждение о том, что закон обратной силы не имеет. Под обратной силой закона понимают «такое его действие на правоотношение, при котором новый закон предполагается существовавшим в момент возникновения правоотношения. Последствия, которые были законно произведены при старом законе, признаются неправильными и подлежат изменению в соответствии с нормами нового закона» [1, с. 96].

На аксиомы как «простейшие юридические суждения эмпирического уровня, сложившиеся в результате многовекового опыта социальных отношений и взаимодействия человека с окружающей средой» [2, с. 29] опирается наука как на исходные, проверенные жизнью данные. Правовые аксиомы определяются как самоочевидные истины, не требующие доказательств [3, с. 353].

Пунктом 1 статьи 4 ГК РФ предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

В связи с этим, интересным является исследование действия правила об обратной силе закона на практике.

Так, между администрацией муниципального образования (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка для строительства объекта по оказанию услуг и обслуживанию населения. Договор был заключен на основании постановления администрации, сроком на десять лет, зарегистрирован в установленном законом порядке. Одновременно с подписанием договора аренды земельный участок передан по акту приема-передачи.

В мае 2012 г. обществу выдан подготовленный департаментом градостроительный план земельного участка, в пункте 2 которого отражено, что информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства содержатся в Правилах землепользования и застройки в редакции решения городской Думы Краснодара от 19.08.2010 г. № 81 п.5.

Выполняя требования пункта 6 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ на основании градостроительного плана земельного участка была подготовлена проектная документация на строительство объекта. В силу части 3.4. статьи 49 Градостроительного кодекса РФ проведена экспертиза проектной документации, по результатам которой 31.10.2013 г. выдано положительное заключение с общим выводом: проектная документация соответствует техническим регламентам, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка, национальным стандартам, заданию на проектирование, результаты инженерных изысканий соответствуют требованиям технических регламентов.

Общество обратилось в департамент с просьбой выдать разрешение на строительство объекта. Рассмотрев заявление и представленные с ним документы, 19.11.2013 г. департамент отказал в выдаче разрешения на строительство объекта, обосновав отказ тем, что градостроительный план земельного участка не соответствует Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город  Краснодар, утвержденным решением городской думы Краснодара от 30 января 2007 г. №19 п. 6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар» с внесенными изменениями по состоянию на 22.10.2013 г.

Департамент полагал, что изменения, внесенные Решением городской Думы Краснодара 22.10.2013 г. № 54 п. 8, вступили в силу 23.10.2013 г. (опубликовано в «Вестнике органов местного самоуправления МО г. Краснодар – 23.10.2013 г.), а не 07.11.2013 г. (опубликования в газете «Краснодарские известия» 06.11.2013 г. №170 (5173)).

Общество, в свою очередь, приводило аргументы следующего порядка.

Градостроительный план земельного участка был выдан департаментом в мае 2012 г. с учетом действующих на тот момент нормативных актов, в том числе Решения городской Думы Краснодара четвертого созыва от 30.01.2007 г. №19 п. 6, с изменениями, внесенными решением от 19.08.2010 г. № 81 п. 5.

Решение городской Думы Краснодара пятого созыва LIV заседания Думы от 22.10.2013 г. № 54 п. 8 «О внесении изменений в решение городской Думы Краснодара от 30.01.2007 г. № 19 п. 6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар» (далее Правила землепользования и застройки) на которое указывает департамент, к градостроительному плану, выданному обществу в мае 2012 г. не применяется.

Согласно пункту 1 статьи 72 Устава муниципального образования город Краснодар от 19.07.2003 г. № 37 п. 1 (в редакции Решения городской Думы Краснодара от 17.12.2013 г. № 56 п. 5) муниципальные правовые акты вступают в силу с момента их подписания, если в самом правовом акте не установлен другой порядок вступления его в силу. Муниципальные правовые акты, подлежащие обязательному официальному опубликованию, вступают в силу после их официального опубликования.

В силу пункта 3 статьи 73 Устава официальным опубликованием муниципальных правовых актов признается первая публикация их полного текста в газете «Краснодарские известия», в «Вестнике органов местного самоуправления муниципального образования город Краснодар» или первое размещение (опубликование) их полного текста на официальном интернет-портале администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара (www.krd.ru). При официальном опубликовании муниципального правового акта указывается, что данное опубликование является официальным. Официальными являются также тексты муниципальных правовых актов, распространяемые в машиночитаемом виде в информационно-справочной системе «Норма».

Решение городской Думы Краснодара пятого созыва LIV заседания Думы от 22.10.2013 г. № 54 п. 8 «О внесении изменений в решение городской Думы Краснодара от 30.01.2007 г. № 19 п. 6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар» официально было опубликовано в газете «Краснодарские известия» 06.11.2013 г. №170 (5173) (официальный сайт Администрации муниципального образования город Краснодар — http://krd.ru/dokumenty/dokumenty-gorodskoy-dumy/resheniya-gorodskoy-dumy-krasnodara/document-03122013142642.html). Следовательно, днем вступления в силу Правил землепользования и застройки является 07.11.2013 г.

Таким образом, изменения, внесенные в Правила землепользования и застройки от 22.10.2013 г. вступили в силу после выдачи обществу градостроительного плана земельного участка и завершения проектирования.

Исходя из положений пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ, а также учитывая, что в Решении городской Думы Краснодара от 22.10.2013 г. № 54 п. 8 не установлены какие-либо переходные положения или порядок введения в действие указанных изменений на территории муниципального образования город Краснодар, названное Решение в редакции от 22.10.2013 г. не может применяться ни в отношении градостроительного плана земельного участка, выданного в мае 2012 г., ни в отношении разработанной на его основе проектной документации.

Обобщая вышеизложенное, и в целом, соглашаясь с позицией общества, на наш взгляд, следует обратить внимание на следующие обстоятельства.

Все правоотношения, в которые вступало общество после выдачи ему градостроительного плана, были направлены на выполнение требований норм действующего законодательства. Будучи добросовестным участником правоотношений, общество выполнило предписания закона. При таких обстоятельствах, общество не должно доказывать тот факт, что на момент подачи документов в департамент (после 31.10.2013 г.) Правила землепользования и застройки, утвержденные решением городской думы Краснодара от 30.01.2007 г. № 19 п. 6 действовали в редакции изменений, внесенных Решением городской Думы Краснодара от 22.10.2013 г. № 54 п. 8.

Учитывая то, что положительное заключение негосударственной экспертизы датировано 31.10.2013 г., а также то, что все правоотношения, вытекающие из факта выдачи градостроительного плана, сформировались до внесения изменений в правила землепользования и застройки, применение правил в редакции от 22.10.2013 г. противоречит общим принципам и нормам действующего законодательства, а также может повлечь ограничение правосубъектности общества [4, с. 3-46].

Список литературы:

  1. Тилле А.А. Время, пространство, закон. Действие советского закона во времени и пространстве – М.: Юрид. лит., 1965. – 203 с.
  2. Манов Г.Н. Аксиомы в советской теории права // Советское государство и право. – 1986. — № 9. – С. 29.
  3. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юрист, 2006. – 768 с.
  4. Правосубъектность есть социально-юридическое свойство лица, состоящее в государственном признании за ним в соответствии с потребностями общественного развития возможности участия в правоотношениях в роли носителя прав и обязанностей. См.: Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. М.: Госюриздат, 1958. – 182 с.
    НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ОБ ОБРАТНОЙ СИЛЕ ЗАКОНА
    Written by: Михайлова Александра Сергеевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/24/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook