30 Апр

НАЛОГОВЫЕ КАНИКУЛЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:

Традиционное обращение Владимира Владимировича Путина с ежегодным посланием перед Федеральным Собранием Российской Федерации (04.12.2014) содержало решение по облегчению налогового бремени, для тех, кто только начинает свою работу. В нем говорилось о том, что «для малых предприятий, которые регистрируются впервые, будут предоставлены двухлетние налоговые каникулы»[1]. В результате 29 декабря 2014 года принят Федеральный закон № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»[2](далее – Закон № 477-ФЗ). В соответствии со статьей 2указанный документ вступил в силу со дня его официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 29.12.2014).Инициатива введения двухлетних налоговых каникул для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей родилась в Ульяновской области три года назад в ходе проведения региональнойнедели предпринимательских инициатив[3].

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона № 477-ФЗ ст. 346.20Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) дополнена пунктом 4 следующего содержания:«Законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах.Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов. Минимальный налог, предусмотренный пунктом 6 статьи 346.18 настоящего Кодекса, в данном случае не уплачивается.Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании Общероссийского классификатора услуг населению и (или) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

По итогам налогового периода доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась налоговая ставка в размере 0 процентов, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) должна быть не менее 70 процентов.Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены ограничения на применение налогоплательщиками, указанными в абзаце первом настоящего пункта, налоговой ставки в размере 0 процентов, в том числе в виде:ограничения средней численности работников;ограничения предельного размера доходов от реализации, определяемых в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, получаемых индивидуальным предпринимателем при осуществлении вида предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется налоговая ставка в размере 0 процентов. При этом предусмотренный пунктом 4 статьи 346.13 настоящего Кодекса предельный размер дохода в целях применения упрощенной системы налогообложения может быть уменьшен законом субъекта Российской Федерации не более чем в 10 раз.В случае нарушения ограничений на применение налоговой ставки в размере 0 процентов, установленных настоящей главой и законом субъекта Российской Федерации, индивидуальный предприниматель считается утратившим право на ее применение и обязан уплатить налог по налоговым ставкам, предусмотренным пунктом 1, 2 или 3 настоящей статьи, за налоговый период, в котором нарушены указанные ограничения»[4].

Согласно п.2 ст. 1 Закона № 477-ФЗ ст. 346.50 НК РФ дополнена 3 пунктом:«Законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах.Индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом настоящего пункта, вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя непрерывно не более двух налоговых периодов в пределах двух календарных лет.Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 и подпунктом 2 пункта 8 статьи 346.43 настоящего Кодекса на основании Общероссийского классификатора услуг населению и (или) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.В случае, если налогоплательщик осуществляет виды предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения с налоговой ставкой в размере 0 процентов, и иные виды предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения с налоговой ставкой в размере, установленном пунктом 1 настоящей статьи, или иной режим налогообложения, этот налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов.Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены ограничения на применение налогоплательщиками, указанными в абзаце первом настоящего пункта, налоговой ставки в размере 0 процентов, в том числе в виде:ограничения средней численности работников;ограничения предельного размера доходов от реализации, определяемых в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, получаемых индивидуальным предпринимателем при осуществлении вида предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется налоговая ставка в размере 0 процентов.В случае нарушения ограничений на применение налоговой ставки в размере 0 процентов, установленных настоящей главой и законом субъекта Российской Федерации, индивидуальный предприниматель считается утратившим право на применение налоговой ставки в размере 0 процентов и обязан уплатить налог по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 1 или 2 настоящей статьи, за налоговый период, в котором нарушены указанные ограничения»[5]. Дополнительно Закон № 477-ФЗ внес изменения в ст. 346.51 НК РФ.  П. 2 ст. 2 Закона № 477-ФЗ определено, что положения пункта 4 статьи 346.20, пункта 3 статьи 346.50, пунктов 2 и 3 статьи 346.51 части второй НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются с 1 января 2015 года. С учетом п. 3 ст. 2 Закона № 477-ФЗ положения пункта 4 статьи 346.20 и пункта 3 статьи 346.50 части второй НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются с 1 января 2021 года.

Описав текст Закона № 477-ФЗ, следует перейти к его краткой характеристике с выявлением преимуществ и недостатков, установлением причин и обстоятельств, способствовавших его принятию. В статье будут проанализированы наиболее значимые, как позитивные, так и негативные моменты в результате принятияЗакона № 477-ФЗ, затрагивающие малый и средний бизнеспри введении налоговых каникул.

Одной из главных предпосылок принятия Закона № 477-ФЗ послужило резкое снижение количества индивидуальных предпринимателей (далее – ИП, или предприниматели) в 2013 году[6]. По данным Минэкономразвития России, по сравнению с 2012 годом их число уменьшилось почти на 13%. В 2008 году – 2 742; 2009 – 2663,9; 2010-1914,3; 2011 – 2505,1; 2012 – 2599,3[7]. По данным ФНС России  количество вновь зарегистрированных ИП в 2013 году (за исключением тех, которые и зарегистрировались, и прекратили свою деятельность в этот период) составило 450,2 тыс., что на 18,6% меньше, чем в 2012 году (553,4 тыс.). Количество предпринимателей, прекративших деятельность в 2013 году, составило 932,8 тыс., что на 32,9% больше, чем в 2012 году (702,1 тыс.)[8]. Анализ показал, что большая часть предпринимателей прекратила  деятельность по собственной инициативе. В 2013 году по этой причине прекратили деятельность 914,7 тыс. предпринимателей, что на 34% больше, чем в 2012 году (682,6 тыс.). Согласно данным ФНС России, на 1 января 2014 года в едином государственном реестре зарегистрировано 3 млн 382,1 тыс. ИП, что на 12,9% меньше, чем в начале 2013 года[9].Необходимо отметить, что именно предприниматели составляют более 63% от общего количества субъектов малого и среднего бизнеса (субъекты малого предпринимательства) в России. Одной из основных причин резкого сокращения количества ИП стало увеличение размеров страховых взносов для данной категории лиц более чем в два раза. Так, с 1 января 2013 года порядок расчета суммы уплачиваемых страховых взносов для предпринимателей существенно изменился (п. 7 ст. 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования»)[10]. Большинство граждан вынуждены были прекратить предпринимательскую деятельность.Указанное обстоятельство послужило предпосылкой для возврата прекративших деятельность предпринимателей к легальному бизнесу, создавая благоприятные для них условия. В условиях продолжающегося финансового и экономического кризиса предлагаемые меры, выразившееся в принятии Закона № 477-ФЗ могут способствовать созданию определенной поддержки для малого бизнеса как вынужденной необходимости его «реанимации».

С учетом Закона № 477-ФЗ налоговые каникулы состоят в следующем.

Так, для предпринимателей установлены пониженные налоговые ставки в размере 0 %. Эти ставки можно будет применять на протяжении 2-х налоговых периодов с момента регистрации в качестве ИП.Для получения льгот им нужно будет в течение двух лет со дня регистрации перейти на упрощенную или патентную систему налогообложения.Налоговые каникулы устанавливаются только в отношении предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в социальной, научной или производственных областях.При этом предприниматели смогут воспользоваться этими льготами в том случае, когда они будут зарегистрированы в качестве таковых после принятия законов об установлении налоговых каникул.Субъектам РФ предоставлена возможность устанавливать ограничения на применение налоговых льгот.Закон № 477-ФЗ предусматривает для  региональных властей право предоставлять двухлетние налоговые каникулы новым ИП, выбравшим упрощенную или патентную систему налогообложения. Налоговые каникулы будут устанавливаться законами субъектов РФ в виде нулевой ставки соответствующего налога, и будут действовать в 2015-2020 годах для предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления этих законов в силу.

Приведенный ниже анализ показал, что по состоянию на март 2015 года четыре субъекта оперативно приняли соответствующие законы в отношении применения налоговых каникул. Так,  закон об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для индивидуальных предпринимателей принят в Челябинской области, в одной из первых, где осуществляется его правоприменение, на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в Москве, в Тюменской области.В 9 субъектах РФ внесены и находятся на рассмотрении законопроекты о применении налоговых каникул.

Общая характеристика и сравнительный анализ принятых перечисленными субъектами законопроектов свидетельствует о следующем.

28 января 2015 года депутаты Законодательного собрания Челябинской области приняли закон об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной и патентной систем налогообложения на территории региона № 101-ЗО[11]. В соответствии с положениями статьи 3 данного закона он вступил в силу со дня его официального опубликования – 01 февраля 2015 года и действует до 01 января 2021 года[12]. Закон устанавливает для предпринимателей  следующие виды деятельности, дающие право на налоговые каникулы:   для ИП, использующих упрощённую систему налогообложения (17 видов деятельности: 3 – производственная сфера, 12 в социальной сфере, 2 в научной сфере); для ИП, применяющих патентную систему налогообложения (11 видов деятельности: 6 – производственная сфера, 5 в социальной сфере).

В феврале 2015 года подготовлено заключение на проект закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Об установлении на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры налоговой ставки в размере 0 процентов по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения»[13]. 20 февраля 2015 года принят Закон № 14-ОЗ «Об установлении на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры налоговой ставки в размере 0 процентов по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения», вступающий в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (статья 5 данного документа)[14]. Следует отметить, что в сравнении с предыдущими, Закон № 14-ОЗ устанавливает довольно обширный перечень видов предпринимательской деятельности, дающий право на налоговые каникулы:   для ИП, использующих упрощённую систему налогообложения (24 вида деятельности)для ИП, применяющих патентную систему налогообложения (20 видов деятельности).

Мэром Москвы внесен законопроект «Об установлении ставок налогов для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и перешедших на упрощенную систему налогообложения и (или) патентную систему налогообложения[15]. 18 марта 2015 года, после активного общественного обсуждения депутаты Московской городской Думы, приняли внесенный Мэром столицы законопроект «Об установлении ставки налога для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и перешедших на упрощенную систему налогообложения и/или патентную систему налогообложения»[16]. Законопроект устанавливает для предпринимателей  следующие виды деятельности, дающие право на налоговые каникулы:   для ИП, использующих упрощённую систему налогообложения (26 видов деятельности); для ИП, применяющих патентную систему налогообложения (17 видов деятельности). Право на налоговые каникулы получили предприниматели при условии, что средняя численность их наёмных работников за налоговый период не превышает 15 человек.

26 февраля 2015 года в Тюменской области губернатором внесен аналогичный законопроект «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для отдельных категорий налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения в Тюменской области», поддержанный депутатами 19 марта 2015 года[17].  Данный законопроект состоит из 3 статей, двух приложений, как и закон Челябинской области № 101-ЗО[18].  К проекту закона Тюменской области «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для отдельных категорий налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения в Тюменской области»приложены: пояснительная записка;финансово-экономическое обоснование;перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу,приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связис принятием Закона Тюменской области «Об установлении налоговойставки в размере 0 процентов для отдельных категорийналогоплательщиков – индивидуальных предпринимателейпри применении упрощенной системы налогообложения и патентнойсистемы налогообложения в Тюменской области»; справка о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования[19].Из содержания пояснительной записки видно, что законопроектом установлены виды предпринимательскойдеятельности в производственной, социальной и научной сферах, вотношении которых впервые зарегистрированные индивидуальныепредприниматели будут уплачивать налог по нулевой ставке.В производственной сфере «налоговые каникулы» будутраспространяться на сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство,рыболовство, рыбоводство, обрабатывающие производства.В социальной сфере – на образование, физкультурно-оздоровительнуюдеятельность, спорт, деятельность в области культуры, медицины, туризма.К научной деятельности отнесены научные исследования, разработки иразработка программного обеспечения и консультирование в этой области.«Налоговые каникулы» будут способствовать самозанятости гражданв производственной, социальной и научной сферах[20].

Ниже отмечена законотворческая деятельность других субъектов РФ в данном направлении, находящаяся в стадии обсуждения законопроектов.

18 февраля 2015 года Фракцией «Единая Россия» внесен законопроект «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга«Об установлении на территории Санкт-Петербурганалоговой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей,применяющих упрощенную систему налогообложения»и Закон Санкт-Петербурга «О налоговых льготах» вместе с пояснительной запиской, который находится на рассмотрении[21].

На основании сведений официального интернет-сайта Муниципального образования Ковдорский район Комитет развития промышленности и предпринимательства Мурманской области уведомляет о проведении публичных консультаций в целях оценки регулирующего воздействия проекта закона Мурманской области «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения на территории Мурманской области».Разработчик проекта: Комитет развития промышленности и предпринимательства Мурманской области.
Сроки проведения публичных консультаций: 25 февраля 2015 года — 17 марта 2015 года[22].

Согласно сведениям персонального сайта и приемной Губернатора Орловской областиПотомского Вадима Владимировича: «29 января 2015 г. на сессии Облсовета депутаты приняли в первом чтении два законопроекта, которые направлены на поддержку субъектов малого предпринимательства: «О внесении изменений в Закон Орловской области «О введении в действие на территории Орловской области патентной системы налогообложения» и «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения»[23]. Льготная ставка налога может применяться в отношении определенных видов предпринимательской деятельности в производственной сфере (сельское и лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство, обрабатывающие производства, строительство, разработка компьютерного программного обеспечения), научной сфере (научные исследования и разработки в области естественных и технических наук) и социальной сфере (образование, медицина, социальные услуги, культура, спорт, организация досуга и развлечений). Документы подготовлены Правительством Орловской области в соответствии с нормами Закона № 477-ФЗ.

Законодательным собранием Тверской области 19 марта 2015 года в первом чтении рассмотрен закон «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения на территории Тверской области» [24].

В Саратовскую областную думу поступили два законопроекта о налоговых каникулах для отдельных категорий индивидуальных предпринимателей, использующих упрощенную или патентную систему налогообложения — от депутата – Сергея Курихина и губернатора. Народный избранник внес в региональный парламент документ под названием «Об установлении налоговой ставки в размере ноль процентов для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения на территории Саратовской области», который по состоянию на март 2015 года находится на рассмотрении[25].

Губернатор Владимирской области Светлана Орлова внесла в Законодательное Собрание проект регионального закона «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах». Согласно законопроекту в отношении ИП, применяющих упрощённую систему налогообложения (предлагается распространить налоговые каникулы на 21 вид предпринимательской деятельности (приложение 1)), использующих патентную систему налогообложения – 6 видов деятельности (приложение 2)[26]. По состоянию на март 2015 года проект находится на рассмотрении.

Губернатором Приморского края внесены два законопроекта «Об установлении налоговой ставки 0 процентов при применении упрощенной системы налогообложения» и «Об установлении налоговой ставки 0 процентов при применении патентной системы налогообложения». Для ИП, применяющих упрощенную систему налогообложения — налоговая ставка в размере 0 процентов устанавливается для предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, за исключением видов деятельности, включенных в разделы G, K, L, N, O, S, T, U Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)). Для лиц, применяющих патентную систему налогообложения, установлена налоговая ставка 0 процентов, за исключением видов деятельности, указанных в подп. 19, 45-47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ [27]. Статус документов – находятся на рассмотрении по состоянию на март 2015 года.

Необходимо отметить, что Владимирская и Омская области ведут аналогичную работу в указанном направлении, как и Краснодарский край.

В конце января 2015 года губернатор Краснодарского края Александр Ткачев дал поручение разработать краевой антикризисный план. По инициативе губернатора была создана региональная комиссия по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, занимающаяся разработкой антикризисных мер. Аналогичные планы должны появиться и на уровне муниципальных образований[28].Антикризисный план подготовлен министерством экономики Краснодарского края совместно с региональными органами исполнительной власти и при участии представителей деловых кругов и общественности. Важно отметить, что документ не останется статичным. Он предполагает возможность редактирования и дополнения в соответствии с изменениями экономической и политической обстановки в стране и регионе. С предложениями в план могут выступить как представители власти, так и предпринимательского сообщества, общественности [29]. 11 февраля 2015 года губернатор Краснодарского края утвердил краевой антикризисный план – в нем почти 90 пунктов. На их выполнение заложено 6,6 млрд рублей. План мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году подготовлен региональным министерством экономики совместно с органами исполнительной власти при участии деловых кругов и общественности. Сегодня проект «стабилизационного плана» включает 86 мероприятий с общей суммой финансирования около 6,6 млрд рублей[30]. Антикризисный план на уровне РФ ПравительствоРоссии одобрило в январе 2015 года. Основой антикризисного плана на 2015 год стали меры по оптимизации бюджета и проведения структурных реформ.Согласно планумероприятийпо обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Краснодарском крае в 2015 году от 11.02.2015 года (на 33 страницах) [31]  (далее – план мероприятий) выявлено следующее. В соответствии с I разделом «активизация экономического роста», подразделом «поддержка малого и среднего предпринимательства», пунктом 38 определено, о необходимости введения «налоговых каникул» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную и упрощенную системы налогообложения, осуществляющих деятельность в отдельных сферах, на которые могут быть  распространены нулевые налоговые ставки. Данным документом установлен срок для подготовки и принятия закона Краснодарского края (проекта) — в течение 2-х месяцев после внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство о налогах и сборах, предусмотренных п.32 Федерального плана. Также установлены ответственные исполнители — департамент поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края,  министерство финансов Краснодарского края, министерство экономики Краснодарского края. В плане мероприятий описан ожидаемый результат — рост зарегистрированных индивидуальных предпринимателей из числа самозанятых граждан[32]. В силу пункта 39 планамероприятий определено внесение предложений о целесообразности снижения налоговой нагрузки для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход за счет введения льготных налоговых ставок. В плане мероприятий установлено следующее — доклад на краевой комиссии по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Краснодарском крае в 2015 году. Срок установлен — в течение одного месяца после внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство о налогах и сборах, предусмотренных п.п. 26, 30 Федерального плана. Ответственные исполнители — департамент поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края,  министерство финансов Краснодарского края, министерство экономики Краснодарского края. Ожидаемый результат — высвобождение дополнительных оборотных и инвестиционных средств у индивидуальных предпринимателей и микропредприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход[33]. Анализ плана мероприятий свидетельствует о том, что Краснодарский край запланировал ввести налоговые каникулы для предпринимателей в 2015. На данный момент (март 2015 года включительно) «закон о налоговых каникулах» в Краснодарском крае не принят.

Стоит отметить, что не все субъекты РФ запланировали введение налоговых каникул, поскольку это может повлечь выпадение доходов региональных бюджетов (за счет снижения поступлений от УСН) и муниципальных бюджетов (за счет снижения поступлений от патентной системы налогообложения). Челябинская область, принявшая одной из первых «закон о налоговых каникулах» исходила из того, что это поможет превысить показатели, заложенные в стратегии развития Челябинской области до 2020 года.  Кроме того, с учетом экономической ситуации, можно предположить резкое снижение общих объемов налоговых поступлений от малого и среднего бизнеса в 2015-2020 годах. Необходимо указать, что малый бизнес это в первую очередь сфера торговли и оказания бытовых услуг населению, что, к сожалению, не подпадает под действие Закона № 477-ФЗ и поэтому это не сможет реанимировать, существенно поддержать данную категорию предпринимателей.Следует заметить, что налогоплательщики — индивидуальные предприниматели будут придумывать новые способы и приемы для использования наиболее экономически выгодных средств обхода от обременительного налогообложения, например, прекращать деятельность и регистрироваться заново (хотя закон говорит о впервые зарегистрированных ИП), либо переоформлять свой бизнес на «впервые зарегистрированных» лиц (друзей, родственников, партнеров), чтобы продлить налоговые каникулы или получить право на них. Учитывая тот факт, что на организации (даже вновь зарегистрированные) налоговые каникулы не распространяются, это может послужить предпосылкой для перевода бизнеса хозяйственных обществ в формат индивидуальных предпринимателей.

В заключении необходимо указать следующее. Налоговые каникулы смогут получить впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в производственной, социальной и научной сферах, а также перешедшие в течение двух лет со дня регистрации на упрощенную или патентную систему налогообложения.Срок действия налоговых каникул составит два года. Налоговые каникулы будут действовать до 1 января 2021 года. С этой даты они будут отменены.Ставка налога по упрощенной или патентной системе налогообложениядля указанной категории индивидуальных предпринимателей равна 0%, при условии поддержки законами субъектов РФ. Указанные положения НК РФ вступили в силу с 1 января 2015 года.Ввиду того, что налоговыми каникулами смогут воспользоваться только индивидуальные предприниматели, работающие в научной, производственной или социальной сфере, стоит заметить, что среди указанных выше ИП нулевую ставку смогут применять не все, так как конкретные виды деятельности, заслуживающие  поддержки, каждый субъект РФ определит самостоятельно на основании Общероссийского классификатора услуг населению и (или) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. Возможности регионов в этом плане Законом № 477-ФЗ практически не ограничены, поэтому предположений по этому поводу может быть как много, так, и лимитировано (в каждой сфере может быть один или два вида деятельности, как это имеет место быть в некоторых субъектах, принявших соответствующие законы). Следовательно, нулевая налоговая ставка коснется небольшого количества предпринимателей. Что будет способствовать внесению предложений о расширении перечня сфер деятельности, для которых вводятся налоговые каникулы. Анализ Закона № 477-ФЗ показал, что одновременно с перечисленными выше положительными моментами в законе присутствуют несколько спорных ограничений, которые могут послужить препятствием для поддержки и реформирования малого и среднего бизнеса в России. Оказать поддержку Закон № 477-ФЗ сможет только впервые зарегистрированным индивидуальным предпринимателям изъявившим желание заниматься производством (что для вновь зарегистрированных будет затруднительным). В большинстве же своем Закон № 477-ФЗ эффективной поддержки малому бизнесу оказать не сможет. Представляется, что попытка государства стимулировать привлечение для регистрации новых индивидуальных предпринимателей в сегодняшних сложных экономических условиях положительных предпосылок вряд ли принесет.

Список литературы:

  1. Ежегодное послание Владимира Путина к Федеральному Собранию:Официальный сайт Президента России[Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru (26.02.2015).
  2. Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 29.12.2014.
  3. Электронный ресурс: http://ulpressa.ru/2014/09/26/nalogovyie-kanikulyi-vvedut-s-2015-goda (02.03.2015)
  4. Федеральный закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 29.12.2014.Федеральный закон от 29.12.2014 N 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»Федеральный закон от 29.12.2014 N 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»Федеральный закон от 29.12.2014 N 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
  5. Федеральный закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 29.12.2014.
  6. Официальный сайт Минэкономразвития России: [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://economy.gov.ru/minec/main (26.02.2015).
  7. Официальный сайт Федерального портала малого и среднего предпринимательства: [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://smb.gov.ru/statistics/officialdata (26.02.2015).
  8. Официальный сайт Федеральной налоговой службы: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn23 (26.02.2015).
  9. ИПС ГАРАНТ.
  10. Официальный сайт губернатора Челябинской области: [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://gubernator74.ru (28.02.2015).
  11. ИПС ГАРАНТ.
  12. Сайт Думы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры пятого созыва:[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dumahmao.ru/povest/povest_4105(6)/05/2.pdf (21.03.2015).
  13. Электронный ресурс: ttp://docs.pravo.ru/document/view/66211850/77199188 (21.03.2015).
  14. Электронный ресурс: http://depr.mos.ru/presscenter (21.03.2015).
  15. Информационный Центр Правительства Москвы: [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://icmos.ru/news (21.03.2015).
  16. Официальный портал органов государственной власти Тюменской области: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://admtyumen.ru/ogv_ru/news. (21.03.2015).
  17. Официальный портал Тюменской областной Думы: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.duma72.ru/ru/activities/lawmaking/lawbill/30985. (28.02.2015).
  18. Пояснительная записка к проекту закона Тюменской области «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для отдельных категорий налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения в Тюменской области». Официальный портал Тюменской областной Думы: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.duma72.ru/ru/activities/lawmaking/lawbill/30985. (28.02.2015).
  19. Электронныйресурс: http://www.assembly.spb.ru/files/material_54152/5916.pdf (21.03.2015).
  20. Официальный интернет-сайт Муниципального образования Ковдорский район: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kovadm.ru (21.03.2015).
  21. Официальный сайт и приемная Губернатора Орловской области: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://potomsky.ru/news. (21.03.2015).
  22. Электронный ресурс: http://www.69rus.org/more.php?UID=9733 (21.03.2015).
  23. Официальный сайт Саратовской областной Думы: [Электронный ресурс]. –Режим доступа:http://www.srd.ru/index.php/component/deputy?view=federal&menu=513&selmenu=533(21.03.2015).
  24. Официальный сайт Законодательного Собрания Владимирской области: [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.zsvo.ru (21.03.2015).
  25. Официальный сайт Законодательного собрания Приморского края: [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.zspk.gov.ru (21.03.2015).
  26. Пресс-служба главы администрации (губернатора) Краснодарского края. Официальный сайт Администрации Краснодарского края: [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://admkrai.krasnodar.ru (02.03.2015)
  27. Официальный сайт Министерства экономики Краснодарского края: [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://economy.krasnodar.ru/plan-2015 (02.03.2015).
  28. Официальный сайт Администрации Краснодарского края: [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://admkrai.krasnodar.ru (02.03.2015)
  29. Официальный сайт Министерства экономики Краснодарского края: [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://economy.krasnodar.ru/plan-2015 (02.03.2015).
  30. Официальный сайт Министерства экономики Краснодарского края: [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://economy.krasnodar.ru/plan-2015 (02.03.2015).
  31. Официальный сайт Министерства экономики Краснодарского края: [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://economy.krasnodar.ru/plan-2015 (02.03.2015).
  32. Официальный сайт Министерства экономики Краснодарского края: [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://economy.krasnodar.ru/plan-2015 (02.03.2015).
  33. Официальный сайт Министерства экономики Краснодарского края: [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://economy.krasnodar.ru/plan-2015 (02.03.2015).
    НАЛОГОВЫЕ КАНИКУЛЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
    Статья посвящена введению и общей характеристике «налоговых каникул» для индивидуальных предпринимателей, тенденциям, преимуществам, проблемам и недостаткам в законодательстве. Проведен анализ Федерального закона№ 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», четырех региональных законов, а также 9 законопроектов в целях определения перспектив развития и применения «налоговых каникул» в субъектах РФ. Автором рассмотрены проблемы, с которыми могут столкнуться правоприменители, и приведены положительные моменты введения «налоговых каникул».
    Written by: Васильева Евгения Григорьевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/19/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)
    Available in: Ebook