30 Апр

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УХОДА ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

01 июля 2008 года вступили в силу изменения в Кодекс об административных правонарушениях, вводящие систему фото- и видеофиксации нарушений Правил Дорожного Движения с помощью специальных технических средств [2].

В соответствии со статьей 26.8 КоАП «Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку» [2].

На сегодняшний день разновидностей камер великое множество. Классифицируются они не только по модели, но и по диапазону считываемости, мобильности, видам нарушения и т.д. Например: Арена, Искра, Визир, Рапира и др. Они фиксируют такие нарушения как: превышение скорости,  выезд на встречную полосу,  выезд на выделенную полосу движения, непристегнутый ремень безопасности [5].

На сегодняшний день известно множество способов, которыми пользуются правонарушители, чтобы избежать ответственности и не позволить специальным техническим средствам идентифицировать свое транспортное средство. К ним относятся:

Грязные номера.

Некоторые водители используют данное нарушение как средство защиты номеров от камер видеофиксации ГИБДД. Штраф за нечитаемые номера всего 500 рублей или предупреждение, к тому же очень сложно доказать умысел водителя. Это хоть и самый дешевый способ, но и самый ненадежный.

Установка всевозможных сеточек на гос. номера.

Очень распространенный ранее метод. Дело в том, что даже в случае установки прозрачной накладки на номер или различных световых фильтров данное нарушение будет квалифицировано по части 2 статьи 12.2 КоАП РФ.

Складывающийся номер.

В случае если Вы едете 50 км/ч номер стоит на месте, а если 100 км/ч номер попросту складывается от силы ветра. Однако если сотрудник ГИБДД зафиксирует факт того, что Ваш номер спрятан, привлечь Вас к ответственности по части 2 статьи 12.2 КоАП РФ не составит никакого труда.

Использование переворачивающихся номеров.

Пример: Если Вы едите 50 км/ч номер стоит на месте, а двигаетесь со скоростью более 100 км/ч номер смотрит вниз. Как уже отмечалось ранее, технический прогресс не стоит на месте, видеокамеры устанавливаю как над проезжими частями (фонарный стол или светофор) так и над уровнем человеческого роста.

Для водителей предлагается вариант установки электропружин привязанным к спидометру автомобиля, в случае движения со скоростью более 100 км/ч данные пружины отклоняют номер цифрами вниз, так как камеры видеонаблюдения сотрудники ГИБДД ещё не научились устанавливать в покрытие дорожного полотна – возможно действенный способ, но и этот вариант не подходит, так как достаточно зафиксировать данный факт камерой расположенной например на столбе светофора, тут же будет часть 2 статьи 12.2 КоАП РФ.

Использование инфракрасных фонарей (например: в рамку номера).

Интересный способ для водителей. В темное время суток, камеру со стандартными настройками выбора экспозиции (яркость фотографии выбирается автоматически в зависимости от освещенности кадра в момент фотосъемки) возможно обмануть (в данном случае Ваш номер попросту будет невозможно идентифицировать), но в случае использования иной настройки камер (яркость фотографии формируется из средней освещенности) данный метод становится не актуальным (на фотографиях с использованием подобных настроек четко виден номер и два белых инфракрасных фонаря)

Перевернутые номера

Современные видеокамеры могут различать не только перевернутые цифры и буквы на номерах, но также считывать различные номера (в случае если на Вашем автомобиле будут установлены два различных номера одновременно).

Использование различных лаков, светоотражающих красок

Для рассмотрения данного примера необходимо обратиться к принципу работы видеокамер. Дело в том, что они работают в таком же спектре видимости как глаз автоинспектора. Нанесение данных материалов не будет препятствовать читаемости Вашего номера.

Использование дополнительных наклеек на номер.

Некоторые предлагают заклеивать одну букву или цифру номера. Дело в том, что с правовой точки зрения это очень рискованный способ. Если сотрудник ГИБДД остановит Вас с заклеенными номера, зафиксирует данный факт в установленном порядке тут без сомнений часть 2 статьи 12.2 КоАП РФ, в суде Вам будет очень сложно доказать что это было сделано неумышленно.

Магнитные рамки под номера.

Существует электрические магнитные рамки под номера. Под номером расположен магнит и сверху на номер крепится небольшая металлическая пластина, которая закрывает часть цифр. При виде сотрудника ГИБДД Вы можете нажать кнопку в салоне, магнит перестает работать и металлическая часть, закрывающая цифры попросту отваливается. Вроде отличный способ, но стоит инспектору запечатлеть все это на фотоаппарата и штрафа в 5 000 рублей или лишения Вам не избежать.

Рамки-шторки для защиты гос. номера.

Рамка-шторка которая активируется из салона. Полностью закрывает номерной знак. Мы все видели эти рамки неоднократно, инспектора тем более. Пожалуй один из самых штрафоопасных способов, т.к. рамку быстро демонтировать не получится и инспектору не составит труда доказать умысел водителя. [6]

Сегодня нарушители нашли вполне законный способ ухода от уплаты штрафов — оформление права собственности на транспортное средство на несовершеннолетнего, который в силу закона не может быть привлечен к административной ответственности.

Последствия такой безнаказанности очевидны. Это в первую очередь повышение аварийности на дорогах, снижение доходов в бюджет, а также безнаказанность, которая ведет к безответственности.

В соответствии с п. 20 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 года № 1001 транспортные средства, за исключением случаев предусмотренных этими Правилами, регистрируются только за собственниками транспортных средств – юридическими и физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством РФ. [4]

Часть 1 ст. 2.6.1 КоАП предусматривает, что в случае фиксации административных правонарушений в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи к ответственности может быть привлечен собственник (владелец) транспортного средства.

 В случае фиксации административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами обязанность по доказыванию своей невиновности в соответствии с ч. 3 ст.1.5 КоАП лежит на лице, привлекаемом к административной ответственности. То есть действует презумпция вины собственника транспортного средства.

В силу ч. 3 ст. 28.6 КоАП в случае фиксации административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Копии этих постановлений направляются по адресу собственника (владельца) транспортного средства. [2]

Для управления другим лицом транспортным средством, зарегистрированным за несовершеннолетним собственником, достаточно быть вписанным в полис ОСАГО. А страхователем может быть любое лицо, представившее, необходимые для оформления страхового полиса, документы и оплатившее его. Согласие собственника для страхования не требуется.

Случаи регистрации транспортных средств на несовершеннолетних встречаются все чаще и чаще. По данным полученным в ходе прохождения практики в МРЭО ГИБДД УМВД России по Магаданской области в Магаданской области 30 транспортных средств зарегистрировано на несовершеннолетних. Конечно, нельзя утверждать, что все эти случаи регистрации направлены именно на уклонение от административной ответственности, однако и исключать эту возможность мы не можем.

С целью пресечения подобного ухода от ответственности в Комитете Государственной Думы ФС РФ по транспорту обсуждаются возможные варианты поправок в ГК, в числе которых запрет на владение автотранспортом для несовершеннолетних. Однако такая радикальная мера, как запрет права собственности ребенка, будет противоречить Конституции, а именно статье 35 закрепляющая право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. [1]

Представляется, что решением данной проблемы может стать сформулированные нами изменения действующего законодательства.

Представляется необходимым дополнить ст. 2.6.1 КоАП частью 3 и изложить ее в следующей редакции «В случае фиксации административных правонарушений в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, совершенные с использованием транспортных средств, зарегистрированных на лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет, к административной ответственности привлекается законный представитель этого лица, зарегистрированный в качестве ответственного лица за использование транспортного средства».

Указанное изменение потребует дополнить Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 года № 1001 пунктом 20.1 следующего содержания «До достижения восемнадцати лет одним из законных представителей (опекунов, попечителей) устанавливается ответственным лицом за использование транспортного средства и вносится в автоматизированные информационные системы ГИБДД».

Таким образом, ответственное лицо за использование транспортного средства, находящегося в собственности и зарегистрированного на несовершеннолетнее лицо, станет субъектом административной ответственности и не сможет избежать административного наказания за правонарушения  предусмотренные главой 12 КоАП.

Список литературы:

  1. Газета «Известия». Несовершеннолетним хотят запретить владеть автотранспортом [Электронный ресурс] // http://izvestia.ru/news/579640
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 20.12.2001: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26.12.2001 // Российская газета. – 2001. – 30 декабря.
  3. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993: офиц. текст с учетом поправок от 05.02.2014 года // Собрание законодательства РФ. – 2014. — № 31. — ст. 4398.
  4. «О порядке регистрации транспортных средств» (вместе с «Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», «Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним») Приказ Министерства Внутренних Дел России от 24.11.2008 N 1001 (ред. от 13.02.2015) // «Российская газета». — N 5. — 2009.
  5. Юридическая помощь автолюбителям на сайте zakon-auto.ru. Видеофиксация нарушений ПДД — как работают камеры фото и видео фиксации нарушений правил дорожного движения [Электронный ресурс] // http://zakon-auto.ru/info/gibdd/videofiksaciya.php
  6. Юридическая помощь автолюбителям на сайте zakon-auto.ru. ГОСТ по установке номерных знаков на авто. Рассмотрим способы защиты гос. номера от камер видеофиксации ГИБДД [Электронный ресурс] // http://zakon-auto.ru/info/gibdd/chitaemost-znakov-avto.php
    К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УХОДА ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
    Written by: Марикина Карина Сергеевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/19/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)
    Available in: Ebook