31 Окт

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БЕЖЕНЦАХ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦАХ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Вынужденная миграция является одной из сложнейших проблем, с которыми столкнулось мировое сообщество, начиная с начала 2000 –х годов и по настоящее время. Проблемы, связанные с беженцами и переселенцами в современных геополитическими условиях, являются весьма актуальными для Российской Федерации. Сегодня на законодательном уровне не существует достаточных гарантий защиты человека от угроз, связанных с негативными информационными воздействиями, результатом которых может быть: причинение вреда здоровью человека, блокирование на неосознаваемом уровне свободы волеизъявления человека, искусственное привитие ему синдрома зависимости; манипуляция общественным сознанием и др. Эти угрозы реализуются через разработку, создание и применение специальных средств и методов воздействия [6; с.113].

Рассматривая тему, связанную с вынужденными переселенцами и беженцами, исследуем законодательство, которым регулируется данная область.

В первую очередь необходимо выделить группу международно-правовых актов и документов. К ним относятся документы ООН, международные декларации, пакты, конвенции, уставы, конституции, официальные правительственные и парламентские материалы.

Законодательство Российской Федерации представлено Федеральными законами, а именно Федеральным законом от 9 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах» и Законом РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-I «О вынужденных переселенцах», а также законы и подзаконные нормативные акты (положения, указы, распоряжения и прочие акты), принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ, Конституционным Судом РФ, органами законодательной власти субъектов РФ.

В рамках рассматриваемой темы выделим основные понятия «беженец» и «вынужденный переселенец». Согласно Федеральному закону от 9 февраля 1993 г. № 4528-I  «О беженцах», «беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может, пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений» [1].

В Федеральном законе РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-I «О вынужденных переселенцах» закреплено  следующее понятие: «вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка» [2].

Перейдем к рассмотрению основных проблем, возникающих в данной области. Так, на сегодняшний день сложнейшей задачей остается формирование  прочного правового фундамента в сфере разрешения проблем беженцев и вынужденных переселенцев, где многие явления еще  не привлекли внимание законодателей.

Проблемы,  с  которыми  сталкиваются  граждане,  желающие  легально  жить  и  работать  в  России, остаются  неразрешенными.  Что касается    беженцев,  то  существует  принятый  еще  в 1993г.  Федеральный  закон «О  беженцах».  Этот  закон  детально  регулирует  и  регламентирует  положение  и  статус данной  категории  лиц,  четко  расписывает  перечень  лиц  и  порядок  получения  статуса  беженца.  Однако данный  закон  содержит  ряд  норм  неоднозначного  характера,  которые  требуют  принятия  соответствующих подзаконных  нормативных  актов. Данный закон требует полной реорганизации, так как он неоднократно дополнялся, и в него вносилось большое количество поправок. Отметим, что Правительству РФ стоит задуматься о принятии нового Федерального закона, с рассмотрениями всех поправок, так как многие статьи из указанного закона утратили свою законную силу и актуальность в настоящее время.

Изучая законодательство  по  вынужденным  переселенцам, можно отметить, что в  настоящий  момент оно весьма  обширно,  поскольку включает  большое  количество нормативно-правовых и  подзаконных  актов. Основной Федеральный закон, регулирующий вопрос по вынужденным  переселенцам, также является довольно устаревшим и требует кардинальных изменений с учетом всех нормативно-правовых актов, которые принимались в дальнейшем и принимаются по настоящее время. Данный закон необходимо систематизировать и обновить в связи со сложившимися обстоятельствами на мировой арене.

В настоящее время также можно выделить проблемные аспекты и в формировании сферы правового регулирования социальной защиты населения в Российской Федерации, большое внимание со стороны Правительства Российской Федерации уделяется защите прав человека. Вместе с тем количество и качество принятых на сегодняшний день в России нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев, не позволяет адаптировать имеющиеся структуру и качественный состав действующего законодательства к стратегическим государственным потребностям.

Также стоит выделить ряд немаловажных проблем, которые присутствуют при переселении иностранных граждан в Россию:

  • вспыхивание конфликтных ситуаций между коренным населением и переселенцами на национальной, расовой и культурной почве;
  • большое финансирование в данном направлении, ведет к сокращению финансовых поступлений в другие сферы деятельности общества, что отрицательно может сказаться на развитии страны;
  • часто беженцы или переселенцы имеют общераспространенные профессии или вообще без образования. Поэтому проблема заключается том, что государству необходимо применять меры для обучения или переобучения иностранных граждан, для их дальнейшего трудоустройства, что также негативно сказывается на развитии государства, в частности возникают проблемы с финансированием;
  • вынужденные переселенцы имеют право самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, что может отрицательно сказаться на развитии регионов всей страны, так как переселенцы отдают предпочтение заселяться в хорошо развитых районах.

         Современное  решение  проблем  вынужденной  миграции  может  быть  эффективно  осуществлено  на базе  научно  разработанной  государственной  комплексной  миграционной  политики.  Она  пока,  по  сути,  отсутствует,  подменяясь  отдельными  срочными  мероприятиями.  В  обосновании  такой  политики существенное  место  должны  занимать  исследования  складывающихся  миграционных  процессов  и разработка  практических  рекомендаций  по  совершенствованию  организации  политической, экономической и социальной  защиты  беженцев и вынужденных переселенцев на федеральном, региональном и местном уровне в современных условиях.

 

Список литературы:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 1993 г. № 4528-I«О беженцах» (ред. от 22.12.2014) // http://www.pravo.gov.ru/
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-I «О вынужденных переселенцах» (ред. от 25.11.2013) // pravo.gov.ru/
  3. Кудрявцева Л.В. Проблемы реализации прав иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. //Ученые записки Российского государственного социального университета. 2010.№ 7. С. 109-114.
    К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БЕЖЕНЦАХ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦАХ
    Проблема беженцев и переселенцев имеет международный характер. На данном этапе сложившихся обостренных политических событий связанных с развязыванием военных конфликтов на Украине, для Российской Федерации данная тема является весьма актуальной, так как Россия является принимающей стороной переселенцев с соседнего разрозненного государства. В своей работе попытаемся выделить основные проблемы, возникающие при переселении иностранных граждан в Российскую Федерацию.
    Written by: Кудрявцева Лариса Владимировна, Афисов Владимир Владимирович
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/01/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)
    Available in: Ebook