30 Апр

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Порядок формирования органов местного самоуправления согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) определяется уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Так, согласно Закону Орловской области от 10 ноября 2014 года
№ 1685-ОЗ «О порядке формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области» представительный орган муниципального района Орловской области представлен главами поселений Орловской области, входящих в состав муниципального района, и депутатами представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства [5, статья 2]. А главы муниципальных образований Орловской области избираются представительными органами муниципальных образований Орловской области из своего состава и исполняют полномочия председателей представительных органов [5, статья 3].

Таким образом, после вступления в силу указанного закона, на прямых выборах в органы местного самоуправления в Орловской области будут избираться только депутаты представительных органов сельских, городских поселений и городских округов.

Интересным представляется тот факт, что в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон № 131-ФЗ, Федеральным законом от 3 февраля 2015 года № 8-ФЗ «О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[3], глава муниципального образования, избранный из состава представительного органа должен сложить свои полномочия как депутат этого представительного органа муниципального образования [2, пункт 3 части 2 статьи 36].

В связи с этими изменениями возникает неопределенность действий в представительном органе, которую представляется необходимым урегулировать как в уставах муниципальных образований, так и в регламентах представительных органов муниципальных образований. На наш взгляд стоит прописать процедуру голосования и принятия решения депутатским корпусом и главой муниципального образования, который обладает уникальным статусом – не являясь депутатом представительного органа муниципального образования, возглавляет его и обладает правом решающего голоса, голос главы муниципального образования учитывается при принятии решений представительного органа муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования [2, часть 3 статьи 43].

В регламентации, на наш взгляд,также нуждаются вопросы, касающиеся исполнения полномочий главы муниципального образования на постоянной или непостоянной основе. Так, на уровне муниципального района, где глава муниципального образования избирается из состава представительного органа муниципального района, который формируется путем делегирования (то есть представительный орган муниципального района Орловской области состоит из глав поселений Орловской области, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства)  [5, часть1 статьи 2] , возможна ситуация, при которой главой района будет избран глава поселения, одновременно исполняющий полномочия председателя представительного органа поселения и главы администрации данного поселения.

Интересными и неурегулированными на федеральном уровне являются такие вопросы, как: срок для избрания главы муниципального образования из состава представительного органа, как при формировании нового состава, так и при досрочном прекращении полномочий главы; необходимость продления срока полномочий главы муниципального образования в период при переходе формирования органов от избрания на прямых выборах к избранию из состава представительного органа (вопрос урегулирован Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [1] только для органов, формируемых на прямых выборах); прекращение срока полномочий председателя представительного органа, избранного на муниципальных выборах, в случае досрочного сложения полномочий главой муниципального образования; временное исполнение обязанностей главы муниципального образования (в случае, если его заместитель исполняет свои полномочия на непостоянной основе).

Эти и многие другие вопросы, которые возникают в правоприменительной практике, с учетом мнения комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления[5], в условия неурегулированности на федеральном уровне возможно определить в региональном законе или уставах муниципальных образований.

Так, представляется верным закрепление в региональных законах в рамках полномочий, определенных Федеральным законом № 131-ФЗ [2, пункт 3 статьи 34], лиц, которые исполняют обязанности главы муниципального образования при переходе от избрания главы на прямых выборах к избранию из состава представительного органа, в случае досрочного сложения полномочий главы, избранного по «старой» системе. Срок для исполняющего обязанности главы действующим законодательством также не определен, в связи с чем, представляется, что исполняющий обязанности главы может осуществлять возложенные на него полномочия довольно длительный срок.

Система формирования органов, при которой глава муниципального образования избирается из состава представительного органа муниципального образования, ставит перед нормотворцами и правоприменителями еще один вопрос, кто будет временно исполнять полномочия главы муниципального образования. Более верным представляется закрепление в уставе муниципального образования должностного лица в том органе, в котором глава совмещает полномочия руководителя органа. То есть, если глава муниципального образования одновременно исполняет полномочия главы администрации муниципального образования, то временное исполнение полномочий главы (на период отпуска, командировки, болезни) целесообразно возложить на заместителя главы администрации (на специалиста администрации), который работает на постоянной штатной основе. В случае, если глава муниципального образования одновременно исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, то полномочия целесообразно исполнять заместителю председателя представительного органа муниципального образования или иному должностному лицу в данном органе, однако, в связи с тем, что в муниципальных образованиях, как правило, в лучшем случае, на постоянной основе работе только секретарь представительного органа муниципального образования, исполнение полномочий представляется весьма затруднительным.

Проанализировать часть норм действующего законодательства на примере одного субъекта, можно констатировать тот факт, что решать возникающие при правоприменении вопросы необходимо с учетом сложившейся практики на местах, и именно в региональных и даже в местных правовых актах. Неурегулированные вопросы влекут за собой сложность уже при организации деятельности самих органов местного самоуправления. С учетом кадровых проблем, существующих в муниципальных образованиях, представляется целесообразным основополагающие нормы отражать как в федеральных, так и в региональных правовых актах.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм. и доп.) // «Собрание законодательства РФ». 17.06.2002. № 24. Ст. 2253.
  2. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // «Собрание законодательства РФ». 06.10.2003. № 40. Ст. 3822.
  3. Федеральный закон от 3 февраля 2015 года № 8-ФЗ «О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.02.2015.
  4. Закон Орловской области от 30 июня 2010 года № 1087-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области» (в редакции от 26декабря 2014 года) // В данном виде документ опубликован не был. Размещен в электронной правовой системе «Консультант Плюс».
  5. Закон Орловской области от 10 ноября 2014 года № 1685-ОЗ «О порядке формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области»// «Орловская правда». № 148. 11.11.2014.
  6. Сайт комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправленияhttp://www.komitet4.km.duma.gov.ru/.
    К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
    Written by: Гонтарь Светлана Геннадьевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/19/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)
    Available in: Ebook