28 Апр

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Публично-правовые образования участвуют в гражданско-правовых отношениях на равных началах с частными лицами,  но основной их целью является удовлетворение публичного интереса и его защита. Публично-правовые интересы могут реализовываться через экологические правоотношения, основанные на гражданско-правовых нормах, содержащихся в природоохранном законодательстве.  В составе экологических отношений, субъектом которых выступают публично-правовые образования, выделяются имущественные отношения (например: регулирующие право собственности на недра), договорные отношения в сфере природопользования, деликтные обязательства.

В статье 75 Федерального закона  от  10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон)  к видам  ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды отнесена имущественная ответственность  [1]. Из системного толкования ст.ст. 77-79 Закона следует, что имущественная ответственность, как разновидность гражданско-правовой ответственности, наступает за причинение вреда:  1) окружающей среде; 2) здоровью граждан; 3) имуществу  граждан  в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды [1]. Юридические лица не включены Законом в состав субъектов, имеющих право на возмещение вреда, причиненного его имуществу в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.  При этом юридические лица не лишены права на обращение в суд с требованием о возмещении имущественного вреда, причиненного экологическим нарушением, так  как в силу общих оснований ответственности за причинение вреда, установленных в ст. 1064 Гражданского  кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ), юридические лица вправе требовать полного возмещения вреда, причиненного его имуществу [2].

В целях  защиты публичного интереса, выражающегося в конституционном праве каждого на благоприятную окружающую среду, то есть общества в целом, органы  государственной власти РФ и субъектов РФ наделены Законом правом  на предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды  (ст.ст. 5-6)  [1]. Однако  законодатель не разграничил компетенцию федеральных и региональных органов власти относительно субъектов, к которым могут быть предъявлены исковые требования о возмещении экологического вреда.

Неразрешенным в Законе является вопрос о подведомственности дел о возмещении вреда  окружающей среде. В статье 78 Закона закреплено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда [1].   На практике складывается ситуация, при которой иски к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям о возмещении вреда окружающей среде, предъявляемые органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, принимают  к производству как арбитражные суды, так и суды  общей юрисдикции.

Разграничение компетенции между судами судебной системы РФ по рассмотрению указанных споров является принципиально важным аспектом, так как подведомственность, установленная в ст. 78 Закона, порождает дублирование двух различных судов судебной системы РФ при рассмотрении тождественных споров [1]. Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами осуществляется в зависимости от субъектного состава и характера спора.

Полагаем, что правоотношения по возмещению вреда окружающей среде, возникающие между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ — с одной стороны, и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями — с другой стороны, вытекающие из экологических нарушений, не носят экономического характера. Такого рода споры, основанные на фактах нарушений в области экологии при осуществлении предпринимательской, хозяйственной и иной деятельности не основаны на имущественных отношениях субъектов предпринимательской деятельности и публично-правовых образований как участников гражданского оборота.

Реализуя государственные полномочия по предъявлению требований о возмещении вреда окружающей среде, публично-правовые образования осуществляют защиту публичного интереса, заключающегося в обеспечении благоприятной окружающей среды. Эти требования  направлены на защиту гражданских прав неопределенного круга лиц, так как  круг лиц, чьи права нарушены экологическим правонарушением невозможно индивидуализировать и привлечь для участия в судебном  разбирательстве.

Таким образом, необходимо внести изменения в статью 78 Закона в части исключения арбитражных судов из перечня судов, правомочных рассматривать дела по спорам о возмещении вреда окружающей среде, что будет отвечать общим принципам разграничения подведомственности между арбитражными судами и судами общей юрисдикции, и способствовать формированию единства судебной практики, направленной на защиту окружающей среды [1].

Еще одним процессуальным средством защиты публичного интереса на благоприятную окружающую среду является закрепленное в Законе право органов государственной власти субъектов РФ на обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды [1]. При этом к полномочиям федеральных органов государственной власти Законом отнесено право на установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и их осуществление. Установление порядка предполагает принятие нормативного правового акта, предусматривающего основания, процедуру введения ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности.

Необходимо отметить, что норма Закона, закрепляющая указанные полномочия органов государственной власти РФ, существенно противоречит требованиям ст. 1065 ГК РФ, которая относит к исключительной компетенции суда приостановление или прекращение деятельности, причиняющей вред или угрожающей новым вредом [2]. При этом ст. 3 ГК РФ устанавливает, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Реализация федеральными органами полномочий по самостоятельному ограничению, приостановлению и запрещению хозяйственной и иной деятельности переходит из гражданско-правовой сферы регулирования в административно – правовую, так как правоотношения в этом случае характеризуются признаками «власти-подчинения». Это может порождать благоприятные условия для проявления действий коррупционной направленности.

На наш взгляд, целесообразно расширить полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в части предоставления им права по предъявлению исков об  обязании  произвести действия по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды. Это позволит в полной мере реализовывать закрепленный в ст. 12 ГК РФ способ защиты гражданских прав – «присуждение к исполнению обязанности в натуре». Исполнение такого рода требований обеспечит максимально эффективную защиту публичного интереса, так как субъекты хозяйственной и иной деятельности будут обязаны собственными силами принимать меры по устранению нарушений природоохранного законодательства, и восстановлению положения, обеспечивающего безопасность компонентов окружающей среды.

Таким образом, Федеральный закон от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает два гражданско-правовых способа защиты публичного интереса в сфере охраны окружающей среды: предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, и обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, которые требуют законодательного совершенствования [1]. В целях обеспечения реализации всех легитимных способов защиты публичного интереса, предлагается наделить органы государственной власти РФ и субъектов РФ правом на обращение в суд с требованием о присуждении к исполнению обязанности в натуре.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об охране окружающей среды»// СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)// СПС «Консультант Плюс».
    ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
    В статье особое внимание будет уделено гражданско-правовым способам защиты публичных интересов, закрепленных в законодательстве об охране окружающей среды.
    Written by: Глушко Ольга Александровна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/21/2016
    Edition: euroasia-science_28.04.2016_4(25)
    Available in: Ebook