29 Авг

Анализ правового регулирования организаций по защите авторских прав в России и США. Гражданское правоотношение авторов музыкальных произведений




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В настоящее время обострился вопрос гражданского положения авторов музыкальных произведений.Гражданское правоотношение авторов и организаций по защите авторских прав на российском рынке услуг урегулировано, но положительным является только для организаций. И поэтому, авторы музыкальных произведений находятся «в законе» и в тоже время «за его пределами».Несмотря на то, что была принята 4 часть Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ГК РФ) [1], собрав в одном законе все нормы, регулирующие авторское право, авторы не улучшили свое правовое положение.  Даже можно сказать в каком-то аспекте ухудшили свое правовое положение. Российское авторское общество (далее по тексту РАО) одна из крупных ведущих негосударственных организаций в России занимающаяся регистрацией, охраной и защитой авторских прав, но на своих условиях.Автор, композитор и исполнитель(далее по тексту – Автор) гражданин Российской Федерации, желает зарегистрировать свой результат интеллектуальной деятельности на музыкальное произведение (далее по тексту – РИД). Для этого Автор должен прийти, или приехать из другого города, в один из двенадцати филиалов РАО, которые расположены в разных регионах России, или в одно из тридцати трех представительств РАО (п.8.5. -8.6. Устава РАО) [5]. При себеАвтор длязаключения договора «о передаче полномочий по управлению правами автора на коллективной основе» [3] (далее по тексту договор «о передаче полномочий») должен иметь:

  1. Общегражданский паспорт
  2. Страховое пенсионное свидетельство
  3. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации (ИНН)
  4. Банковские реквизиты: — расчетный счет банка; — корреспондентский счет банка; — БИК банка; — ИНН банка; — номер личного счета автора.
  5. Заявление о регистрации произведений и прав на них.
  6. После заключения договора «о передаче полномочий»Автор передает в РАО текста песен, и музыку на любом носителе. По истечению положенного срока Автору выдают сертификат о том, что он является Автором текста и композитором музыкального произведения. Плата за регистрацию пакета текстов и музыки равная, что одну песню принес, что несколько.

В договоре «о передаче полномочий» есть пункты, которые ущемляют право на достойное вознаграждение, а именно п.8 гласит «Автор согласен с тем, что начисление авторского вознаграждения будет производиться РАО по ставкам авторского вознаграждения, установленным Правительством РФ (иным компетентным органом) и/или РАО, а его распределение – по правилам, установленным РАО». Таким образом,РАО дает себе возможность полностью ина свое усмотрение распоряжатьсяденежными средствами, полученными от других организаций, использовавших музыкальные произведения. Далее в п.11 договора «о передаче полномочий» Автор все-таки имеет право ознакомиться с информацией по ставкам и суммам авторского вознаграждения, а также его распределению. Но не уточняется, в какой форме будет дана эта информация. Она может быть дана в устной форме, как это в реальности происходит. Но возможно и в письменной форме (что не выгодно РАО). Если Автор получит отчет на официальном фирменном бланке РАО, и информация в бланке не будет соответствовать действительности, то Автор может сразу идти в суд с иском о невыполнении своих обязательств по договору. Но многие Авторы даже если и получат данный официальный отчет на фирменном бланке РАО, побоятся пойти в суд по многим причинам, к примеру: произведения автора продолжают числиться в РАО, и если нет других официальных источников, подтверждающих авторство, то с произведением может произойти изменение. Он являлся одним автором, а случайно у него появилось 10 соавторов, то есть прибыль еще поделилась на других и тд… Вышеуказанные пункты договора ущемляют права авторов. А ведь в гражданском кодексе Российской Федерации [2] статья 421 четко формулирует свободу договора. Но РАО себя считает основополагающей организацией по защите прав авторов, и поэтому, не считает нужным менять пункты договора по согласованию с авторами. Чем нарушает законодательство РФ. В случае если Автор захочет все-таки поменять пункты договора, и внести изменения по четкому прописанию ставки вознаграждения за свои музыкальные произведения, которая в реальности и полагается ему по праву, то ему будет отказано в регистрации произведений. Следовательно, эти действия осложняют гражданское правоотношение автора и организации, и в дальнейшем получение автором законного вознаграждения.

На сайте РАО есть положения по работе организации. Одно из них «о ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение обнародованных музыкальных произведений (с текстом или без текста), отрывков музыкально-драматических и иных произведений» [4], где «ставка» — это ставка авторского вознаграждения без учета корректирующих коэффициентов. В данном положении указаны почти все местонахождения, где может проигрываться музыкальное произведение Автора, кроме радиокомпаний. Радиокомпании не входят в состав данного положения, потому что ставки на него прописаны отдельно на листах (без названия акта, без соответствующих подписей) в разделе -» формы документов для эфирных радиовещательных компаний. Данный ставки могут изменяться по усмотрению РАО.

Рассмотрим регистрацию РИД Автором в США, в такой общественной организации как Американское общество композиторов, авторов и издателей (American Society of Composers, Authors and Publishers (далее по тексту ASCAP) [6]. Для того чтоб Автору зарегистрировать своё музыкальное произведение, он должен встать на учет в налоговом органе США (получить идентификационный номер — EID), завести счет в банке резидента США, и отправить пакет документов (нотариально удостоверенная копия всех страниц заграничного паспорта и заполненный на английском языке договор) по почте в ASCAP. После получения ASCAP пакета документов, Автор связывается по телефону с организацией, а далее проходит устную регистрацию, состоящую из множества разных каверзных вопросов. После успешного прохождения устной регистрации Автор зарегистрирован в данной организации. Стоимость данной услуги составляет порядка 55 долларов США. По контракту Автора с данной организацией, авторское вознаграждение от сборов составляет 70 %, установленная по договору ставка. Остальные 30 % ASCAP забирает на содержание и деятельность организации. Что, по моему мнению, правильно, чем происходящая деятельность в РАО.  Также существует в США Бюро по охране авторских прав (далее по тексту Copyright Office) [7] оно также охраняет авторские права, но еще ко всему его деятельность входит вносить изменения в законодательные акты, проводить встречи на международных конференциях, посвященных авторскому праву, и контролировать такие общественные организации как ASCAP, и выдавать им лицензии. Copyright Office, это часть американского Конгресса, то есть правительственный орган.

В России в последний год ведутся разговоры о создании Федеральной службы по авторским правам, но с места пока ничего не двигается. Поскольку придется серьезно пересмотреть деятельность РАО, РСП (Российский союз правообладателей), ВОИС (Всероссийская организация интеллектуальной собственности), УПРАВИС (Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства) и других организаций. В недавнем времени «Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» переименовано в «Федеральную службу по интеллектуальной собственности». Но в ее структуру так и не включены обязанности по регистрации, защите и охране прав авторов музыкальных произведений, композиторов, режиссеров праздников выходного дня, художников, и других граждан творческим трудом которых созданы интересные произведения. Эти авторы из страха «кражи» РИД вынуждены регистрировать в РАО свои произведения на крайне невыгодных условиях, то есть совершать заведомо кабальную сделку.При создании Федеральной службы по авторским правам, она будет подведомственно Министерству образования. Распределение обязанностей, должно быть аналогичным как в США. Главный орган охраны авторских прав должен быть закреплен на государственном уровне. Возглавлять ведомство должен руководитель. Ведомство, в котором можно будет также зарегистрировать любому автору своё музыкальное произведение. В данную службу можно будет пожаловаться на нарушение авторских прав, что даёт возможность решения возникшей проблемы на досудебной стадии вмешательства.Суды станут более разгружены по этим вопросам. В ведомстве должно быть 70 % служащих, имеющих непосредственное образование по направлению авторского права. Чтоб служащие были компетентны в решении тех или иных авторских проблем. Также ужесточить порядок получения лицензии общественным организациям, зарегистрированных на территории Российской Федерации, занимающихся охраной авторских прав и сбором авторского вознаграждения. Обязать общественные организации предоставлять квартальные и годовые отчеты по получению авторского вознаграждения и его распределению.Например, в США всего 3 организации и мало исков по нарушению авторских прав, а в России порядка 4 аккредитованных, и 5-7 организаций с иной формой образованию юридического лица, но занимающиеся данной деятельностью, и проблема нарушения авторских прав не решается! Авторы получают минимальное авторское вознаграждение, хотя отчисления идут в общественные организации большие. В заключении надо отметить, что Российская Федерация может и должно рассмотреть предложение о создании новой государственной организации и организовать скорейшее создание Федеральной службы по авторских правам, и внедрить туда вышеописанные функции.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть IV от 18.12.2006г. №230-ФЗ //Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.
  2. Гражданский кодекс Российской ФедерацииЧасть Iот 30.11.1994 N 51-ФЗ. // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301
  3. Договор о передаче полномочий по управлению правами автора на коллективной основе [Электронный ресурс] // Сайт Российского авторского общества. URL: http://rao.ru/index.php/pravoobladatelyam/avtor/zaklyuchit-dogovor
  4. Ставки РАО [Электронный ресурс] // Сайт Российского авторского общества. URL: http://rao.ru/images/docs/stavki-2014-1.doc
  5. Устав РАО [Электронный ресурс] // Сайт Российского авторского общества. URL: http://rao.ru/index.php/ob-obshchestve/dokumenty/ustav
  6. [Электронный ресурс] Сайт организации ASCAP. URL: http://www.ascap.com/
  7. [Электронный ресурс] Сайт Бюро по охране авторских прав. URL http://www.copyright.gov/.
    Анализ правового регулирования организаций по защите авторских прав в России и США. Гражданское правоотношение авторов музыкальных произведений
    В статье рассмотрено гражданское правоотношение и гражданско-правовое положение авторов музыкальных произведений в законодательстве России и США. Проанализирована деятельность общественных организаций по охране и защите авторских прав. Описаны предложения по усовершенствованию деятельности гражданского правоотношения авторов и современных общественных организаций в Российской Федерации.
    Written by: Кондратова Олеся Сергеевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/18/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)
    Available in: Ebook