27 Фев

ВОПРОСЫ ВОЕННОЙ ХИТРОСТИ, ОБМАНА И МАСКИРОВКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Военная хитрость всегда была объектом внимания военачальников и военных теоретиков. Богатый опыт деятельности полководцев всех времён и народов пристально изучался и обобщался. На основе достижений в области военной науки, развития вооружения и техники зарождались новые формы военной хитрости, её способы и приёмы.

На важность военной хитрости неоднократно обращали внимание известные политические деятели:

Ф. Энгельс, изучая историю войн, подвергал критике военачальников феодального периода за то, что они воевали «… без всяких военных хитростей и ухищрений…» [9], В. И. Ленин, оценивая значение военной хитрости, указывал, что «надо стараться захватить врасплох неприятеля, уловить момент, пока его войска разбросаны», «… уметь пользоваться неповоротливостью… неприятеля и нападать на него там и тогда, где всего менее ожидают нападения», и ещё: «не бывает войн без военных хитростей» [3].

Военная хитрость прослеживается в военном искусстве многих народов. Её приёмы пытались понять и обобщить ещё в далёком прошлом:

Древний мыслитель Джаммапада (V в. до н. э.) так оценивал хитрость в войне: «Что бы ни делал враг врагу или же ненавистник ненавистнику, ложно направленная мысль может сделать ещё худшее» [5], греческий историк Фукидид (460-400 г. до н. э.) писал, что самым лучшим военачальником является тот, кто имеет способность к военной хитрости.

Римский адвокат и ритор Полиэн (II в.) в труде «Военные хитрости» описал до 900 так называемых стратегем, т. е. примеров военной хитрости. Римлянин Фронтин в четырёхтомном труде описал 563 стратегемы. Одним из выразителей древнеримских взглядов на военное искусство в период падения Римской империи являлся Вегеций (V в.). В числе высказываемых им мыслей встречаются такие: «…не лучше ли одолеть неприятеля хитростью. …Неожиданность, внезапность, вызывает у противника страх и панику» [7].

Цао Ген, Ду Ю: «В войне нет постоянной формы; искусство войны состоит в обмане»; Мэй Яо-чэнь: «Без обмана невозможно применить тактический манёвр, а без тактического манёвра невозможно справиться с противником»; Ван Чжэ: «Обман – это средство добиться победы над противником»; Чжан Юй: «В основу войны полагают гуманность и справедливость, но для того, чтобы одержать победу, непременно нужен обман»; «Всё это, — говорит Сунь-цзы, — обеспечивает воителю победу» [2].

Иными словами, по мнению комментаторов, руководствуясь этими приёмами и правилами, полководец может добиться победы, но заранее сказать, качество полководца как раз заключается в умении действовать, сообразуясь с обстановкой, находить всё новые средства и способы борьбы применительно к условиям времени, места и ситуации в целом.

«…» Если ты хочешь… выделить незаметно для врага часть своего лагеря для помощи союзнику, не сокращай размеров лагеря, оставь на месте все знамена и прежние ряды палаток, не уменьшай числа огней и часовых; точно так же, если ты получишь подкрепление и захочешь его скрыть, не расширяй лагерь, ибо самое полезное – это всегда таить свои дела и мысли.

«…» Многие полководцы любят обманывать противника, заманивая его в засады, когда этому способствует местность.

«…» Некоторые полководцы, защищаясь против сильнейшего противника, стягивали все свои силы на небольшом пространстве и позволяли окружить себя, а потом, заметив слабейшее место неприятельской линии, направляли на него главный удар…[2].

Характерно высказывание Петра I, касающееся способов боевых действий со Швецией в Северной войне: «…искание генерального боя суть опасно – в единый час всё неиспровержно; того для лучше здоровое отступление, нежели безмерный газард». Военная хитрость в этом случае состояла в том, чтобы ослабить шведов, заманить их вглубь страны и тем временем организовать собственные силы.

Своё дальнейшее развитие суворовская «Наука побеждать» получила в боевой практике талантливого русского полководца фельдмаршала М. И. Кутузова. Одной из отличительных сторон его полководческого искусства являлось активное применение приёмов скрытности и введения противника в заблуждение.

После 1917 года военная хитрость активно применялась многими военачальниками и командирами Красной Армии; одновременно предпринимались попытки теоретически осмыслить и обосновать военную хитрость как проявление военного искусства. Характерно, что уже в первых военно-теоретических публикациях того времени настойчива проводилась мысль о важной роли военной хитрости

Наиболее полно выражено понятие военной хитрости в работе А. А. Свечина «Стратегия»: «Военная хитрость, стратегема проникает всё оперативное искусство, является таким же существенным его элементом, каким для тактики является понятие о силе, о её организованном и рациональном использовании в боевых условиях. Только те оперативные загадки имеют успех, которые не могут быть вовремя разгаданы неприятелем» [7].

В 30-е годы термин «военная хитрость» постепенно сходит со страниц специальной литературы, зато термин «маскировка» начинает вбирать в себя смысл военной хитрости. Так, в Малой советской энциклопедии находим: «Маскировка военная – совокупность средств и приёмов, применяемых войсками, чтобы ввести противника в заблуждение, скрыть действительное своё расположение, численность и проч. и создать у противника ложное представление».

В наше время, время развития и использования высокоточного оружия крайне остро встает вопрос маскировки. Традиционные способы укрытия личного состава и вооружения устаревают, на смену им приходят все новые виды маскировки. Один из них – термокамуфляж. Перед тем, как перейти к рассмотрению данного аспекта, ознакомимся с определением камуфляжа.

В толковом словаре С. А. Кузнецова камуфляж – это способ маскировки, заключающийся в окраске орудий, судов, зданий и т.п. пятнами, полосами и т.п., искажающими их очертания и затрудняющими их обнаружение [10].

В Большой Советской энциклопедии дается более точное и развернутое определение: «Камуфляж — один из видов маскировочного окрашивания, применяемого в целях затруднения опознавания различных объектов с помощью визуально-оптических и фотографических средств разведки. Камуфляж представляет собой многоцветную (чаще всего 2—3-цветную) крупнопятнистую окраску, искажающую внешний вид объекта (например, танка, здания, аэродрома, корабля и др.) вследствие слияния цвета отдельных пятен и полос окраски с окружающим фоном. Пятна и полосы обычно наносят различными по форме и размерам, под углом 30—60° к контурам объекта, с переходом их с одной поверхности на другую».

Исходя из данных определений, можно сделать вывод, что термокамуфляж коренным образом отличается от традиционной «цифры» и «флоры» уже потому, что в основе его «работы» — имитация температуры окружающей среды.

В конце сентября 2015 года было сделано заявление о том, что ученые из Национального университета Сингапура «недавно создали термокамуфляж, который позволяет человеку стать невидимым для инфракрасных сенсоров» [11]. Излучение в тепловом диапазоне присуще всем природным объектам — от камней до человеческих пальцев. Однако, если эту тепловую сигнатуру заблокировать или замаскировать, и камни, и пальцы будет невозможно засечь. Кроме того, камуфляж позволяет имитировать присутствие другого объекта — например, спрятать от датчиков мужчину и «показать» вместо него фигуры двух женщин.

Глава группы ученых Киу Ченгвей говорит о том, что это первый случай, когда было доказано, что термокамуфляж эффективен на практике. Немаловажно, что технология термомаскировки экономична, может легко масштабироваться и применяться к крупным объектам. «Мы используем натуральный сыпучий материал и не применяем в производстве сложные технологии. Это позволяет полностью преодолеть ограничения, которые накладывают метаматериалы». Физический принцип работы системы требует дополнительного исследования в связи с научной новизной данного вопроса.

Данное изобретение способно не только выйти на новый уровень маскировки, но и значительно усовершенствовать армии стран мира, если пустить производство термокамуфляжа на конвейер. Вопрос о том, к чему это приведет – для ученых дело второстепенное.

Рисунок 1. Принцип функционирования «термокамуфляжа»

 

Более того на вооружение европейских стран планируется ввести «стелс-танк», который будет «невидим», благодаря принципам термокамуфляжа. Он «спрячет» танк от инфракрасных излучений. Как минимум он примет температуру окружающей среды. Как максимум — система сможет «представлять» танк для инфракрасных датчиков некими другими объектами — автобусом, легковым автомобилем, даже человеком.

Развитие военной маскировки не стоит на месте. Уже сегодня существуют нано-камуфляж «Хамелеон» и термокамуфляж, в котором говорилось в данной работе. К чему приведут последствия этих изобретений сказать сложно в мирное время. Но ясно одно – вместе с техническим прогрессом меняются и средства ведения войны. Она становится ожесточеннее, технологичней, манёвренней и, исходя из темы нашей работы, более скрытной и, как следствие, еще более опасной.

 

Список литературы:

  1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. — М., 1980. Т. 4. — С. 548.
  2. Кондрад Н. И. Сунь-цзы: Трактат о военном искусстве. — М.:, 1950. — С. 57
  3. Ленин В. И. Полн. собр. соч. – М.: Т. 34. — С. 383.
  4. Макиавелли Н. О военном искусстве. — М., 1939. — С. 131, 132, 134, 181, 183.
  5. Проценко А. Энергия будущего. — М., 1980. — С. 3.
  6. Разин Е. История военного искусства. — М., 1940. Ч. 2. — С. 373.
  7. Свечин А. Эволюция военного искусства. — М.; Л., 1927. Т. 1. — С. 77.
  8. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М., 1984. — С. 749, 367
  9. Энгельс Ф. Избранные военные произведения. — М., 1941. Т. 1. — С. 211.
  10. http://enc-dic.com/kuzhecov/Kamufljazh-58756.html
  11. http://theoryandpractice.ru/posts/9453-non-existence.
    ВОПРОСЫ ВОЕННОЙ ХИТРОСТИ, ОБМАНА И МАСКИРОВКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
    Статья посвящена изучению нового изобретения в сфере маскировки – это термокамуфляж, который способен в будущем изменить ход всех военных конфликтов. В статье рассмотрено определение «камуфляж». На данной информации основана эмпирическая часть  анализ и обзор изобретения, выдержки из интервью с создателями термокамуфляжа – цитирование.
    Written by: Колосов Сергей Викторович, Ларионова Светлана Сергеевна, Костюк Дмитрий Анатольевич
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/28/2016
    Edition: euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)
    Available in: Ebook