28 Апр

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ СПЕЦАЛИСТОВ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Актуальность данного исследования в настоящее время обусловлено возросшей ролью информационных технологий (ИТ) которые занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Их широкое использование в самых различных сферах деятельности человека диктует целесообразность наискорейшего ознакомления с ними, начиная с ранних этапов обучения. Система образования и наука являются основным объектом процесса информатизации общества. Информатизация образования в силу специфики самого процесса передачи знания требует тщательного изучения используемых технологий информатизации и возможностей их широкого тиражирования. Кроме того, стремление активно применять современные информационные технологии в сфере образования должно быть направлено на повышение уровня и качества подготовки специалистов. Отработка применяемых в сфере образования ИТ должна решать следующие задачи:

— поддержку и развитие системности мышления обучаемого;

— поддержку всех видов познавательной деятельности обучаемого в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;

— реализацию принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

Поэтому недостаточно просто овладеть той или иной информационной технологией. Необходимо выделить и наиболее эффективно использовать те ее особенности и возможности, которые могут максимально обеспечить решение указанных выше задач.

Обучающие программы реализуются с помощью компьютера и вполне естественно, что при их разработке ведущее место приобрели проблемы, связанные с машиной (программной) реализацией программ. Ведь не смотря на то, что возможности компьютера значительно возросли и с каждым годом увеличиваются, реализация многих обучающих функций связана с большими трудностями (например, распознавание ответа учащегося). Однако нельзя считать правильной весьма распространенную точку зрения, будто ключ к решению основных проблем компьютерного обучения — это разработка средств которые позволяют осуществлять переход от сценария обучающей программы к компьютерной программе. Такое представление в ряде случаев сказалось на разработке и оценке роли инструментария для программирования обучающих курсов (их называют обычно системными cpeдcтвaми автора).

Основной показатель высокого качества обучающей программы — эффективность обучения. Эффективность программы целиком и полностью определяется тем, насколько она обеспечивает предусмотренные цели обучения, как ближайшие, так и отдаленные. При решении любого вопроса, начиная с использования графики и кончая индивидуализацией обучения, во главу угла должны быть, поставлены учебные цели. Богатейшие возможности компьютера должны быть проанализированы с точки зрения психологии и дидактики и использованы тогда, когда это необходимо с педагогической точки зрения. Обучающая система должна быть не эффектной, а эффективной.

Вопрос о том, насколько эффективна обучающая программа, может быть решен только после ее апробации. Тем не менее, можно наметить ряд психолого-педагогических требований, которым должна удовлетворять обучающая программа. Обучающая система должна:

— позволять строить содержание учебной деятельности с учетом основных принципов педагогической психологии и дидактики;

— допускать реализацию способа управления учебной деятельностью, который обусловлен целями обучения;

— стимулировать все виды познавательной активности учащихся, включая, естественно и продуктивную, которые необходимы для достижения ближайших и отдаленных основных учебных целей;

— учитывать в содержании учебного материала и учебных задач уже приобретенные знания, умения и навыки учащихся;

— стимулировать высокую мотивацию учащихся к учению, но не за счет интереса к самому компьютеру. Необходимо обеспечить учебные мотивы, интересы учащихся к познанию;

— обеспечивать функционирование по основным направлениям: активизация познавательной деятельности обучаемых; моделирование профессиональной деятельности; способствовать пониманию текста; содержание учебного предмета и трудность учебных задач должны соответствовать возрастным возможностям и строиться с учетом индивидуальных особенностей обучаемых; информирование о допущенных ошибках, содержать информацию, достаточную для и устранения; диагностировать обучаемых с целью индивидуализации обучения, а также оказания требуемой помощи; не требовать специальных знаний и усилий для ввода ответа, свести к минимуму рутинные операции по вводу ответа;

— при решении учебных задач обеспечивать педагогически обоснованную помощь, достаточную для того, чтобы решить задачу и усвоить способ ее решения;

— оказывать помощь обучаемому с учетом характера затруднения и модели его;

— информировать обучаемого о цели обучения, сообщать ему его основные ошибки, характер повторяющихся ошибок;

— допускать индивидуализацию обучения, позволят обучаемому принимать решение о стратегии обучения, характере помощи и т.п.;

— адекватно использовать все способы предъявления информации в виде текста, графики, изображения, в том числе движущиеся, а также звук и цвет;

— вести диалог, управляемый не только компьютером, но и обучаемым;

— позволить обучаемому вход и выход из программы в любой ее точке, обеспечить доступ к ранее пройденному учебному материалу;

— допускать модификацию, внесение изменений в способы управления учебной деятельностью.

Целесообразно выделить следующие аспекты разработки обучающих программ: методологический; эргономический; информационный; технологический.

Методологический аспект включает  постоянное расширение числа компьютерных классов, создание на их основе информационно-вычислительных сетей вузов с последующим объединением в сети, расширение информационной наполненности таких сетей приводят к качественным изменениям в методике преподавания дисциплин, создают предпосылки к созданию компьютерной образовательной среды. Создание и развитие такой среды предполагает решение следующих задач:

— первая задача связана с переосмыслением методики преподавания дисциплин в вузах. Традиционная методика обучения и методика обучения с использованием компьютера отличаются между собой;

— вторая важная задача состоит в разработке общих подходов и принципов для объединения обучающих программ в единую учебно-информационную среду.

Унификация принципов навигации, разработка общих подходов и, возможно, инструментальных средств для создания различных типов обучающих программ вне зависимости от разделов знаний должны строиться на основе того, что компьютерная технология обучения — это образовательный процесс, основанный на едином средстве обучения — компьютере, и взаимодействие пользователя с новой обучающей программой должно строиться на основе привычных ему навыков.

Эргономический аспект разработки компьютерных обучающих программ. Пользователь обучающих программ может проводить за компьютером длительное время (особенно в режиме самообразования). При этом он часто повторяет большое число однотипных манипуляций (выбор режима работы, ввод исходных данных и т.п.). Поэтому при разработке пользовательского и графического интерфейса обучающих программ необходимо ориентироваться на требования инженерной психологии и эргономики.

Информационный аспект разработки компьютерных обучающих программ характеризуется различными компонентами, реализующие ее определенные функциональные свойства. Выделим три основные компоненты информационного наполнения обучающих программ: текстовая; вычислительная; имитационная.

Текстовая компонента. Любая обучающая программа немыслима без использования в большей или меньшей мере текстового материала (от изложения теоретической части курса и до надписей на нестандартных кнопках). Выполнение этого требования позволяет осуществлять модификацию обучающей программы.

Вычислительная компонента. Во многих обучающих программах используется сложный и уникальный математический аппарат для поддержки процедуры обучения, визуализации полученных результатов, построения оценочной части контролирующего или тестирующего раздела обучающей программы и решения других задач. При создании комплекса обучающих программ по поддержке традиционных и больших по объему курсов, следует стремиться к необходимости создания библиотеки стандартных вычислительных компонент (программы вычисления стандартных функций, решения систем линейных уравнений и т.п.).

Имитационная или моделирующая компонента обусловлена  необходимостью использования моделей в процессе обучения следующими причинами: моделирование позволяет снизить затраты на использование в учебном процессе расходных материалов и оборудования (физика, химия, биология); моделирование позволяет за время одного занятия рассмотреть и проанализировать длительные процессы (физика, биология, строительство, экология и т.д.); многие процессы практически недоступны восприятию человека (строение атомного ядра, взаимодействие молекул, развитие галактик, трафики потоков информации в вычислительных сетях и т.п.), а использование моделей позволяет сформировать адекватное представление об исследуемом процессе.

Необходимо отметить сдерживающие факторы эффективного использования обучающих программ в учебном процессе: отсутствие заинтересованности преподавателей в их использовании; недостаточная информированность преподавателей о компьютерной технологии обучения и компьютере, как средстве обучения.

Недооценка психолого-педагогических проблем компьютеризации обучения, недостаточный учет психологических особенностей деятельности педагога и учащегося не могли не сказаться на качестве авторских систем, предназначенных для программирования (в узком смысле слова) обучающих курсов.

В настоящие время все большее число специалистов в области компьютерного обучения вынуждено признать, что основные проблемы при разработке обучающих программ — психолого-педагогические. По мнению многих специалистов, программирование обучающей программы — это лишь один этап ее разработки, который требует не более 10-20% времени и усилий. К тому же данный этап относится к наиболее изученным.

Следует иметь в виду, что применение компьютера оказывает исключительно большое влияние на все аспекты учебного процесса: содержание учебного материала, методы обучения, используемые учебные задачи, мотивацию учащихся и т.д.

Компьютеризация обучения отчетливо показала, что многие психологические и дидактические понятия и концепции требуют пересмотра, поскольку в настоящие время, основываясь на них, нельзя разработать эффективные обучающие программы.

Для педагогов самая большая опасность — механический перенос особенностей обучения в классе (группе) на компьютерное обучение, стремление как можно более точно скопировать работу педагога. Хотелось бы отметить, что механический перенос в принципе недопустим по следующим причинам:

— педагог, далеко не всегда сможет описать свою деятельность и объяснить свое решение (многие решения принимаются интуитивно, подсказал опыт, это известно из практики и т.д.);

— групповое обучение не является адекватной моделью компьютерного обучения, которое обладает многими особенностями индивидуального обучения и существенно отличаются от группового;

— компьютер раскрывает новые возможности в управлении учебной деятельностью. Это происходит, прежде всего, за счет неограниченных возможностей в предъявлении материала, применения разнообразных учебных задач, построения модели обучаемого путем накопления и переработки больших массивов информации, относящихся к обучаемому, неограниченного запаса знаний, относящихся к данной предметной области.

— разработка обучающих программ — это качественная деятельность педагога. К тому же разработка обучающих программ требует более глубоких знаний не только в определенной предметной области, но и знаний об учебном процессе и обучаемых.

— программы управляют деятельностью живых людей, обладающих волей, мотивами, интересами, которые оказывают большое внимание на процесс обучения.

Таким образом,  чтобы обеспечить эффективное использование компьютера в учебном процессе, недостаточно заложить в компьютер систему указаний, даже правильных самих по себе. Необходимо спроектировать условия, в которых учащийся захочет следовать этим указаниям, а не поступать вопреки им. Только та обучающая программа сможет обеспечить эффективное обучение, разработчики которой учитывают в должной мере человеческий фактор, видят в учащихся субъектов учебной деятельности, а не придаток к компьютеру, слепо повинующийся его указаниям.

 

Список литературы

  1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Специфика психологических методов в условиях использования компьютера. — М.: МГУ, 1995.
  2. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Вайскунского.- М.: «Можайск-Терра», 2000. — 432 с.
  3. Дистанционное обучение: учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. — М.: «Владос», 1998. — 192 с.
  4. Зайнутдинова Л.Х. Психолого-педагогические требования к электронным учебникам (на примере общетехнических дисциплин). — Астрахань: Изд-во АГТУ, 1999.
  5. Компьютерные учебные программы и инновации. — М., 2001. — № 1–4.
  6. Краснова Г.А и др. Технологии создания электронных обучающих средств. — М.: МГИУ, 2003. — 223 с.
  7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат и др. — М.: изд. центр «Академия», 2001. — 272 с.
  8. Носов Н.А. Психологические виртуальные реальности. — М.: Институт человека РАН,1998. — 195 с.
  9. Уваров А.Ю. Электронный учебник: теория и практика. — М.: Изд-во УРАО, 1999. – 220 с.
    НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ СПЕЦАЛИСТОВ
    В статье рассмотрены психолого-педагогические особенности создания и использования компьютерных обучающих программ для подготовки специалистов в военной области.
    Written by: Колосов Сергей Викторович
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/18/2016
    Edition: euroasia-science_28.04.2016_4(25)
    Available in: Ebook