26 Сен

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА СМЕСЕВОГО ТОПЛИВА НА ОСНОВЕ РАПСОВОГО МАСЛА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Введение. За последнее десятилетие стоимость дизельного топлива выросла более чем в три раза, что стимулирует производство и применение альтернативных топлив, наиболее реальными из которых являются биотоплива на основе растительных масел, которые можно произвести внутрихозяйственным способом из собственного сырья, в частности из рапсового масла.

Посевные площади рапса в Красноярском крае за последние пять лет (с 2011 по 2015 гг.) выросли в два раза. Средняя урожайность семян составляет 13-15 ц/га при себестоимости 15,3 руб./кг. При их переработке выходит до 33% масла и 67% жмыха (шрота). Доход от использования жмыха в животноводстве практически полностью компенсирует затраты на возделывание, уборку и переработку семян. Себестоимость продукции растениеводства при использовании рапсового масла в качестве основы биотоплива снижается до 10-15% [1].

В дизельных двигателях используется биотопливо на основе рапсового масла (РМ) двух разновидностей:

— метиловый эфир рапсового масла (МЭРМ), получаемый при метанолизе РМ;

— смесевое топливо (СТ), состоящее из смеси РМ с дизельным (ДТ) или другими нефтяными топливами.

Химмотологические качества МЭРМ близки к ДТ, поэтому его использование практически не требует адаптации дизеля. Однако технология внутрихозяйственного производства МЭРМ труднореализуема из-за ее сложности, использования чрезвычайно ядовитого метилового спирта и высокой стоимости конечного продукта.

Учитывая возможность производства РМ на базе специализированного предприятия или внутри хозяйства, а также более высокий выход энергии по топливной составляющей, в сельском хозяйстве региона в основном производят и используют для дизельных двигателей СТ [2,3].

Цель работы – обоснование технологии производства смесевого топлива на основе рапсового масла.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

1) разработать структурную схему технологии производства смесевого топлива на основе рапсового масла;

2) обосновать параметры технологического процесса и оборудования поточной лини производства смесевого топлива;

3) дать оценку физико-химических свойств смесевого топлива.

Условия и методы исследования.

Технология производства смесевого топлива на основе РМ включает три взаимосвязанных и последовательно выполняемых процесса [1]:

1) переработка семян рапса для получения масла-сырца и жмыха;

2) очистка и нейтрализация масла-сырца;

3) смешивание нейтрализованного масла (РМн) с дизельным или другим минеральным топливом.

Эффективность указанных процессов с позиций ресурсосбережения и экологии определяется количественными и качественными характеристиками конечного продукта, основными из которых являются выход рапсового масла после нейтрализации, его теплотворная способность, вязкостно-температурные и другие свойства. Эти характеристики формируют, при смешивании РМн с минеральным топливом, эксплуатационные свойства СТ, которые определяют в итоге энергетические, топливно-экономические, общетехнические и экологические показатели дизельного двигателя и технический уровень машины (трактора, комбайна, автомобиля) в целом [1].

Структурная схема технологии производства смесевого топлива и параметры оборудования для его реализации выбирались из условия обеспечения производительности по семенам до 450 кг/ч с выходом масла 30-35% и осадка после его нейтрализации 5-6%.  Заданные эксплуатационные свойства СТ обеспечивались добавкой в РМн 25-30% по массе минерального топлива.

Результаты исследования.

Технологическая линия (рис. 1), представляющая совокупность производственных процессов получения смесевого топлива на основе РМн была реализована в ряде предприятий АПК Красноярского края.

Процесс переработки семян рапса в масло и получения смесевого топлива осуществляется на поточной линии.

Исходное сырье загружается в бункер 1 и через дозатор поступает в зеерную камеру шнекового маслопресса ММШ-450 (2)  предварительного отжима. В зеерной камере происходит непрерывное уплотнение и предварительный отжим сырья с выделением до 15% масла, которое собирается фузоловушками с пеногасителями и перекачивается в резервуар РГС-50 (7). Далее полуотжатые семена перемещаются винтовым транспортером на пресс основного отжима (3), где съем масла достигает 20%.

Жмых с маслопресса основного отжима винтовым транспортером перемещается в бункер временного накопления (4), для реализации.

Рисунок 1.  Схема технологической линии производства смесевого топлива на основе рапсового масла

После отстаивания масло из резервуара (7) поступает в систему очистки (6), включающую линии предварительной и тонкой фильтрации продукта.

Для удаления солей жирных кислот после очистки производится нейтрализация масла раствором КОН при концентрации 0,3% [4]. Реакцию проводят в нейтрализаторе (5) при температуре 60-70°С, что достигается использованием встроенных электронагревателей мощностью 5,0 кВт. Перемешивание масла в нейтрализаторе осуществляется механической мешалкой с перегородками. В результате нейтрализации выделяется 3-5% осадка солей жирных кислот, который сливается через клапан конусного дна нейтрализатора.

Нейтрализованное рапсовое масло РМн перекачивается в смеситель (8), где добавляется дизельное топливо (30%), или керосин марки ТС-1 (25%). Готовая продукция хранится в горизонтальном резервуаре РГС-50, либо реализуется в полиэтиленовой упаковке «Еврокуб» объемом 1 м3 с металлическим каркасом.

В системе очистки масла между насосом НШ-10 (2) и фильтрами грубой (4) очистки предусмотрена установка дросселирующего узла 3 типа ПГ-55 (рис. 2), обеспечивающего его подогрев до 50-60°С и гашение гидроударов. Трехходовой кран (8) позволяет поочередно перекрывать потоки масла при  обслуживании фильтров.

Шестеренный насос подает отстоявшееся масло через дроссель (3) под давлением 5-7 МПа в линию предварительной очистки, включающую два параллельно работающих фильтра грубой очистки типа Р-531А (4), затем через рампу (7) в линию тонкой очистки из двух параллельно установленных  фильтров ЭТФ-002 (5). Первые отсеивают частицы размерами 8-50 мкм, вторые – 0,5-8 мкм. Фильтры обслуживаются ежесменно, с заменой фильтрующих  элементов тонкой очистки и промывкой фильтров грубой очистки.

Рисунок 2. Схема системы очистки рапсового масла:

1 – маслозаборник; 2 – насос НШ; 3 – дроссельный узел; 4 – фильтр грубой очистки; 5 – фильтр тонкой очистки с предохранительным клапаном; 6 – нейтрализатор; 7 – рампа; 8 – кран трехходовой

Параметры процесса производства СТ на технологической линии представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Параметры технологического процесса

Параметр

Значение параметра
Производительность по семенам, кг/ч до 450
Суммарный выход масла, % (кг/ч)

из них

— предварительный отжим

— окончательный (основной) отжим

35 (157,5)

 

15 (67,5)

20 (90)

Выход жмыха, % (кг/ч) 63,5 (285,75)
Потери по исходному сырью из материального баланса, % (кг) 1,5 (6,75)
Конструкционная масса оборудования, кг 5500
Полная масса линии, загруженной на 100% по сырью, кг 98900
Установленная потребная мощность при двухстадийном отжиме и полной загрузке линии, кВт    

26,0

Выход осадка (суммарный), % 6,0
Себестоимость рапсового масла нейтрализованного, руб./кг 15,75
Себестоимость смесевого топлива

СТн (0,7РМн+0,3ДТ), руб./кг

28,0
Себестоимость смесевого топлива

СТн (0,75РМн+0,25ТС-1), руб./кг

26,3

Используемая совокупность методов и процессов позволяет обеспечить выход масла при работе поточной линии 35% (155-160 кг/ч) при себестоимости РМн 15,75 руб./кг с учетом реализации жмыха при цене семян рапса 15,3 руб./кг.  В зависимости от вида и количества нефтяного топлива для получения СТ себестоимость его производства составляет 26,3-28,0 руб./кг, что на 33-37% ниже стоимости дизельного топлива.

На рисунке 3 показаны зависимости плотности и вязкости биотопливных композиций на основе рапсового масла, полученных по данной технологии. Их анализ показывает необходимость предварительного подогрева СТ до 65-70°С при его использовании в автотракторных дизелях [3]. Вязкость и плотность смеси 25%ТС-1+70%РМн ниже, чем у смеси 30%ДТ(Л-0,1-40)+70%РМн, что определяется отличием вязкостно-температурных характеристик дизельного топлива и керосина.

Рисунок 3. Зависимость вязкости и плотности биотопливных композиций от температуры: —— СТн (75%РМн+25%ТС-1); ── СТн (70%РМн+30%ДТ)           

Полученное смесевое топливо имеет, по сравнению с летним дизельным топливом, более высокую плотность и меньшее цетановое число (табл. 2), что приводит к некоторому ухудшению процесса сгорания дизельного двигателя. Однако подогрев СТ до 65-70°С позволяет существенно улучшить его эксплуатационные свойства, обеспечивая незначительное снижение мощности и топливной экономичности при улучшении экологических показателей автотракторных дизелей [1].

Таблица 2.

Основные показатели физико-химических свойств топлив

Показатели качества ДТ летнее РМ РМн СТ (30%

СТн (30%ДТ

+70% РМн)

СТ (30%

СТн (25%ТС-1

+75% РМн)

Плотность при 20 0С, кг/м3

Кинематическая вязкость при 20 0С, мм2/с (сСт)

Поверхностное натяжение при 20 0С, Н/м

Цетановое число, не менее

Кислотное число, мгКОН/г

Температура, 0С

воспламенения (не менее)

застывания (не более)

Содержание, в %

серы, не более

золы, не более

Низшая теплота сгорания топлива, МДж/кг

Испытания на медную пластину

840

 

3…6

 

27·10-3

45

0,06

 

+40

-10

 

0,2

0,02

 

42,5

Выдер-живает

913…922

 

62,6…71,7

 

33,2·10-3

38…40

0,04

 

+ 240…320

-18

 

0,0011

0,01

 

34,2…37,5

Выдер-живает

924,2

 

76,04

 

33,2·10-3

38…40

0,0193

 

+230

-20

 

0,001

0,01

 

34,2…37,5

Выдер-

живает

888,4

 

46,5

 

29,3·10-3

40…41

0,02

 

+165

–16

 

0,001

0,01

 

39,5

Выдер-

живает

877,4

 

43,5

 

29,3·10-3

41…43

0,02

 

+117

–16

 

0,001

0,1

 

40,5

Выдер-

живает

Выводы

  1. Разработана структурная схема технологии производства смесевого топлива на основе рапсового масла, включающая процессы: получения масла-сырца прессованием семян рапса; очистку фильтрацией и нейтрализацию раствором КОН масла-сырца; смешивание нейтрализованного масла с минеральным топливом в соотношении (0,70РМн+0,30ДТ или 0,75РМн+0,25ТС-1).
  2. Обоснованные параметры технологического процесса и технического оборудования позволили, при производительности по семенам 450 кг/ч, обеспечить выход нейтрализованного рапсового масла РМн до 35% от массы семян себестоимостью 15,75 руб./кг с учетом цены реализации жмыха и получить смесевое топливо на 33-37% ниже стоимости дизельного топлива.
  3. Физико-химические свойства полученного смесевого топлива позволяют использовать его в автотракторных дизелях при подогреве до температуры 65-70°С без существенного ухудшения энергетических и топливно-экономических показателей.

Список литературы:

  1. Селиванов, Н.И. Технология производства и эффективность использования смесевого топлива на основе рапсового масла / Н. И. Селиванов, А. А. Доржеев // Вестн. КрасГАУ. – 2015. – № 5 С. – 81-86.
  2. Доржеев, А.А. Технология приготовления и использования биотопливной композиции на сельскохозяйственных тракторах [Текст] / автореф. дис. … канд. техн. наук / А.А. Доржеев. – Красноярск, 2011. – 20 с.
  3. Селиванов, Н.И. Эффективность производства и использования биотоплива на основе рапсового масла в тракторных дизелях / Н.И. Селиванов, А.А. Доржеев // Вестн. КрасГАУ. – 2008. – № 4 С. – 236-241.
  4. Пат. 2393209 Российская Федерация, МПК51 C 11 C 3/04. Способ производства биотоплива на основе рапсового масла для автотракторных дизелей [Текст] / Селиванов Н.И., Санников Д.А., Доржеев А.А.; заявитель и патентообладатель ФГОУ ВПО КрасГАУ. – № 2008140024/13; заявл. 18.10.2008; опубл. 20.04.2010, Бюл. № 11 (II ч.). – 3 с.
    ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА СМЕСЕВОГО ТОПЛИВА НА ОСНОВЕ РАПСОВОГО МАСЛА
    В статье представлена технология переработки семян рапса и производства смесевого топлива на основе рапсового масла, реализованная внутрихозяйственным способом. Обоснованы параметры поточно-технологической линии производства и дана оценка физико-химических свойств смесевого топлива себестоимостью на 33-37% ниже стоимости дизельного топлива.
    Written by: Селиванов Николай Иванович, Доржеев Александр Александрович, Матюшев Василий Викторович, Ладыгин Семен Михайлович
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/02/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_10(18)
    Available in: Ebook