30 Янв

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА, КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В настоящее время растет число российских фирм, которые благодаря внедрению системы менеджмента качества стали конкурентоспособными на рынке продукции и услуг. Неудивительно, что появляются фирмы, желающие внедрить СМК. Преимуществом данной системы является то, что она универсальна, так как ее можно внедрить в любую отрасль предприятия. Однако прежде чем принять решение о внедрение СМК на предприятии необходимо оценить свои возможности. Руководитель должен хорошо понимать, с какими трудностями он может столкнуться, как их  исправить и какую в итоге пользу он получит от внедрения системы. Облегчить задачу можно, если мы определим плюсы и минусы внедрения СМК, проанализировав опыт российских предприятий, которые уже внедрили систему.

ООО «Сибирская логистическая компания», оказывающая логистические услуги, делиться своим опытом. Компания начала работу с составления перечня основных процессов, протекающих внутри предприятия: хранение товаров, обработка грузов, транспортная экспедиция, грузоперевозки, консолидация грузов, страхование грузов и документальное оформление. Важно отметить, что для описания вышеуказанных процессов фирма использовала методику «Квалиграммы». В итоге это позволило разработать рабочие и иллюстрированные инструкции для обучения работников и обеспечить доступ информации к ним. Однако при первой попытке разработки бизнес-процесса  приемка-отгрузка была совершена ошибка, так как некоторые моменты не были согласованы в этой сфере. В итоге было принято решение обсуждать с клиентами данный процесс для разъяснения всех требований и предполагаемых ошибок.

Руководством компании в рамках СМК было принято решение ввести должность менеджер проблемных ситуаций в составе нескольких работников. Согласно представленной должности проводилось обучение каждого работника, а затем изучалась каждая операция (приемка, внутрискладские операции) непосредственно с его начальником.

После изменений в организационной структуре на предприятии уволилось несколько работников. Безусловно, это большие потери для предприятия, ведь теперь нужно потратить время на поиски нового работника, а затем и на его обучение. В этой связи руководство компании нашло решение по исключению повторной проблемы, планируя и подготавливая на конкретную должность несколько кандидатов, затем переводя их в другие отделы. Например, те, кто имел познания, в процессе отгрузки переводили в транспортный отдел.

Надо сказать, что компания внедрила WMS-систему в рамках системы менеджмента качества, которая направлена на  автоматизацию складского комплекса, где разрабатывалось топология складов, и проводился учет основных характеристик товаров, хранимых на складе.

Руководство компании призналось, что потратило  значительную сумму денежных средств на внедрение и сертификацию СМК. Во-первых, привлекались внешние консультанты для разработки документации СМК, проведение работ по изменению организационной структуры и автоматизации логистических операций. Во-вторых были затраты на сертификацию системы менеджмента качества и обучение персонала. В итоге предприятие получило упорядочение документооборота, оптимизацию всех процессов и возможность сертификации. Все это в целом уменьшило издержки и увеличило прибыль предприятия.

Весьма полезным для нас оказался опыт внедрения СМК Тихоокеанского государственного экономического университета (ТГЭУ). В 2007 г. было разработано 27 стандартов и других руководящих документов. В связи с большим объемом разработанной документации,  было предложено разделить ее на несколько уровней:

1). «Руководство по качеству» — общая информация об университете (политика в области качества, миссия), которая доступна для любого заинтересованного лица (потребитель, аудитор, новый сотрудник).

2). Стандарты по управлению процессами  находятся у тех лиц, которые отвечают за данный процесс. Это обеспечивает постоянный доступ сотрудникам данного структурного подразделения.

3). Детальные методики осуществления конкретной деятельности, технологические карты, должностные инструкции.

Согласно с областью лицензирования и государственной аккредитации в декабре 2008 в ТГЭУ проводилась проверка СМК. При выборе сертифицирующего органа руководство вуза столкнулось с проблемой. Довольно много времени ушло на поиски органа по сертификации, который имеет международное признание и работает в          России, имея возможность выдачи сертификата соответствия СМК. В итоге предварительный и сертификационный аудит в ТГЭУ   проводила Ассоциация по сертификации «Русский Регистр».

Обратим свое внимание на ряд проблем, с которыми столкнулось руководство ТГЭУ при внедрении СМК:

-отрицание руководителями среднего звена управления вуза новых принципов управления;

— недостаток необходимых методических материалов и рекомендаций по внедрению принципов процессного подхода в образовательных учреждениях;

Такие проблемы рабочая группа решала путем споров и компромиссов. В итоге после внедрения системы менеджмента качества ТГЭУ получил стандартизацию бизнес-процессов, улучшил анализ со стороны руководства, повысил удовлетворенность студентов и абитуриентов в области знаний и навыков. Так же ТГЭУ смог выполнить критериальные показатели публикации и обеспечить внедрение научных разработок в производство различных предприятий.

Важным для нашего исследования оказался опыт ООО «Гефест-Ростов», который тоже внедрил систему менеджмента качества. Компания честно призналась, что трудности возникли с выбором сертифицирующей организации, а так же в освоение терминологии стандарта ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Основные положения и словарь». Фирма постепенно вводила стандартную терминологию в документацию и отчетность всех структурных  подразделов предприятия.

На предприятии сотрудникам сложно было понять необходимость внедрения СМК, появлялись недовольства по причине дополнительных обязанностей, которые появились в связи с разработкой документов СМК и составлением отчетов. ООО «Гефест-Ростов» нашла решение проблемы, возглавляя по работам внедрения СМК руководителя высшего звена. Кроме того, было сложно найти работника, который должен был координировать работу коллектива по разработке и внедрению СМК.

В силу крупных масштабов и множества процессов, протекающих внутри предприятия, был разработан большой объем документации. Работать с ней было невозможно, именно поэтому в каждом структурном подразделении назначили ответственного сотрудника за пересмотр документов с целью их актуализации.

Для того чтобы система менеджмента качества функционировала эффективно  на ООО «Гефест-Ростов» проводиться непрерывный анализ текущей ситуации руководителями среднего и высшего звена управления. Однако было сложно  заставлять руководителей ежедневно выявлять и анализировать сбои в работе своего предприятия. Ведь они были и так загружены другими проблемами. Именно поэтому руководством компании было принято решение создать систему мотивации – за выявленные и исправленные несоответствия предусмотрели выдачи премий.

ООО «Гефест-Ростов» не жалеет о том, что потратила большие затраты на обучение коллектива, сертификацию СМК и последующие проверки. Ведь именно внедрение системы менеджмента качества позволило достичь следующих результатов:

— отсутствие затрат на рекламации;

— увеличение почти в 3 раза объема продаж по отдельным видам продукции;

— сертификаты соответствия действуют на отдельные виды продукции не один, а три года. Например, металлополимерные накладки для верхнего строения ЖД путей;

— уменьшение издержек производства предприятия;

-увеличение производительности труда;

— возможность участвовать в тендерах и конкурсах, получать госзаказы за счет сертификата.

Особый интерес у нас вызвал опыт внедрения СМК на небольшом предприятии ЗАО «КузбассЭлектроМонтаж» г. Кемерово. Рассмотрим некоторые его особенности. В связи с небольшим штабом предприятия на каждого отдельного сотрудника легло множество задач и информации. Важно отметить что, предприятие нашло решение, реализовав на практике методику 5S – сортировка, самоорганизация, систематическая уборка, стандартизация и совершенствование. В итоге получили взаимозаменяемость сотрудников.

Полученные данные четырех российских предприятий различных отраслей деятельности, позволил нам определить трудности, с которыми можно столкнуться при внедрении СМК:

  1. Сложность в разработке бизнес-процесса приемка-отгрузка без согласования клиента, если компания работает в рабочей сфере;
  2. Увольнение работников;
  3. Большие затраты на разработку и внедрения, сертификацию СМК;
  4. Сложность в выборе сертифицирующего органа;
  5. Неприятие новых принципов управления руководителями среднего звена управления;
  6. Отсутствие необходимых методических материалов и рекомендаций по внедрению принципов процессного подхода в образовательных учреждениях;
  7. Сложность в освоение терминов ИСО 9000-2008 «Основные положения и словарь»;
  8. Поддержание в рабочем состоянии большого объема документации;
  9. Создание мотивации для коллектива;
  10. Непрерывный анализ текущей ситуации руководителями среднего и высшего звена управления;
  11. Загруженность задач представителя по качеству в малых предприятия.

В то же время мы выявили положительные результаты от внедрения СМК:

  1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда, продукции и услуг;
  2. Автоматизация складского процесса в логистической компании при внедрении WMS-системы в рамках СМК;
  3. Упорядочение документооборота;
  4. Оптимизация всех процессов;
  5. Возможность сертификации;
  6. Стандартизация бизнес-процессов;
  7. Улучшение анализа со стороны руководства;
  8. Удовлетворенность клиентов и потребителей;
  9. Оптимизация организационной структуры;
  10. Разработка внутренней нормативной документации СМК;
  11. Отсутствие затрат на рекламации;
  12. Увеличение объема продаж по отдельным видам продукции;
  13. Увеличение срока сертификата соответствия на отдельные виды продукции;
  14. Уменьшение издержек производства предприятия;
  15. Увеличение производительности труда и сокращение времени производственного цикла;
  16. Возможность участия в тендерах и конкурсах, получения госзаказа за счет сертификата.

Таким образом, зная недостатки внедрения системы менеджмента качества, можно узнать, как с ними бороться, или вовсе их исключить на практике. А знания о положительных результатах СМК, приведут к созданию стимула для принятия решения о внедрении системы, к формированию основы мотивации персонала и представления к чему можно стремиться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дроздова Г.Н., Дранишков С.В., Дроздов А.В., Серебрякова Л.И. Внедрение СМК в логистической компании// Сертификация.-2013.-№3-с.24-28
  2. Олохова Л.С. Особенности совершенствования СМК на малых предприятиях /Л.С. Олохова, Н.Б. Коптелова – 4-я МНТК «Современные инновации в науке и технике», 2014 — с.269-271, Т. 3 ISBN 978-5-905556
  3. Особенности разработки и внедрения систем менеджмента качества в испытательной лаборатории/О.А. Голубенко, А.А. Дедух – Журнал № 7 «Евразийский союз ученых», 2014 – с. 48-50, ISSN 2575-7999.
  4. Юрченко В.А., Короткова Т.В. Опыт внедрения СМК// Высшее образование в России.-2010.-№6- с.76-81
    ПЛЮСЫ И МИНУСЫ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА, КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ
    Written by: Голубенко Ольга Александровна, Хмелевская Светлана Александровна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 05/26/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)
    Available in: Ebook