30 Май

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ИМИДЖЕЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОДЕЖДЫ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Проблемой диверсификации ассортимента одежды, выпускаемой предприятиями легкой промышленности, на фоне решения первоочередной задачи создания ее высококомфортной и безопасной функций, является, как показывает анализ направлений современных исследований в этой области [14-15],  проектирование дизайна ее предметов, посредством которого можно было бы формировать и успешно корректировать индивидуальный имидж человека. То есть, сегодня дизайнеру приходится осваивать функции и имиджеолога и  имиджмейкера, создавая так называемую «оболочку» вокруг тела, способную, наряду с физиолого-гигиеническими и информационно-эстетическими функциями, выполнять функции специфического средства невербального общения между людьми.

Сегодня так называемый имиджелогический подход в художественном проектировании предметов одежды, обуви и аксессуаров заявляет о себе все громче и настойчивее, дополняя взгляды на эти предметы потребления человека как на объекты массового промышленного производства и прикладного искусства одновременно. В связи с этим особенно актуальной становится проблема формирования подобных компетенций у будущих специалистов или воспитания подобных качеств у действующих дизайнеров.

Чтобы быть креативным в имиджелогическом смысле им необходимо самим освоить «алфавит и язык одежды», научиться самостоятельно писать историю проектируемых предметов и воспитать подобные прикладные навыки у потребителя.

Работы, ведущиеся в этом актуальном направлении,  способствовали появлению существенного дополнения  к термину «проектирование одежды» — термина «комплексное решение задач формирования имиджа» и активному развитию импрессивного подхода к проектированию одежды, как научного направления, обозначающего стык проектирования одежды с имиджелогией [14-15].  Исследования же в этой области неизбежно ведут к необходимости управления «разговором» на языке одежды  и построения адекватной системы индивидуальных имиджей. Таким образом, разработка модных форм предметов одежды, обуви, аксессуаров в современных реалиях должна вестись не просто как разработка оригинального художественного образа, а как образа, с заранее прогнозируемым эмоциональным наполнением, способным впечатлить в нужном русле взыскательного потребителя.

Исследованиями установлено, что доминирующими в определении впечатления потребителя от предмета одежды являются, чаще всего,  материалы для его исполнения и форма одежды, что, в общем, объясняет значительную долю в сегменте научных разработок, приходящуюся на технические решения (идеи) устройств предметов одежды повышенной комфортности (часто многофункциональных), художественных конструкций одежды, устройств (структур) высокоутилитарных интеллектуальных текстильных материалов для одежды и их эстетического оформления (оригинальных фактур и колористики).

В рамках работы по реализации импрессивного подхода к проектированию одежды интересен опыт сотрудников и студентов кафедры дизайна и технологии изделий легкой промышленности Юго-Западного государственного университета по проектированию трансформируемых многофункциональных предметов одежды с оригинальным дизайном [1-13]. Выбор направления реализации указанного подхода обусловлен явно прослеживаемой тенденцией в современной индустрии моды (особенно молодежной), когда ставка делается на универсальность и многофункциональность предмета одежды при непременном условии неповторимости и многообразия впечатлений, создаваемых образами трансформируемого предмета. По своей универсальности такие предметы часто пригодны для женщины любого телосложения, роста, возраста. Одним из примеров такой одежды могут служить предметы одежды, представленные на рисунках 1-2.

Рисунок 1. Трансформируемый комплект одежды с

многофункциональными элементами

Рисунок 2. Многофункциональное нарядное молодежное

 платье с аксессуаром

 

Задачами патентоспособных решений (проектов) предметов одежды  (рисунок 1-2) [3,6] являются: реализация основного принципа дизайна посредством соблюдения правил композиционной целостности предметов в комплектах  или предметов трансформируемых друг в друга (единство стиля, линий, узоров, технологии…), максимального выявления всех возможностей материалов, выбранных для исполнения проектируемых изделий, учёта цвета, декора, аксессуаров, кроя в одежде;  расширение эстетических, декоративных и эргономических возможностей одежды и ассортимента изделий швейной промышленности за счет использования  уникальных приемов трансформирования с целью обеспечения ее эстетического многообразия, оптимизации эргономических свойств, технологичности и экономичности конструкции.

Достоинством многофункциональных предметов одежды  (рисунок 1-2) [3,6] с оригинальным дизайном является их относительная простота в исполнении, применение для исполнения деталей предметов одежды сочетания материалов разных по виду, степени драпируемости и эластичности, цветовому и фактурному решениям. Это обеспечивает визуальную и фактическую необыкновенную легкость и грациозность фигуры, облаченной в изделия, и комфортные тактильные ощущения при контакте материалов с телом. К очевидным достоинствам можно также отнести наличие, оригинальных по исполнению и конструкции, элементов одежды, снабженных специальными приспособлениями, что обусловливает возможности их трансформирования в другие предметы одежды, отличающиеся по силуэту, наполненности и объемности. Оригинальное цветовое сочетание материалов в предметах одежды, наличие декора и комплиментарности аксессуаров по отношению к типу и цвету предметов одежды в комбинации с выше перечисленными достоинствами позволяет эффектно представить образ современной молодой женщины, особенно в условиях доступности и многообразия двухсторонних (двулицевых) материалов, каждая сторона которых может быть окрашена в контрастные цвета или может иметь контрастные фактуры и принты.

Таким образом, при выполнении в материале промышленных образцов и полезных моделей  многофункциональных молодежных предметов одежды решается поставленная задача – расширение ассортимента оригинальных декоративных, эстетичных и эргономичных предметов одежды, способствующих эффективному созданию позитивного имиджа молодого потребителя.

Изделия, выполненные в материале по патентоспособным идеям технических решений [1-13] эстетичны, эргономичны и экономичны относительно материальных затрат и трудоемкости. Изготовление предложенных изделий возможно потоками малой и средней мощности с использованием стандартного  оборудования и средств малой механизации.

 

Список литературы:

 

  1. Данилова С.А. Исследование и проектирование трансформируемой одежды с оптимальными свойствами. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Техника и технологии. – 2012.- №2. Ч.1.- С.225-230.
  2. Данилова С.А., Резина М.П. Трансформируемый жакет с многофункциональными деталями. Патент на полезную модель №104826, Рос. Федерация, МПК7 А41D15/00, №2010150824/12, заявл. 10.12. 2010, опубл. 27.05.11, Бюл. № 15.
  3. Данилова С.А., Резина М.П. Трансформируемый комплект с многофункциональными элементами. Патент на полезную модель №105133, Рос. Федерация, МПК7 А41D15/00, №2010153490/12, заявл. 27.12.2010, опубл. 10.06.11, Бюл. № 16.
  4. Данилова С.А., Резина М.П. Многофункциональный трансформируемый жакет. Патент на полезную модель № 104825, Рос. Федерация, МПК7 А41D15/00, №2010151347/12, заявл. 14.12. 2010, опубл. 27.05.11, Бюл. № 15.
  5. Данилова С.А., Кирилович В.И. Комплект трансформируемой одежды с аксессуаром. Патент на промышленный образец №86511, Рос. Федерация, МКПО9 02-02, №2012500834, заявл.20.03.2012, опубл.16.10.13.
  6. Данилова С.А., Шихова А.Ю. Многофункциональное нарядное молодежное платье с аксессуаром. Патент на промышленный образец №87115, Рос. Федерация, МКПО9 02-02, №2012502893, заявл. 15.08.2012, опубл. 16.12.13.
  7. Данилова С.А., Быковская Г.Б. Комплект трансформируемой одежды с аксессуаром (2 варианта). Патент на промышленный образец №87114, Рос. Федерация, МКПО9 02-02, №2012502342, заявл. 11.07.2012, опубл. 16.12.13.
  8. Данилова С.А., Кирилович В.И., Иноземцева Е.В. Трансформируемый многофункциональный жилет. Патент на полезную модель №147639. Рос. Федерация, МПК7 А41D15/00, №2010151347/12, заявл. 05.2014, опубл. 10.11.14, Бюл. № 31.
  9. Данилова С.А., Кирилович В.И., Кизилова Е.В., Иноземцева Е.В. Куртка — трансформер с капюшоном. Заявка на получение патента на полезную модель №014120705 от 23.05.14.
  10. Данилова С.А., Растегаева А.А., Будникова О.В., Козлитина Н.В., Белоусова И.Л. Маскарадный костюм «Леди Винтаж». Патент на промышленный образец №91682, Рос. Федерация, МКПО10 02-02, №2013503317, заявл. 27.08.2013, опубл. 16.02.2015.
  11. Данилова С.А., Йылмаз Г.Б., Конотопцева Н.Ю. Комплект детской одежды. Патент на промышленный образец №89187, Рос. Федерация, МКПО10 02-02, №2012503096, заявл. 03.09.2012, опубл. 16.07.14.
  12. Данилова С.А., Йылмаз Г.Б., Конотопцева Н.Ю. Комплект детской одежды. Патент на промышленный образец №91725, Рос. Федерация, МКПО10 02-02, №2013504808, заявл. 16.12.2013, опубл. 16.02.15.
  13. Данилова С.А., Кретова Т.А. Школьная форма для девочек. Патент на промышленный образец №91688, Рос. Федерация, МКПО10 02-02, №2013502728, заявл. 15.07.2013, опубл. 16.02.2015.
  14. Коробцева Н.А. Формирование индивидуального имиджа и проектирование одежды: актуальные проблемы и направления исследований. /Имиджелогия-2005: феноменология, теория, практика. Материалы Третьего международного симпозиума. – М.: РИЦ АИМ, 2005. – с.323-325 academim.org, http://imageology.ru/
  15. Сорина С.А., Сорина Н.А. Имидж женщины и ее одежда. Ростов — на – Дону.: Феникс, 2004. – 448 с.
    ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ИМИДЖЕЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОДЕЖДЫ
    Представлены результаты исследовательских и проектных работ, направленных на расширение ассортимента привлекательной для потребителя одежды экономкласса, изготавливаемой с применением патентоспособных технических решений, обладающей, благодаря применению приемов трансформирования, многофункциональностью и предоставляющей потребителю возможность сотворчества с дизайнером при формировании или оптимизации индивидуального имиджа.
    Written by: Данилова Светлана Анатольевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 03/12/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)
    Available in: Ebook