25 Июл

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ В ВЕРТИКАЛЬНО ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ КНИЖНОЙ ОТРАСЛИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В торговых сетях имеется по крайней мере два уровня иерархии – верхний, на котором располагается централизованный склад, и нижний, на котором находятся магазины – филиалы. Возможны и трехуровневые системы для многофункциональных распределенных книготорговых систем. Число уровней зависит от того, каким образом распределяются задачи, которые требуется решить, какими техническими параметрами обладают используемые складские помещения и т.д. Аналитическое исследование многоуровневой структуры с учетом взаимовероятных связей складов различных уровней  представляет собой сложную задачу. Для каждого варианта структуры необходимо составление отдельной математической модели, причем анализ такой модели на основе решения системы уравнений – задача весьма трудоемкая, а иногда практически не разрешимая.

Если рассматривать данную задачу применительно к книжной отрасли, то необходимо учитывать следующие отличительные особенности:

— Отсутствие повторных покупок одной и той же   продукции (отличие от строительного, аптечного, продуктового ритейлов).

— Перепроизводство книжной продукции. В 2014 году было издано более 112 тысяч новых наименований книг [2]. По этому показателю (вывод новой продукции на рынок) книжная отрасль многократно превосходит известные мультиассортиментные отрасли. При этом самые большие книжные супермаркеты могут расположить на своих полках только 100 – 110 тысяч наименований, что является причиной повышенной ротации ассортимента для обеспечения конкурентоспособности торгового предприятия.

— Высокий уровень возврата продукции в адрес поставщиков. Для США этот показатель составляет 15 – 25 процентов. Для России он уже достиг 10-20 процентов.

— Быстрое моральное старение значительной части книжной продукции (книги и брошюры по законодательству, программному обеспечению, бытовой и компьютерной технике и др.).  Это вызывает необходимость утилизации продукции при существенном снижении доходности издательской деятельности и розничных продаж, так как требуются существенные затраты на реализацию данной задачи – информационное и логистическое сопровождение [1].

— Основная доля (примерно 90%) книжной продукции, представленной в розничном звене, принадлежит отечественным авторам [2].

— Проблемы с уникальностью идентификационного кода книжной продукции в связи с особенностями кодификации периодических изданий,  повторным использованием издательствами ISBN, отсутствием штрих-кодов на обложках многих книг.

Учитывая выше изложенное, целесообразно начать исследование с того, чтобы найти пары уровней, общие для всех возможных структур, а затем проводить анализ системы в целом, используя для этого результаты локальных исследований двухуровневых систем. На рис. 1 приведена типовая схема двухуровневого интегрированного комплекса.

 

Как показывает практика работы крупных магазинов, Доход связан с ассортиментом нелинейно. То есть рост Дохода отстает от роста ассортимента. Эта зависимость качественно показана на рис.2.

Рис. 2. График экспоненциальной зависимости дохода от ассортимента.

Насыщение связано с тем, что в магазине по большинству тематик у покупателей возникает выбор среди книг. Он покупает одну из нескольких однотипных. Факт насыщения будем описывать экспоненциальным  распределением. Таким образом,

Прибыль связана не только с ассортиментом:

Сбор заказа  напрямую зависит от ассортимента. Чем больше заказ, тем больше требуется времени на его сборку и контроль результатов этой сборки. Диапазон ассортимента в заказе может составлять от единиц наименований (в пределе от одного наименования) до нескольких сотен и даже тысяч. Как правило, очень большие заказы делятся на несколько блоков. Это позволяет выполнять параллельную сборку заказа для ускорения отгрузки продукции.     

В общем виде время сборки зависит от ассортимента, времени сборки одной позиции в заказе и времени накладных расходов:

Сбор заказа  напрямую зависит от ассортимента. Чем больше заказ, тем больше требуется времени на его сборку и контроль результатов этой сборки. Диапазон ассортимента в заказе может составлять от единиц наименований (в пределе от одного наименования) до нескольких сотен и даже тысяч. Как правило, очень большие заказы делятся на несколько блоков. Это позволяет выполнять параллельную сборку заказа для ускорения отгрузки продукции.     

С помощью данного выражения возможно исследование зависимости прибыли двухуровневой системы от  ассортимента, а также определение оптимального ассортимента, обеспечивающего получение максимальной прибыли. На рис.3 видно, что при определенном значении ассортимента Assort opt достигается максимальная прибыль, которая при дальнейшем росте ассортимента уменьшается, так как затраты для его поддержания на заданном уровне начинают превышать получаемые Доходы.

Рис. 3. График зависимости прибыли от ассортимента.

Рассмотренный в статье подход к оценке эффективности двухуровневого комплекса может быть применен как для автономных субъектов книжного рынка, так и для сетевых структур.

Список литературы:

  1. Даниленко О.А. Книжный бизнес: как определить оптимальный объем номенклатуры магазина? / О.А. Даниленко // Журнал «Управление магазином» № 2 февраль 2011. – М.: Издательский дом «Имидж-Медиа», 2011. – с. 12-14.
  2. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / Под общ. ред. В.В.Григорьева. – М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2015. –112 с.
    ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ В ВЕРТИКАЛЬНО ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ КНИЖНОЙ ОТРАСЛИ
    В статье описываются особенности розничного звена книжной отрасли. Рассматривается подход к оценке коммерческой эффективности двухуровневого интегрированного комплекса. Исследуется зависимость прибыли от ассортимента, затрат на обработку заказа, его транспортировку и разборку.
    Written by: Даниленко Ольга Александровна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/21/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)
    Available in: Ebook