28 Апр

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ПРОЕТИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Важнейшей составляющей инфраструктуры страны выступают автомобильные дороги общего и ведомственного пользования, мосты, дорожные развязки, туннели и другие объекты, которые в совокупности представляют объекты автодорожного хозяйства. Основным объектом дорожного хозяйства принято считать автомобильные дороги [2]. Для изучения данного объекта дорожного хозяйства необходимо изучить его количество и состояние. В соответствии с данными, представленными Федеральным дорожным агентством Российской Федерации (Росавтодор), график протяженности автомобильных дорог представлен на рисунке 1 [1].

Рисунок 1. График протяженности автомобильных дорог в РСФСР и РФ, тыс. км

Повышение уровня автомобилизации страны и рост показателя протяженности автомобильных дорог пока не привели к необходимому росту объемов строительства, реконструкции и ремонта дорожной сети, ремонт, в свою очередь, за последние годы даже сократился. При увеличении протяженности автомобильных дорог общего пользования на 20% автомобильный парк вырос более чем в 3 раза [4].

Кроме протяженности автодорог, так же важным показателем при изучении автомобильных дорог, является показатель состояния дорог. По данным представленной статистики Росавтодора на начало 2012 года около 61% автомобильных дорог федерального значения не соответствовали нормативным требованиям транспортно-эксплуатационных показателей, а на начало 2015 года показатель вырос до 62% [4].

Автомобильные дороги федерального назначения давно исчерпали свою пропускную способность. На сегодняшний день с нормативной перегруженностью эксплуатируются около 27% автомобильных дорог [6]. Дорожная сеть муниципалитетов плохо развита и из-за этого основная часть перевозок производится по федеральным дорогам.

Состояние транспортной инфраструктуры в настоящее время не позволяет в полном объеме обеспечивать потребности экономики нашей страны и конкурентоспособность международных перевозок грузов различными видами транспорта через территорию России. Гистограмма протяженности автодорог, не соответствующих нормативным требованиям транспортно-эксплуатационных показателей, представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Гистограмма протяженности автодорог, не соответствующих нормативным требованиям транспортно-эксплуатационных показателей, тыс. км

Потребность в автомобильных дорогах резко возросла вследствие увеличения количества автотранспорта. С изменением уровня автомобилизации страны значительно выросла и плотность движения на дорогах, так же сопутствует ориентация на движение одиночных автомобилей, вследствие чего имеющаяся нормативная база считается устаревшей и неудовлетворяющей требованиям [5].

На сегодняшний день основным документом регламентирующим строительство автомобильных дорог является СНиП 2.05.02-85* «Автомобильные дороги», данный документ был разработан в 1985 году, и последний раз отредактирован в 2003 г. Законодательная база норм проектирования, применяемая уже более 25 лет, ориентирована на движение одиночных автомобилей, так же на очень низкий уровень автомобилизации (30-40 автомобилей на тысячу жителей), преобладание грузового движения (>70% в составе транспортного потока), кроме того не стоит забывать про низкий уровень загрузки, порядка 0,1÷0,4 [6]. Технический прогресс не стоит на месте, каждый день появляются как усовершенствованные технологии, так и новые материалы, применимые в строительства автомобильных дорог. В ходе исследования выявлено, что на сегодняшний день есть существенная потребность в обновлении и даже пересмотре норм проектирования. В соответствии с данными Минтранса, количество документов (в процентном соотношение), которые нуждаются в модернизации в виде диаграммы представлены на рисунке 3 [1].

Рисунок 3. Обобщенная диаграмма о потребности в модернизации системы методических документов в сфере эксплуатации дорог и дорожных сооружений, безопасности дорожного движения.

За последнее 10 лет появился ряд нормативных документов:

  • ГОСТ 52398-2005 – «Классификация автомобильных дорог»;
  • ГОСТ Р 52399-2005 – «Геометрические элементы автомобильных дорог»;
  • ГОСТ Р 52748-2007 – «Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения»;
  • ОДН 218.046-01 — «Проектирование нежестких дорожных одежд»,
  • «Технические регламенты».

Следует отметить, что из указанных документов обязательным является только документ «Технические регламенты», а остальные являются документами добровольного присоединения, то есть необязательными.

Сегодня в нашей стране действуют нормы и правила строительства автомобильных дорог, приятные в советское время. Данный факт затормаживает технологический процесс, тем самым сдерживает процесс регенерации существующих и создания новых автомобильных дорог [3].

Нельзя сказать, что сегодня в нашей стране не применяются современные технологии дорожного строительства. Наоборот, в последнее время при строительстве федеральных автотрасс используется широкий спектр самых передовых решений. Однако, в целом, в дорожном строительстве новинки приживаются с трудом, так как не всегда вписываются в устаревшую нормативную базу.

Государственные стандарты на дорожное покрытие не учитывают нагрузок от современных тяжелых автомобилей и определены, исходя из характеристик советских автомобилей. Несколько лет назад введен новый норматив, разрешающий движение грузового транспорта с нагрузкой 11,5 тонн, тогда как большинство российских дорог рассчитаны на нагрузку в 6 тонн.

Имеющиеся стандарты включают в себя подробные характеристики того или иного продукта (размеры, форму, материал, из которого он должен быть изготовлен), тем самым не позволяют вводить новые технологии и материалы, что в следствии приводит к необоснованному удорожанию дорог, растягиванию сроков строительства и ухудшению качества.

Единственным решением проблемы обновления нормативной базы и внедрения современных технологий, которые хорошо зарекомендовали себя за рубежом, сегодня является привлечение Минтранса России к выполнению функций по межотраслевой координации нормирования и стандар­тизации в строительстве автомобильных дорог. Кроме того, необходимо утвердить основные положения системы нормативных документов в дорожном строительстве.

 

Список литературы

  1. Российская государственная библиотека [сайт], URL: http://dlib.rsl.ru/01004315649
  2. Российская государственная библиотека [сайт], URL: http://dlib.rsl.ru/01006577005
  3. Эксперт online [сайт], URL: http://expert.ru/expert/2011/40/tehnologii-zastryali-v-kabinetah/
  1. Авторская платформа [сайт], URL: http://www.pandia.ru/text/78/146/48475.php
  2. Агентство политических новостей [сайт], URL:http://www.apn-nn.ru/543362.html
  1. Авторская платформа [сайт], URL: http://www.pandia.ru/text/77/131/716.php
    НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ПРОЕТИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    В данной статье приведена федеральная статистика протяженности автомобильных дорог в РСФСР и РФ, а так же были исследованы нормативные документы, регламентирующие эксплуатацию дорог и дорожных сооружений, безопасность дорожного движения. Приводится сравнительная характеристика протяженности автодорог, не соответствующих нормативным требованиям транспортно-эксплуатационных показателей.
    Written by: Соколова Надежда Андреевна, Любезнова Наталья Алексеевна, Дубинка Кристина Юрьевна, Леонов Сергей Николаевич
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/18/2016
    Edition: euroasia-science_28.04.2016_4(25)
    Available in: Ebook