28 Ноя

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Известной проблемой современности, как показали исследования [1,2], является отсутствие у выпускников вузов, готовящих специалистов в области конструирования и дизайна костюма, «…навыков профессионального дизайнерского мышления в категориях промышленного производства и массового потребления» [2]. Поэтому крайне актуальными  в таких условиях являются все возможные изменения в сфере образования, как в рамках предложений новых походов  к реализации образовательного процесса, так и в мотивации и стимулировании инноваций, предлагаемых работниками от образования, основанных на широком внедрении творческой составляющей в их собственную профессиональную деятельность.  Чаще всего инновационные решения образовательной деятельности педагогов (преподавателей) вузов находят применение в активных формах ее организации, в которых сполна на практике решаются не только образовательные, но и развивающие и воспитательные задачи. Проблематичным остается лишь повсеместное внедрение подобной практики, адаптация методов и их оптимизация с учетом многих специфических факторов.

Наиболее распространенной активной формой  реализации образовательного процесса является проектный метод (подход). Релевантность практики его применения обусловлена тем, что вся профессиональная и творческая деятельность будущих модельеров и дизайнеров, являясь,  несомненно, инновационной, имеет точно определенную цель, которая, как правило, формулируется в виде проектной задачи. Процесс решения ее включает: выявление конкретных целей, разработку концепции, анализ объекта проектирования, проектирование, разработку проектной документации и создание образца предмета одежды.

Реализуя этапы проектной задачи в условиях учебных лабораторий и лабораторий, организованных на базе профильных промышленных предприятий в рамках научно-технического сотрудничества учебного заведения и промышленного предприятия, с применением всего арсенала доступных для вуза и предприятий материальных ресурсов и информационных технологий, вуз способен сформировать вес набор, регламентированных ФГОС нового поколения,  компетенций [3,4]. В этих условиях для повышения качества подготовки специалистов для легкой промышленности необходима коррекция существующих учебных планов их подготовки. В частности важно ликвидировать дисбаланс между модулями художественных и специальных дизайнерских, инженерных, естественно — научных, культурологических дисциплин. Необходимо чтобы в рамках запланированных учебных проектных (в том числе курсовых и выпускных квалификационных) работ в большей степени использовались те, которые ориентированы на проектирование промышленных коллекций одежды, как самых сложных из возможных видов дизайнерских коллекций.  Сложность таких проектов обусловлена, прежде всего, наибольшим числом ограничивающих факторов, таких как: перспективы развития легкой промышленности и fashion-индустрии в целом, назначение проектируемой одежды, сезонность ее эксплуатации, климатические условия региона, особенности маркетинговой политики предприятий, специфика технологических условий и уровень потенциальной конкурентоспособности предполагаемого предприятия-изготовителя, сырьевая база предприятия, особенности технико-экономического потенциала предприятия – изготовителя, сегментация, потребности, предпочтения и платежеспособность потребителей и др., вплоть до осуществления авторского надзора за поставкой продукции на производства и т.п.[2]. При этом все основные вопросы проектирования одежды необходимо рассматривать в контексте важнейших тенденций развития современного общества, которые определяют в качестве доминирующих социокультурные и гуманистические функции проектирования, ориентированные на удовлетворение материальных и духовных потребностей человека на более высоком уровне, на создание новых культурных образцов. Продукт дизайнерского моделирования должен быть предельно комфортным, функционально оправданным, эстетически целостным.

Таким образом, для успешного решения каждой новой проектной задачи в условиях ли учебных лабораторий или промышленных предприятий студент или выпускник профильного вуза должен демонстрировать применение  знаний, умений и навыков в разных аспектах собственной профессиональной деятельности, проявляя личную мотивированность и активность, например: ориентироваться в сути модного феномена, как социального и психологического явления и в основных закономерностях моды; использовать различные подходы в прогнозировании тенденций моды; применять различные методы художественного оформления, конструирования и моделирования одежды; проводить технический, технологический, функциональный, функционально-стоимостной, социально-экономический анализ предметов одежды; композиционно выстраивать, синтезировать и гармонизировать объекты проектирования; применять при решении конкретной технической задачи системы автоматизированного проектирования, доступные электронные и иные информационные ресурсы;  проводить патентные исследования с различной целью и разрабатывать заявки на получение охранных документов для объектов интеллектуальной  собственности в области индустрии моды и т.п. Такие профессиональные компетенции максимально эффективно формируются в условиях активизации творческой  составляющей сначала в учебной, а затем и в профессиональной проектной деятельности выпускников [5-9]. Тем более, что творчество в области проектирования  одежды невозможно без технического аспекта. Например, генерация и совершенствование какой-либо проектной идеи возможны только при условии развития науки и техники, благодаря чему собственно творчество эволюционирует в дизайн. Процесс обдумывания и вынашивания проектной идеи в дизайне одежды – уже есть творчество, в котором приемлемы все доступные приемы: инверсии, карикатуры, ассоциаций, антропотехники, аналогии, неологии, эвристического комбинирования, системного конструирования, бионический и др. Таким образом, дизайн связывает в единую систему художественную, научно-техническую и индустриально-технологическую культуры, обеспечивая целостный подход к проектированию.

Подобные требования к профессионалу в  области дизайна одежды обусловливают направление проектных работ и научных исследований, проводимых на кафедре дизайна и технологии изделий легкой промышленности Юго-Западного государственного университета студентами, обучаемыми в бакалавриате и магистратуре по направлению подготовки «Конструирование изделий легкой промышленности».

Лучшим свидетельством сформированности необходимых общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в студенте или выпускнике является разработка ими на основе многоаспектных исследований перспективных новых, актуальных, оригинальных социально и практически значимых охраноспособных и патентоспособных дизайнерских и технических решений предметов одежды [10-26].

Список литературы:

  1. Коленникова О.А. Рывкина Р.В. Кадровые проблемы Российской промышленности – где выход? //Демоскоп Weekly. 2009. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2009/0391/analitphp (дата обращения: 16.06.2014).
  2. Харина Н.В. Профессиональное образование в России: проблемы, пути решения. // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. -Вып.1(1).- С. 8-15.
  3. Данилова С.А. К вопросу о формировании компетентности специалистов легкой промышленности в области создания и защиты объектов интеллектуальной собственности. // Современные проблемы высшего профессионального образования. Материалы III Международной научно-методической конференции. Курск.: ЮЗГУ, 2011. —  С.112-117.
  4. Данилова С.А. К вопросу о развитии навыков, формирующих профессиональные компетенции специалиста в области проектирования охраноспособных объектов промышленной собственности. // Современные концепции научных исследований. Материалы ХIII Международной научно-практической конференции Евразийского союза ученых. – 2015. — №4. Ч.3.- С.149-152.
  5. Данилова С.А. Опыт реализации имиджелогического подхода к художественному проектированию одежды. // Современные концепции научных исследований. Материалы ХIV Международной научно-практической конференции Евразийского союза ученых. — 2015. — №5. Ч.3.- С.40-42.
  6. Данилова С.А., Кизилова Е.В. Произведения дизайна одежды как объект интеллектуальной собственности. // Современные концепции научных исследований. Материалы IХ Международной научно-практической конференции Евразийского союза ученых. – 2014. — №9. Ч.1.- С.30-32.
  7. Данилова С.А. К вопросу об опыте реализации импрессивного подхода к проектированию одежды. // Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени. Материалы Х Международной научно-практической конференции Национальной ассоциации ученых. — 2015. — №5(10). Ч.2.- С.34-36.
  8. Данилова С.А. Исследование и проектирование трансформируемой одежды с оптимальными свойствами. // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Техника и технологии. – 2012.- №2. Ч.1.- С.225-230.
  9. Данилова С.А. Патентная работа. Интеллектуальная собственность в индустрии моды: учеб. пособие для студентов вузов. Курск.: ЮЗГУ, 2014. — 270 с. (Высшая школа).
  10. Данилова С.А., Кирилович В.И. Комплект трансформируемой одежды с аксессуаром. Патент на промышленный образец №86511, Рос. Федерация, МКПО9 02-02, №2012500834, заявл.20.03.2012, опубл.16.10.13.
  11. Данилова С.А., Шихова А.Ю. Многофункциональное нарядное молодежное платье с аксессуаром. Патент на промышленный образец №87115, Рос. Федерация, МКПО9 02-02, №2012502893, заявл. 15.08.2012, опубл. 16.12.13.
  12. Данилова С.А., Быковская Г.Б. Комплект трансформируемой одежды с аксессуаром (2 варианта). Патент на промышленный образец №87114, Рос. Федерация, МКПО9 02-02, №2012502342, заявл. 11.07.2012, опубл. 16.12.13.
  13. Данилова С.А., Йылмаз Г.Б., Конотопцева Н.Ю. Комплект детской одежды. Патент на промышленный образец №89187, Рос. Федерация, МКПО10 02-02, №2012503096, заявл. 03.09.2012, опубл. 16.07.14.
  14. Данилова С.А., Растегаева А.А., Будникова О.В., Козлитина Н.В., Белоусова И.Л. Маскарадный костюм «Леди Винтаж». Патент на промышленный образец №91682, Рос. Федерация, МКПО10 02-02, №2013503317, заявл. 27.08.2013, опубл. 16.02.2015.
  15. Данилова С.А., Йылмаз Г.Б., Конотопцева Н.Ю. Комплект детской одежды. Патент на промышленный образец №91725, Рос. Федерация, МКПО10 02-02, №2013504808, заявл. 16.12.2013, опубл. 16.02.15.
  16. Данилова С.А., Кретова Т.А. Школьная форма для девочек. Патент на промышленный образец №91688, Рос. Федерация, МКПО10 02-02, №2013502728, заявл. 15.07.2013, опубл. 16.02.2015.
  17. Данилова С.А., Червякова Ю.С. Молодежный женский плащ. Патент на промышленный образец №92707, Рос. Федерация, МКПО10 02-02, №2013502727, заявл. 15.07.2013, опубл. 16.04.2015.
  18. Данилова С.А., Червякова Ю.С. Молодежный женский плащ с пелериной. Патент на промышленный образец №95618, Рос. Федерация, МКПО10 02-02, №2014503896, заявл. 15.07.2013, опубл. 16.10.2015.
  19. Данилова С.А., Червякова Ю.С. Молодежный женский плащ с накидкой. Патент на промышленный образец №95703, Рос. Федерация, МКПО10 02-02, №2014503868, заявл. 15.07.2013, опубл. 16.10.2015.
  20. Данилова С.А., Червякова Ю.С. Длинный молодежный женский плащ. Патент на промышленный образец №95656, Рос. Федерация, МКПО10 02-02, №2014503870, заявл. 15.07.2013, опубл. 16.10.2015.
  21. Данилова С.А., Кретова Т.А. Школьный форменный сарафан с баской. Патент на промышленный образец №93105, Рос. Федерация, МКПО10 02-02, №2014500512, заявл. 11.02.2014, опубл. 16.05.2015.
  22. Данилова С.А., Кретова Т.А. Школьное форменное платье. Патент на промышленный образец №93104, Рос. Федерация, МКПО10 02-02, №2014500521, заявл. 11.02.2014, опубл. 16.05.2015.
  23. Данилова С.А., Кретова Т.А. Школьный форменный сарафан. Патент на промышленный образец №92563, Рос. Федерация, МКПО10 02-02, №2014500475, заявл. 07.02.2014, опубл. 16.04.2015.
  24. Данилова С.А., Кретова Т.А. Школьное форменное платье с фигурной кокеткой. Патент на промышленный образец №92601, Рос. Федерация, МКПО10 02-02, №2014500474, заявл. 07.02.2014, опубл. 16.04.2015.
  25. Данилова С.А., Кирилович В.И., Кизилова Е.В., Иноземцева Е.В. Трансформируемый многофункциональный жилет. Патент на полезную модель №147639. Рос. Федерация, МПК А41D15/00, 2014120705, заявл. 23.05.2014, опубл. 10.11.2014. Бюл. №31.
  26. Данилова С.А., Кирилович В.И., Кизилова Е.В., Иноземцева Е.В. Куртка-трансформер с капюшоном. Патент на полезную модель №152338. Рос. Федерация, МПК А41D15/00, 2014117132, заявл. 29.04.2014, опубл. 20.05.2015. Бюл. №14.
    К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
    Представлены результаты исследовательских и проектных работ студентов, выполняемых в рамках реализации компетентностного подхода в образовании и решения проблемы повышения уровня компетентности будущих специалистов в области легкой промышленности.
    Written by: Данилова Светлана Анатольевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 01/18/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)
    Available in: Ebook