29 Авг

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕДУРОЙ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УЧЕТОМ ТЕКУЩЕЙ УСПЕВАЕМОСТИ В ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ ЭЛЕКТРОННОГО ГОСУДАРСТВА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

На рубеже веков стало формироваться «электронное государство». Понятие «электронное государство» наиболее соответствует английскому понятию e-government. В соответствии с дефиницией, данной Европейской Комиссией[11], электронное правительство означает использование различных информационных технологий и приложений, а также организационные изменения практических подходов к управлению. Главная цель заключается в улучшении качества государственных услуг, укреплении демократического процесса и поддержке гражданского общества. По сути, оно означает новый этап развития конституционного государства. Как правовое государство оно сформировалось в доиндустриальную эпоху, как социальное в эпоху индустриальной экономики, и, наконец, как электронное – с переходом к информационной экономике [1]. Поэтому влияние информационных технологий на многообразные общественные процессы трудно переоценить. При переходе к новому, информационному типу общества множество сфер жизнедеятельности человека – экономика, политика, наука, образование, культура – становятся невозможными без использования информационных технологий.

Трансформация современной экономики напрямую связана с переходом от «материальной» к базирующейся на знаниях «интеллектуальной» экономике (knowledge-based economy). В развитие идей Б. Мильнера [8, c. 109] разрабатываются представления о «софтизации» экономики, в рамках которых «живое знание» интерпретируется как «мягкий товар» (soft-ware), а овеществленное знание, как «твердый товар» (hard-ware). В конечном счете «софтизация» экономики обозначается как доминирование в процессе производства информационных потоков, в русле коих основная доля человеческой активности выражается не в процессе воздействия на материальные предметы труда, а в процессе «игры между людьми» (game between persons)» [3; 6, с. 155]. В результате в современной отечественной трактовке постиндустриальное общество предполагает формирование новой организационной структуры по типу сетевой модели. Где организация образования — это «структура, сформированная в соответствии с нормами соорганизации в постиндустриальном, информационном обществе по сетевому принципу. Именно сетевая форма может обеспечивать содержательность (культурную событийность) образовательной траектории развития и обучения индивида» [4].

В русле информатизации, включающей в себя три стратегических направления – компьютеризацию, медиатизацию и интеллектуализацию – решающее значение приобретает последняя, так как именно она связана с усилением значимости образования и появлением работников знания. Поэтому в современных образовательных организациях роль информации, информационных технологий и информационных систем носит главенствующий характер. Это обусловлено тем, что фактор информатизации выдвигается на первое место на данном этапе развития образовательной сферы, информатизация рассматривается в качестве ресурса управления образовательным процессом и его развития с помощью средств информатики в направлении дальнейшей модернизации. Являясь результатом широкого использования информационных технологий, информационных систем и сети Internet кардинальная трансформация экономики провоцирует рост значимости информации и знаний в образовательных учреждениях и, как следствие, сопровождается значительными изменениями в формах, методах и инструментах управления образовательным процессом в целом, включая процедуры оценки знаний и учет текущей успеваемости.

Значимым для нашего исследования является тот факт, что бурно вошедшие в повседневную жизнь образовательных учреждений информационные технологии, достаточно широко используются во взаимоотношениях преподаватель – студент и постепенно превращаются в один из важных факторов, влияющих на эффективность образовательного процесса. А использование инновационных информационных технологий в процессе управления учетом текущей успеваемости и процедур оценки знаний наряду с гуманизацией и гуманитаризацией в современной образовательной системе приобретает статус приоритетного направления модернизации учебного процесса. Именно поэтому одной из ключевых задач анализа является изучение проблем влияния новых информационных технологий на систему управления процедурой оценки знаний и учетом текущей успеваемости.

Проблема влияния информационных технологий, так или иначе, является объектом внимания представителей различных отраслей научного знания [2; 7]. Однако анализ современной научной литературы свидетельствует о том, что существует достаточно незначительное количество фундаментальных научных трудов, посвященных анализу влияния информационных технологий именно на систему управления процедурой оценки знаний и учетом текущей успеваемости в различных аспектах, а также их взаимодействию с другими уровнями образовательного процесса. На этом фоне еще более актуализируются проблемы информатизации образовательного процесса, в том числе системы управления учетом текущей успеваемости и процедур оценки учебных достижений, что явилось результатом осознания динамики информатизации общества в целом.

Образовательный процесс представляет собой сложный многофункциональный феномен, формирующийся и развивающийся в условиях информационного общества. Окружающая действительность изменяется под воздействием новых информационных технологий, и «образовательный процесс должен измениться в связи с новой информационной ситуацией» [5]. Во взаимосвязи с требованиями нового времени изменение стилей, форм, методов организации процедур оценки знаний, процесса учета текущей успеваемости и предполагает широкое внедрение информационных технологий. Благодаря чему в вузе основным источником получения информации о текущей успеваемости являются информационные базы данных, а взаимодействия между преподавателями и студентами в процессе реализации процедур оценки знаний постепенно опосредуются информационными ресурсами. Более того такого рода процедуры практически невозможны без информационных технологий, которые постепенно превращаются в инструмент, посредством оного процедуры оценки знаний приобретают инновационную форму и оказывают мощное воздействие на сознание обучаемых в направлении стимулирования и активизации их учебной деятельности. На основании информации о текущей успеваемости и результатах учебных достижений определяются ориентиры, формируются установки и осуществляется последующая практическая деятельность в учебной среде вуза и образовательной сфере в целом. При наличии широкого доступа, предоставляемого посредством информационных технологий, к информации о текущей успеваемости и результатах контроля знаний, обучаемым проще оценить полученные данные и принять наиболее разумное решение, спрогнозировать последствия своих поступков в учебной среде. Поэтому продуманная политика вуза в области создания и использования информационных технологий, наполнение их действительно актуальной, качественной информацией о процедурах оценивания учебных достижений и результатах текущей успеваемости будет позитивно влиять на сознание обучаемых, развивать и совершенствовать их поведение в направлении необходимом как для них самих, так и для вуза.

Следовательно, экономика современного уровня есть результат взаимодействия многих факторов в развитии новых форм оказания образовательных услуг: давления конкуренции, повышения уровня рисков, усложнения всех процессов и цепочек в образовательном бизнес-процессе, что потребовало увеличения скорости, проявления гибкости, создания условий для прозрачности практически всей учебной деятельности и процедур оценки знаний, в том числе, в целях повышения эффективности и производительности образовательного процесса. Одним из ведущих факторов в этих условиях является фактор информатизации. Сформировались новые условия для реализации электронных бизнес-услуг и информационного продукта в образовательных организациях, что требует создания и реализации программ электронного бизнеса. Одновременно с этим изменяются не только сами ИТ и ИС с технологической точки зрения, но и концепция ИТ и ИС с точки зрения информационных целей и задач их использования и развития [9] в образовательных бизнес-услугах. Интенсивно развивается новое направление – управление знаниями. Прослеживается взаимодействие электронных бизнес-услуг и управления знаниями.

Хотя глобализация, информатизация и передача информации и знаний в образовательных организациях оказываются структурно связанными с сетями, и окружающая деловая среда, подвергающаяся преобразованиям, исследуется недостаточно тщательно. Разработка содержания и процесса информатизации системы управления процедурой оценки знаний и учетом текущей успеваемости требует их научного обоснования в современных условиях, определения критериев и показателей эффективности информатизации, обоснования различных путей и прогнозирования возможных результатов данного процесса. На практике управление информатизацией процедур оценки учебных достижений и учета текущей успеваемости в вузе носит периодический характер с трудно прогнозируемыми временными периодами «жесткого» управления и периодами его самоорганизации. Анализ современного состояния данного процесса в краткосрочной перспективе выявил основное его противоречие: между ориентацией педагогической практики на решение текущих проблем информатизации (компьютеризация, внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс оценивания учебных достижений и учета текущей успеваемости) и ее собственными потребностями в усвоении методологических и теоретических основ их информатизации, в определении стратегических перспектив их развития. К сожалению, до сих пор информатизация процесса оценивания знаний и учета текущей успеваемости осуществляется при запаздывании становления ее методологии. Несмотря на потребности повседневной практики в педагогически целесообразном использовании средств информационно-коммуникационных технологий в ходе оценивания знаний и учета текущей успеваемости в учебной деятельности, этот процесс ставится в зависимость от уровня информатизации образовательного процесса в целом.

Сама по себе информатизация системы управления процедурой оценки знаний  и учетом текущей успеваемости  представляет собой процесс формирования и обеспечения профессионально ориентированной информационно-учебной среды на основе комплексного использования средств информационно-коммуникационных технологий в целях создания эффективной технологичной, «человекомерной», экономичной, непрерывной, ориентированной на всесторонний охват модели оценки знаний  и учета учебных достижений. В ходе информатизации системы управления процедурой оценки знаний  и учетом текущей успеваемости изменение претерпевают все ее компоненты: цели, содержание, образовательные технологии, все виды деятельности – учебно-воспитательная (включая, учет текущей успеваемости и процедуры оценки учебных достижений), организационно-управленческая (в том числе управление процессом учета текущей успеваемости, организацию и проведение соответствующего мониторинга), роль администратора, обучающегося и преподавателя, содержание всех видов обеспечения данного процесса. В этих обстоятельствах совершенствование системы управления процедурой оценки учебных достижений и процессом учета текущей успеваемости требует выработки критериев такой информатизации и определения степени эффективности информатизации указанных систем. Они должны соответствовать признакам: целостности системы, ее технологичности, результативности и другие. При этом приоритетным является критерий оценки эффективности данных систем по признаку «человекомерности», транспаретности, целостности системы, показателями которого должны стать: наличие единой цели функционирования; полнота набора ее элементов; равномерность распределения нагрузки на элементы этой системы; скоординированность функционирования; сформированность общесистемной и информационной структур; уровень развития обратных связей; наличие единого коллектива в ней [10]; единство реагирования всех элементов системы управления процессом учета текущей успеваемости и процедур оценки учебных достижений на внутренние и внешние воздействия; уровень взаимодействия с внешней средой; конечный результат функционирования.

Сущность наших исследований позволяет заключить, что в условиях формирования электронного государства методологические и теоретические основы информатизации системы управления процедурой оценки учебных достижений и учетом текущей успеваемости вуза являются фундаментом информатизации образовательного процесса. Технология управления процедурой оценки учебных достижений и учетом текущей успеваемости в условиях существования компетентностного подхода к обучению является сложной и трудно формализуемой областью образовательной деятельности.  Поэтому одним из главных факторов обеспечения конкурентоспособности образовательного учреждения является использование информационных технологий. Информационная система управления процедурой оценки учебных достижений и учетом текущей успеваемости вуза предстает как целостная совокупность информации о принятых в вузе процедурах оценки учебных достижений обучаемых и установленных результатах их текущей успеваемости, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, предназначенных обработать данную информацию для дальнейшего принятия  соответствующих управленческих решений. Информационная система  управления процедурой оценки учебных достижений обучаемых и учетом текущей успеваемости вуза поможет: — формализовать эту область  образовательной деятельности  посредством применения экономико-математических методов и создания моделей, использования технических, программных, других технологических средств;  — повысить степень обоснованности принимаемых решений за счет оперативного сбора, передачи и обработки информации о  процедурах оценки учебных достижений обучаемых и установленных результатах их текущей успеваемости; — обеспечить своевременность, прозрачность и объективность принятия решений по управлению процессом оценивания учебных достижений обучаемых  и учета текущей успеваемости в условиях компетентностного подхода к обучению; — добиться роста эффективности  системы управления процедурой оценки учебных достижений и учетом текущей успеваемости за счет своевременного представления необходимой информации на все уровни управления из единого информационного банка; — согласовывать решения по вопросам процедуры оценки знаний и текущем состоянии успеваемости, принимаемые на различных уровнях управления и в разных структурных подразделениях вуза; — за счет своевременной и полной информированности управленческого персонала и обучаемых о принятых в вузе процедурах оценивания знаний, результатах промежуточной успеваемости и текущем состоянии системы учета успеваемости  обучаемых вуза обеспечить рост производительности труда управленческого персонала и профессорско-преподавательского состава, сократить  потери  и издержки.

Список литературы:

  1. Богдановская И. Ю. Концепция «электронного государства» (сравнительно-правовые аспекты) // в сб.: «Право и Интернет: теория и практика». – Режим доступа: http://archive.today/P3Knp/
  2. Гальцова Н. П. Развитие новых технологий в рамках приоритетных направлений модернизации образовательной системы // Вестн. Том. гос. ун-та. – 2006. – № 291. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/.
  3. Гневашева В. А. «Софтизация» профессионального образования как основа инновационной экономики/ – Режим доступа: http://iedtech.ru/files/inquiries/2014/gnevasheva_softization-vocational-education.pdf
  4. Гневашева В. А. Образовательный потенциал учреждений высшего профессионального образования как фактор развития образовательного потенциала молодежи // Информационно-исследовательский портал «Человеческий потенциал России». – Режим доступа: http://www.hdirussia.ru/353
  5. Горшкова О. В. Управленческие инновации в вузе. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2007. – 299 с. – Режим доступа: http://bp.vvsu.ru/bp/page.asp?IdRubric=214432.
  6. Денискина Е. В., Сычева И. Н. Эволюция факторов производства в экономической системе [Электронный ресурс] // Глобальные и региональные аспекты экономики: сб. докл. на междунар. науч. конф. / под ред. А. А. Стриженко.  Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2001. – Режим доступа: http://www.altstu.ru/main/sciencework/.
  7. Куфтин Н. Н. Структура и содержание информационной функции российского государства на современном этапе развития // Бизнес в законе. – 2007. – № 3. – Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/struktura-i-soderzhanie-informatsionnoy-funktsii-rossiyskogo-gosudarstva-na-sovremennom-etape-razvitiya.
  8. Мильнер Б. Управление знаниями – вызов XXI века // Вопросы экономики. – 1999. – № 9. – С. 108–118.
  9. Стриженко А. А. Воздействие информационных технологий на современное общество и экономику // Ползуновский вестник. – 2006. – № 3. – Режим доступа: http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/pv2006_03_2/pdf/294stri.pdf.
  10. Чванова М. С. Методологические и теоретические основы информатизации системы непрерывной подготовки специалистов: дис. … докт. пед. наук: 13.00.08. М., 1999. – 365 с. – Режим доступа: http://www.dissercat.com.
  11. Communication from the Commission to the Council, The European Parliament, The European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions; i2010 eGovernment Action Plan:Accelerating Government in Europe for the Benefit of All. {SEC(2006) 511}. – Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52006DC0173.
    ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕДУРОЙ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УЧЕТОМ ТЕКУЩЕЙ УСПЕВАЕМОСТИ В ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ ЭЛЕКТРОННОГО ГОСУДАРСТВА
    В статье выявляются основные аспекты трансформации современной экономики в условиях формирования электронного государства. Раскрывается место, роль, понятие и значение информатизации системы управления процедурой оценки знаний и учетом текущей успеваемости в вузе. В результате фактор информатизации признается одним из ведущих в развитии новых форм оказания образовательных услуг; формулируется понятие информационной системы управления процедурой оценки учебных достижений и учетом текущей успеваемости вуза и определяются ее возможности.
    Written by: Кешиков Константин Андреевич
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/07/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.15_08(17)
    Available in: Ebook