30 Апр

ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ МОЛОДЕЖИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Тема жизненных стратегий молодежи достаточно представлена в социологических исследованиях, при этом она по-прежнему привлекает к себе внимание ученых и является актуальной в условиях стремительного социально-экономического развития российских регионов. Изучение стратегий молодежи Мурманской области представляется злободневной в связи с тем, что данный регион переживает значительную миграционную убыль населения, особенно молодого возраста. Представление о желательных направлениях самореализации, а также определение уровня притязаний данной социально-демографической группы позволит более эффективно выстраивать молодежную политику в регионе, продумать факторы «удержания» молодежи, а также привлечения в Мурманскую область [3, 802].

В качестве основной цели проведенного исследования выступило изучение жизненных стратегий молодежи г. Мурманска.  Использовался количественный метод социологического исследования — анкетный опрос. Его применение позволило выявить мнение молодежи относительно их жизненных планов и возможностей их реализации в Мурманской области.  Объем выборки составил 383 человек. Тип выборки — квотная, случайная. Опрашивались респонденты в возрасте от 14 до 35 лет: школьники, студенты, работники организаций и предприятий различных форм собственности указанных населенных пунктах.

В рамках исследования под жизненными стратегиями понимаются жизненные планы молодежи на близкую и дальнюю перспективу личности, а так же средства их реализации [2, 35].

В этой статье речь пойдет относительно жизненных стратегий молодежи г. Мурманска применительных к экономической сфере.

Образование всегда выступало в качестве одного их ведущих факторов обеспечения качества трудовых ресурсов, в особенности впервые выходящих на рынок труда. А уровень профессиональной подготовки специалистов обеспечивает, в свою очередь, конкурентоспособность национальной экономики. Очевидно, что при игнорировании потребностей рынка труда возникает ситуация нехватки квалифицированных кадров в различных областях, что и наблюдается на сегодняшний день.

Респондентам было предложено ответить на вопрос, какой уровень образования вполне их устаивает. Половина молодых Мурманчан (55,5%) наиболее приемлемым считают для себя одно высшее образование, в то время как треть (37,0%) – 2 и более (в т.ч. магистратура как второе высшее). Варианты среднее общее и послевузовкое (получение ученой степени) выбрало примерно 2% опрошенных (1,7% и 2,1% соответственно). Начальное профессиональное и среднее специальное – 3,8%. При этом, к моменту опроса уровень образования опрашиваемых в 9,7% составлял неполное среднее, в 24,1% — полное среднее, начальное профессиональное и среднее специальное — в 19,8% случаев (2,1% и 17,7% соответственно). Что же касается высшего образования, то 22,8% молодых людей уже получили высшее образование, а 22,4% уже окончили не менее 3-х курсов вуза и 1,3% имеют ученую степень. Можно сказать, что 94,6% молодежи города ориентированы на получение образования не ниже одного высшего, что позволит им быть конкурентоспособными на рынке труда за счет своего человеческого капитала, который в экономической социологии понимается как совокупность профессиональных знаний и навыков, накопленных в процессе образования и повышении квалификации. Согласно концепции человеческого капитала, молодежь будет пытаться максимизировать свои доходы за весь жизненный цикл, решая вопрос об инвестировании времени и средств в повышение собственных производительных возможностей путем получения образования и накопления профессионального опыта.

После того, как человек получает то или иное рабочее место, перед ним возникает проблема выбора между длительной работой на этом месте и улучшением рыночных шансов путем постоянного поиска и смены рабочих мест. Респондентам было представлено 3 альтернативные ситуации относительно предпочтения выбираемой работы. В первой ситуации, где стоял выбор между интересной, но низкооплачиваемой работой и неинтересной, но высокооплачиваемой работой, 47,4% предпочли бы неинтересную, но высокооплачиваемую работу (в т.ч. 21,2% в высокой степени), а для 24,2% опрошенных наибольшую важность (в т.ч. 8,4% в высокой степени) имел интерес в работе. 28,8% затруднились в выборе одной из двух характеристик. Что же касается ситуации высокооплачиваемой, но низкоквалифицированной работы и наоборот, половина (56%) респондентов отдали предпочтение высокой заработной плате, и лишь 16,9 – уровню высокой квалификации работы, 27,1 сделать выбор не смогли. И, наконец, в случае выбора между высококвалифицированной, но неинтересной работы и низкоквалифицированной, но интересной работы опрашиваемые отдали почти равное предпочтение – 35,2% и 37,9% соответственно, и 27,0% опрошенных воздержались от выбора.

«Экономический человек» преследует (непосредственно или в конечном счете) цели максимизации собственных доходов (текущих или за весь жизненный цикл) и принимает соответствующие решения. Во время исследования жизненных стратегий молодежи обрасти, респондентам был задан вопрос: «Какую заработную плату Вы бы считали для себя достойной, если бы сейчас уже достигли желаемой квалификации (должности)?». Исходя из полученных данных, средняя желаемая оплата труда составляет 91 950 рублей. Надо отметить, что разброс в ответах был достаточно большой: от 20 000 до 500 000 рублей. Наиболее популярными ответами оказались заработная плата в 50 000 (17,0%) и 100 000 (13,9%) рублей.

Также надо отметить, что 35,6% респондентов в перспективе ориентированы на должность специалиста высокой квалификации, а 61,5% видят себя на руководящих должностях (в т.ч. 12,1% — руководитель небольшого коллектива, 13,8% — подразделения на предприятии, учреждении, 24,3% — предприятия, учреждения и 11,3% — более высоких звеньев управления). И лишь 2,9% ориентированы на квалификацию рядового работники или специалиста средней квалификации.

Что же касается места карьеры в жизни молодежи области и реализации опрашиваемых  в профессии, то респондентам было предложено из списка основных направлений самореализации выбрать для себя не более 3-х самых желаемых. По частоте выбора первое место занимает реализация респондентов в профессии, их рост как специалистов (51,2% опрошенных).  4-м основным направлением реализации молодое поколение видит для себя повышение образовательного и культурного выбора (40,6% опрошенных). При всем этом лишь на 8 месте (12,7%) молодые Мурманчане рассматривают для себя рост как менеджера и управленца, желание сделать карьеру. Более подробно в таблице 1.

Талица 1

Основные направления самореализации

1)  повышать свой образовательный и культурный уровень (получать новое образование, изучать языки) 40,6% 4
2)  реализовывать себя в профессии, расти как специалист 51,2% 1
3)  повышать уровень своего материального благополучия (покупка жилья, машины и пр.) 46,3% 2
4)  расти как менеджер, управленец, сделать карьеру  (на работе, службе) 12,7% 8
5)  создать семью и реализовывать себя в семье (растить детей) 45,8% 3
6)  реализовывать себя в общественной и политической сферах 5,1% 10
7)  посвятить себя творческой деятельности (спорту) 17,3% 7
8)  создать и развивать собственный бизнес 21,5% 6
9)  выстроить систему отношений, связей (дружеских, деловых) 8,9% 9
10) наполнить свою жизнь отдыхом, путешествиями, развлечениями 33,0% 5
11) нет определенных планов 1,6% 11
12) другое (укажите, что) 0,2% 12

  Это что касалось аспектов вопроса человека в  трудовых отношениях. Перейдем к вопросу — человек в роли участника рынка.

  Затронем вовлеченность молодежи города Мурманска в теневую экономику. Напомним, что к основным элементам теневой экономики того или иного предприятия или учреждения относятся:

  • Сокрытие предпринимательской деятельности;
  • Сокрытие части хозяйственных операций;
  • Сокрытие найма рабочей силы;
  • Сокрытие доходов.

Респондентам был предложен альтернативный выбор: если мне предложат получать неофициально «в конверте» в 2 раза больше, то я соглашусь и если мне предложат получать неофициально «в конверте» в два раза больше, чем официально, то я не соглашусь. И полученные результаты вовсе не такие, которые полагаются. 49,4% опрошенных респондентов готовы согласиться, в т.ч.29,9% в высокой степени уверенности, на заработную плату в конверте, притом, что не соглашаться обязуются всего лишь 19,1%, в т.ч. 9,6% вообще. И 31.6% затруднились выбрать одно из двух суждений. Возможно, это связанно с тем, что не хотели признаваться, какую в действительности они разделяются позицию.

Но при этом, надо отметить, что молодые Мурманчане стараются как можно меньше иметь дел с теневой экономикой. К моменту опроса имели занятость без официального устройства 14,5% опрашиваемых, из которых 12.3% имели основную занятость с официальным устройством, а дополнительную – без. В целом, можно сказать, что 65,8% процентов молодых людей имеет официальное устройство. Подробно о виде занятости Мурманчан в таблице 2.

Таблица 2

Виды занятости молодежи г. Мурманска

1.Имею только основную занятость (работа с официальным устройством или учеба на очном отделении) 38,8%
2.Имею основную занятость и дополнительно работаю (с официальным устройством) 11,9%

 

3.Имею основную занятость и дополнительно работаю (без официального устройства) 12,3%

 

4.Имею основную занятость и дополнительно учусь (на вечернем, заочном отделении или получаю дополнительное образование) 25,1%

 

5.Основной занятости нет, есть дополнительная без официального устройства 2,2%
6.Основной занятости нет, учусь на вечернем, заочном отделении или получаю дополнительное образование 1,8%
7.Временно нет ни основной, ни дополнительной занятости 7,9%

Экономическая активность является составляющей частью экономической культуры, которая с одной стороны динамична, так как зависит от конкретной экономической и социально-политической ситуации, а с другой стороны, в ее корне всегда лежат традиционные формы хозяйствования. Исследование экономической активности молодежи должно идти параллельно с изучением факторов экономической социализации российской молодежи, которые зависят от информационных потоков, циркулирующих в современной России и оказывающих непосредственное влияние на экономическую культуру, которая находит проявление в отношении к труду, разработке жизненных планов, готовности к предпринимательской деятельности молодежи, инновационного поведению и т.д. [1, 168].

В заключение можно также констатировать, что молодежь постоянно нужно держать в исследовательском поле зрения, так как является движущей силой развития, как самого государства, так и его экономики.

Список литературы:

  1. Васильева Е.Н.Молодежные и детские общественные организации как агенты формирования экономической активности молодежи // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. – 2012. — №3. – С. 168-171.
  2. Лунина Ю.В. Жизненные стратегии молодежи: основные направления социальной поддержки // Вестник Оренбургского Государственного Университета. – 2008. — № 80. – С.34-38.
  3. Шарова Е.Н., Недосека Е.В. Жизненные стратегии молодежи Мурманской области: социологический анализ основных измерений // Вестник Мурманского Государственного Технического Университета. –  Том 17. – 2014. –   №4. – С.802-811.
    ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ МОЛОДЕЖИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
    Written by: Морякина Алиса Романовна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/14/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)
    Available in: Ebook